Николай Иванович Дыренков - пионер отечественного танкостроения, один из авторов проектов гусеничной бронетехники, броневагонов и другой техники в предвоенный период. Он родился 12 апреля 1898 г. в крестьянской семье в деревне Малая Режа Ярославской губернии. Получил начальное образование техника в Рыбинске, а в 1910-1914 гг. ремесленную школу при механико-техническом училище. Оказавшись в годы революции в Петрограде и недолго прослужив там начальником воздушной обороны города, Дыренков в марте 1918 г. возвращается в Рыбинск, где занялся созданием совета народного хозяйства и стал его управляющим.
В истории становления отечественной оборонной промышленности имя Дыренкова было связано с созданием колесно-гусеничного танка Д-4, для чего в декабре 1929 г. на Ижорском заводе в Ленинграде было организовано, в составе Управления механизации и моторизации РККА, опытно-конструкторское и испытательное бюро, которое он и возглавил. Следует вспомнить, что в июне 1926 г. была принята «Трехлетняя программа танкостроения», которая ставила задачу вооружения в течение трех лет Красную армию всеми видами современной бронетанковой техники, поэтому Д-4 был весьма к месту. В документах тех лет он именовался как «танк Дыренкова».
Мотоброневагон Д-2
Колесно-гусеничный танк Д-4
На Ижорском заводе Дыренков наладил производство бронеавтомобилей Д-8 (разведывательный двухместный бронеавтомобиль при одном пулемете действующем, одном запасном и четырех огневых точках) и Д-12 (шасси и вооружение те же, но с удлиненным кузовом и добавленной установкой стандартной зенитной авиатурели). Несмотря на трудности в эксплуатации из-за тесного корпуса и неудовлетворительного размещения вооружения эти бронемашины приняли бой в первые месяцы Великой Отечественной войны, а Д-12 оставался в строю до 1945 г. За период работы в Опытно-конструкторском и испытательным бюро УММ под его руководством было создано более 50 моделей гусеничной бронетехники, броневагонов и другой техники.
Серийный образец Д-8 (1932 г.)
Серийный образец Д-12 (1933 г.)
В декабре 1932 г. Дыренков был назначен заместителем директора и начальником отдела механизации и моторизации Научного автотракторного института (НАТИ). Дальше следы его бурной проектно-конструкторской деятельности теряются. Известно только, что 13 октября 1937 г. Дыренков был арестован и 9 декабря приговорен к расстрелу за «участие в диверсионно-террористической организации». В этот же день приговор привели в исполнение на полигоне «Коммунарка» (Московская область). Реабилитирован в 1956 г.
Из всех проектов Дыренкова до нашего времени дошли только несколько фотографий. Эти проекты, несмотря на недостатки, были взяты на вооружение по простой причине - иных разработок тогда еще не было. И только изучение всех недочетов в условиях эксплуатации, да и создание науки танкостроения, позволили конструкторам накопить те ценные знания, на базе которых перед Великой Отечественной войной были созданы легендарный Т-34 и многие другие образцы вооружений и военной техники.