Михаил Ильич Кошкин (21 ноября (3 декабря) 1898 г. - 26 сентября 1940 г.) - выдающийся советский конструктор, который оставил неизгладимый след в истории, создав легендарный танк Т-34 - символ Великой Отечественной войны.
М.И. Кошкин родился в деревне Брынчаги Угличского уезда Ярославской губернии в многодетной крестьянской семье. Глава семейства в 1905 году погиб на лесоразработках, и Михаилу с ранних лет довелось думать, как заработать кусок хлеба. Мать Михаила пошла в батрачки, а сам он, окончив в 10-летнем возрасте три класса церковно-приходской школы, в четырнадцать лет уезжает к родственникам в Москву, где случайно попадает в дом к рабочему кондитерской фабрики и устраивается подмастерьем в карамельный цех (в советское время - фабрика "Красный октябрь").
Михаил Ильич Кошкин
За 8 лет работы будущий изобретатель прошел путь от ученика пекаря до рабочего по обслуживанию карамельных автоматов. В начале 1917 года Михаил Кошкин призывается в армию и попадает в 58-й пехотный полк, воевавший на Западном фронте. В августе 1917 года, после ранения, направляется на лечение в Москву, а в конце 1917 года демобилизуется из армии.
15 апреля 1918 года Кошкин добровольцем уходит в сформированный в Москве железнодорожный отряд РККА; участвует в боях на фронтах Гражданской войны - под Царицыном, под Архангельском на Северном фронте, где, воюя против английских интервентов, вероятнее всего, впервые знакомится с английскими танками "Рикардо" Mark V, которые использовались интервентами на этом участке фронта, а также с другой бронетехникой (бронепоездами РККА).
Кошкин закончил войну на Севере политработником 3-го железнодорожного батальона 18-й дивизии Северного фронта. По дороге на Польский фронт он заболел тифом, и затем направлен в Киев, в 3-ю железнодорожную бригаду, занимавшуюся восстановлением железнодорожных путей и мостов в полосе наступления. После демобилизации Кошкин добился направления на завод "Красное Сормово", где собирался первый советский танк на базе французского "Рено FT-17" (Renault FT modèle 1917), и аплодировал вместе с рабочими, когда из ворот выехала первая модифицированная копия, выпущенная под названием КС ("Красное Сормово", также известный как "Танк М" и "Рено русский"). Правда, участия в каких-либо боевых действиях эти танки не принимали.
Танк «Рено-Русский». Одна из фотографий, посланных в подарок Л.Д.Троцкому. 1920 год.
В 1921 года Михаила Кошкина направляют на военно-политические курсы в Харьков, затем - в Коммунистический университет имени Я.М.Свердлова в Москве, после окончания которого он назначается директором Вятской кондитерской фабрики. Но мечта стать конструктором не оставляла Михаила Ильича, и он написал С.М.Кирову письмо с просьбой помочь поступить в политехнический институт. Киров ответил на письмо и после личной встречи помог сменить профессию.
Считается, что именно Киров направил Кошкина в университет. Но последний обязан своим техническим образованием прежде всего тому, что в 1928 году ЦК партии направил тысячу коммунистов в вузы, и Кошкин оказался в числе "тысячников", став в 1929 году студентом Ленинградского машиностроительного института.
Получив диплом, Кошкин два с половиной года трудился в танковом КБ Ленинградского завода им. С.М.Кирова, стремительно прошел путь от рядового конструктора до заместителя начальника КБ. Модифицированную им новую коробку передач для танка установили на опытный образец среднего КТ-29 и молодой инженер был направлен на танкостроительный завод в Харьков, где трудился над усовершенствованием БТ-5 и БТ-7.
Изучив опыт гражданской войны в Испании, во время которой была применена мощная противотанковая артиллерия, военное руководство страны поставило перед конструкторами задачу разработать защиту танков БТ. В октябре 1937 года промышленность получила от Автобронетанкового Управления РККА задание на разработку нового манёвренного колёсно-гусеничного танка.
Задание выполнялось конструкторским бюро Ленинградского завода опытного машиностроения № 185 имени Кирова под руководством С.А.Гинзбурга. Менее чем за год КБ спроектировало колёсно-гусеничный танк, которому был присвоен индекс А-20, в точном соответствии с техническим заданием заказчика - Автобронетанкового Управления РККА. От БТ-7М танк А-20 отличался прежде всего новой формой корпуса, впервые в танкостроении было применено расположение броневых листов под углом. Впоследствии такой принцип построения бронезащиты стал классическим, широко применялся в танках всех стран.
