Выдающийся отечественный ученый и конструктор в области автоматики, телемеханики и систем управления ракетно-космической техники Николай Алексеевич Пилюгин родился 5 (18) мая 1908 г. в поселке Красное село Царскосельского уезда Санкт-Петербургской губернии в семье нижнего чина российской кавалерии.
В 1926 г. после окончания 9 классов школы Николай Алексеевич был принят на работу в Центральный аэрогазодинамический институт (ЦАГИ) учеником слесаря. Быстро освоил специальность, достигнув на этом поприще высокого профессионализма, и стал особо квалифицированным мастером своего дела.
Молодого рабочего с «золотыми руками» и «светлой головой», заметил Андрей Николаевич Туполев. Он дал ему персональное направление в МВТУ им. Н.Э. Баумана, где сам преподавал по совместительству.
В 1930 г. Н.А. Пилюгин поступил в хорошо известный к тому времени даже за пределами страны ВУЗ, на факультет приборостроения, и в 1935 г., получил диплом инженера-механика. Его дипломный проект был посвящен разработке прибора «Жирограф», предназначенного для записи результатов измерений угловых скоростей самолета. Вернувшись работать в ЦАГИ, Николай Алексеевич смог воплотить свои новаторские технические идеи в жизнь. Прибор-самописец, прикрепленный к самолету, регистрировал на бумаге малейшие изменения углового положения самолета по углам крена, курса и тангажа. Расшифровка записи на земле давала полную картину поведения самолета в воздухе. «Жирограф» Н.А. Пилюгина использовался при летных испытаниях и доводке самолетов более полувека.
Через два года Пилюгина назначили начальником лаборатории авиационного оборудования, которая занималась исключительно автоматическими системами управления.
В 1941 г. Николай Алексеевич перешел в отделившийся от ЦАГИ Летно-испытательный институт (ЛИИ), где занимался разработкой самолетной автоматики, в том числе автопилотов. В 1943 г. он окончил аспирантуру при Московском авиационном институте, защитил кандидатскую диссертацию.
Знакомство Н.А. Пилюгина с ракетной техникой произошло в 1944 г. Как перспективного специалиста, его перевели на должность начальника отдела в НИИ-1, отвечавший за решение практических задач ракетостроения. Институт был создан на базе НИИ-3 - бывшего РНИИ - первой в мире государственной научно-исследовательской и опытно-конструкторской организации, объединявшей различные направления теоретической и практической разработки проблем ракетной техники.
Николаю Алексеевичу в составе группы сотрудников НИИ-1 предстояло по доставленным в институт фрагментам немецкой баллистической ракеты ФАУ-2 изучать компоновочную и конструктивно-силовую схемы этой ракеты, а также схему ее системы управления.
Именно работы по изучению системы управления и возглавил Н.А. Пилюгин, поскольку уже имел достаточный практический опыт исследований и проектирования систем автоматического регулирования с гироскопическими приборами, а также отработки автопилотов самолетов.
За год работы группе специалистов НИИ-1 удалось разобраться и восстановить схему действия пневмогидросхемы ФАУ-2, рассчитать основные характеристики и возможные траектории полета ракеты.
Н.А. Пилюгину удалось не только досконально изучить трофейную технику, но и усовершенствовать ее, правда, пока только на теоретическом уровне. О собственных разработках речи тогда не шло, до победных залпов мая 1945 г. было еще далеко, а враг оказывал упорное сопротивление. Поэтому сначала надо было оперативно разобраться в «ракетном наследии третьего рейха».
Нарком вооружений Д.Ф. Устинов высоко оценил результаты деятельности группы. Николай Алексеевич был награжден медалью «За отвагу».
Весной-летом 1945 г. по указанию Председателя Государственного комитета обороны И.В. Сталина, в поверженную Германию с целью изучения управляемого ракетного оружия большой дальности были командированы специалисты-ракетчики из СССР. Среди них был и Н.А. Пилюгин прибывший в г. Бляйхероде в Тюрингии, где Б.Е. Черток создавал советский ракетный центр «Рабе» (сокращение немецкого «ракетенбау» - строительство ракет) для изучения технической и технологической документации ФАУ-2, а также составления проектной документации, которая затем легла в основу проектирования отечественной ракеты Р-1.
Назначенный главным инженером института «Рабе» полковник Пилюгин активно включился в работу коллектива института. Он лично разбирал и собирал бортовые приборы ФАУ-2. Когда его спросили, зачем он это делает Николай Алексеевич объяснил: «Когда я сам, без всякой спешки, разбираю неизвестный прибор, то пытаюсь не только понять принцип его работы, но и разгадать мысли его конструктора - почему каждая деталь сделана так, а не иначе».
В Бляйхероде Николай Алексеевич познакомился и с Сергеем Павловичем Королевым, с которым рука об руку прошел всю совместную «ракетно-космическую дорогу». Оба были энтузиастами своего дела, поэтому легко нашли общий язык и быстро сдружились. В 1946 г., когда в СССР только начинались работы по ракетной тематике, Королев рекомендовал Пилюгина на должность главного конструктора автономных систем управления НИИ-885. Вошел Николай Алексеевич и в первый состав знаменитого королевского Совета главных конструкторов, занимался разработкой автономных систем управления отечественной баллистической ракеты Р-1, да и всех последующих баллистических ракет и космических аппаратов, разрабатываемых С.П. Королевым...
В 1947 г. в ходе испытаний на полигоне Капустин Яр ракет ФАУ-2 обнаружились серьезные недостатки в системе управления. С.П. Королев поручил Н.А. Пилюгину устранить недостатки. Пилюгин не стал совершенствовать немецкую пневмогидросхему управления, а разработал для отечественной Р-1 оригинальную автономную бортовую систему. Траектория ракеты стала близкой к расчетной, а главное - резко повысилась точность попадания в цель.
Талант Пилюгина как ученого и конструктора раскрылся при разработке систем управления баллистической ракеты Р-5М - первого отечественного носителя ядерного оружия. При разработке системы управления ракетного комплекса были решены задачи, которые в дальнейшем обеспечили преимущества автономных систем управления перед радиосистемами. Особенно по точности поражения цели, наиболее значимой характеристике ракетного оружия.
Созданные под руководством Н.А. Пилюгина системы автоматики и телемеханики обеспечивали надежное управление ракетой на активном участке траектории и точное наведение ее на цель.
Управление легендарной «Семеркой» - первой в мире межконтинентальной баллистической ракетой, прообразом будущего «Союза», системы управления ракеты-носителя «Протон» - все это разрабатывалось под руководством Николая Алексеевича Пилюгина. Однако особой гордостью Пилюгина стала система управления возвращаемого корабля «Буран». Разработки академика и сегодня применяются в современной ракетной технике. Одноразовые ракеты-носители тяжелого класса «Протон» уходили в небо с его системой управления, а ракетные комплексы «Тополь-М» обеспечивают оборону страны.
С 1963 г. Николай Алексеевич - директор и главный конструктор НИИ АП (ФГУП «НПЦ АП»).
Основоположник отечественных систем автономного управления ракетными и ракетно-космическими комплексами - академик Н. А. Пилюгин в последние годы руководил разработкой систем управления для многих ракетных, ракетно-космических комплексов и автоматических межпланетных станций.
Николай Алексеевич - создатель научной и инженерной школы в ракетно-космической отрасли. Доктор технических наук (1958 г.), член-корреспондент (1958 г.), академик (1966 г.), член Президиума АН СССР (1967 г.). Заведующий кафедрой МИРЭА (1969 г.), профессор (1970 г.). Н. А. Пилюгину принадлежала главная роль в научно-практических решениях задач управления полетом статически неустойчивых ракет, методик моделирования на аналого-цифровых средствах процессов управления, создания методов обеспечения высокой надежности систем автоматического управления (САУ), создания и внедрения в САУ их основного звена - бортовых цифровых вычислительных систем. Предложенные Н. А. Пилюгиным решения обеспечили высокую боеготовность и точность выполнения задач по управлению ракетно-космическими комплексами.
Дважды Герой Социалистического Труда (1956 и 1961 гг.). Лауреат Ленинской (1957 г.) и Государственной премий (1967). Награжден орденами Ленина (1956, 1958, 1968, 1975, 1978 гг.), Октябрьской Революции (1971 г.). Депутат Верховного Совета СССР (VII-Х созывов).
Трудно переоценить научно-техническое наследие Н.А. Пилюгина. Дело академика продолжает носящий его имя ФГУП «НПЦ АП» автоматики и приборостроения. Созданная талантливым ученым научно-техническая школа - «школа Пилюгина» сегодня продолжает и углубляет теорию управления движением летательных аппаратов, на основе которой создают и производят точные, надежные и высокотехнологичные системы управления на уровне мировых аналогов.