А-20 отличался также новым приводом к ведущим колёсам, три из четырёх катков (на борт) были ведущими. Чисто гусеничный движитель позволил значительно сократить вес ходовой части, увеличив толщину брони и калибр орудия. Вместо привычной для быстроходных танков «сорокопятки» конструкторы запланировали установить самую мощную - 76-милиметровую - из разработанных тогда танковых пушек. Серийно производство танка осуществлено не было из-за сложности его производства и многочисленных недостатков самой конструкции; к примеру, подвеска танка Т-111 была блокированной, с листовыми рессорами, которые были размещены внутри корпуса машины, что усложняло задачу монтажа и демонтажа отдельных элементов. Тем не менее группа конструкторов за участие в разработке опытной модели первого советского среднего танка с противоснарядным бронированием Т-111 (Т-46-5) была награждена государственными наградами; Кошкин получил орден Красной Звезды.
Танк Т-46-5
Небольшой отрыв по ТТХ танка А-20 по сравнению с БТ-7М явился причиной создания в КБ-24 «инициативного» танка, названного Т-32. Существенным его отличием была замена колёсно-гусеничного движителя более простым, чисто гусеничным. Отмена колёсного хода на Т-32 позволила не только значительно упростить конструкцию танка, но и за счёт сэкономленного веса усилить бронезащиту. На этом образце была установлена более мощная пушка калибра 76 мм.
Зимой 1936 года Кошкин возглавил конструкторское бюро танкового отдела Харьковского паровозостроительного завода. Техзадание на новую колесно-гусеничную машину предусматривало броневую защиту только от пуль крупнокалиберных пулеметов, и вооружение в виде 45-милиметровой пушки. Танк создавался в тяжелой обстановке, царившей в предвоенные годы в харьковском КБ-190. Конструкторов и инженеров сажали в тюрьмы по доносам. Кругом мерещились враги народа. Малейшая задержка в графиках выполнения задания могла стоить «десятки» лагерей. В этой чехарде арестов Кошкин продолжал создавать свой танк.
Недоработки в конструкции БТ-7 привели к аресту за «вредительство» начальника конструкторского бюро Афанасия Фирсова; был расстрелян директор Харьковского завода Бондаренко. Одновременно назревает общий кризис танкостроения, вызванный появлением нового вида оружия - противотанковой пушки.
Когда в начале 1990-х годов широкому кругу исследователей стали доступны архивные документы тех лет, выяснилось, что факты во многом расходились с той благостной легендой, которая внедрялась в массовое сознание с благословения идеологического отдела ЦК КПСС. Изучение документов позволяет рассказать наиболее полную историю создания танка Т-34. В своей рукописи «Воспоминание о танкостроителях и дизелестроителях» Василий Никитич Васильев, стоявший у истоков создания двигателя танка Т-34, писал:
Официальная советская историография связывает создание знаменитого танка Т-34 исключительно с именем главного конструктора Михаила Кошкина, сменившего в декабре 1936 года репрессированного Афанасия Фирсова. Но основы для создания Т-34, его первичный технический облик, основные боевые характеристики были заложены ещё при Фирсове. Уже в конце 1935 г. на столе главного конструктора лежали проработанные эскизы принципиально нового танка: противоснарядное бронирование с большими углами наклона, длинноствольная 76,2 мм пушка, дизельный двигатель В-2, масса до 30 тонн. Ближайшими помощниками Фирсова в этих разработках были Александр Морозов и Михаил Таршинов. Так или иначе, воплотить в жизнь разработки КБ Фирсова суждено было именно Кошкину, назначенному на место Фирсова в декабре 1936 года.
Поначалу далеко не все пошло гладко: первый самостоятельный проект Кошкина оказался не очень удачным - созданный под его руководством танк БТ-9 был отклонен в 1937 году по причине конструктивных ошибок и несоответствия требованиям задания. Кошкина отстранили от работы, и от ареста Кошкина и его команду спасло то, что новый начальник бюро на два месяца затянул сдачу документов, без конца перепроверяя расчеты. В итоге терпение руководства оборонки лопнуло, и Кошкина вернули к проекту.
На Главном Военном Совете в августе 1938 года, где рассматривались результаты выполнения задания АБТУ РККА, М.И.Кошкину удалось добиться разрешения изготовить в металле наряду с колёсно-гусеничным танком А-20 и чисто гусеничный Т-32.
К середине 1939 года опытные образцы танков А-20 и Т-32 были изготовлены и представлены Государственной Комиссии для проведения испытаний. Комиссия отметила, что оба танка «по прочности и надёжности выше всех опытных образцов, выпускаемых ранее», но ни одному из них не было отдано предпочтение.
Проведённые вторичные испытания опытных танков А-20 и Т-32 осенью 1939 года, а главное, проходившие в то время боевые действия в Финляндии со всей очевидностью подтвердили, что тактическую подвижность в условиях пересечённой местности, особенно в осенне-зимний период, могут обеспечить только гусеничные машины. Одновременно была определена необходимость дальнейшего повышения боевых параметров танка Т-32 и особенно - усиления его защиты.
В предельно короткие сроки конструкторским бюро была проведена доработка танка Т-32 путём дальнейшего усиления бронезащиты, вооружения и осуществления ряда других конструктивных изменений. В результате этой работы был создан образец танка, который получил наименование Т-34 и в дальнейшем стал основным танком Советской Армии в годы Великой Отечественной войны.
Танк Т-34 - боевая легенда Великой Отечественной войны
Танк Т-34 стал настоящей боевой легендой. Рассмотрим его основные характеристики.
Маневренность
Уникальным Т-34 стал благодаря двигателю. Средний танк с дизельным В-2 силой пятьсот лошадиных сил, обшитый противоснарядной броней, не уступал в маневренности и скорости более легким машинам. «Тридцатьчетверка» обязана своей славе во многом благодаря превосходным ходовым характеристикам. Благодаря им средний танк с противоснарядным бронированием практически не уступал более легким машинам в скорости: 54 км/ч по шоссе и 25 км/ч по пересеченной местности. Хорошее соотношение мощности двигателя и боевой массы танка в сочетании с широкими гусеницами делали его необычайно маневренным и способным без особых проблем проходить через самую вязкую грязь и огромные снежные сугробы. Во время Великой Отечественной войны маневренность Т-34 во многом решила судьбу их противостояния с немецкими «Тиграми» и «Пантерами».
Британский военный историк Норман Дейвис, автор книги «Европа в войне. 1939 - 1945. Без простой победы», пишет, что шустрые советские Т-34 «охотились стаями», как волки, не оставляя шансов неповоротливым немецким «Тиграм». Однако профессору Дейвису не мешало бы напомнить, что «охота стаями на «Тигры» не была приоритетной задачей Т-34, поскольку танки созданы для решения иных задач, нежели истребление себе подобных машин. Согласно сухой статистике 3/4 потерь бронетехники на Восточном фронте приходятся на огонь противотанковой артиллерии и подрывы на минных полях.
8 сентября 1946 года выпущенный на Уральском танковом заводе №138 танк торжественно поставили у проходной завода. Сорок лет он стоял как памятник самому себе. Когда его решили переставить на новое место, просто залили горючее в бак и он поехал!
Наклонная броня
Еще один секрет успеха Т-34 крылся в его броне. Толщина ее не была рекордной: на образцах 1940 года она составляла 40-45 миллиметров. Крайне удачным оказалось решение Михаила Кошкина расположить бронелисты под углами, а не строго вертикально. Таким образом, основная часть снарядов попадала в машину по касательной траектории и не могла ее пробить. Рациональные углы наклона брони повышали ее эффективность в полтора-два раза по сравнению с тем, если бы их не было. Это позволило создателям машины обеспечить огромную экономию ее веса, создав конструкционный задел на будущее. Со временем толщину бронелистов пришлось увеличивать, но фактическая проходимость и маневренность машин хуже не стала. Отличную защищенность Т-34 с большой неохотой констатировали и немцы.
Огневая мощь
По-настоящему революционным у Т-34 было и вооружение. Он оснащался длинноствольным 76-миллиметровым орудием. На первые экземпляры ставилась пушка Л-11, а потом на смену ей пришла более совершенная Ф-34. В начальном периоде Второй мировой ни один иностранный танк не мог похвастать ничем даже близко подобным. Эта пушка без всяких проблем могла уничтожить любую вражескую бронемашину с дальней дистанции. Если в танке заканчивался боекомплект, для боя он мог использовать снаряды и от полевых пушек соответствующего калибра. Вооружение «тридцатьчетверок» перестало удовлетворять военных только в 1942-1943 годах, когда у немцев появились «Пантеры» и «Тигры». И тут на помощь пришел конструкционный запас танка. В короткое время было освоено производство Т-34 с 85-миллиметровыми орудиями. Установка более тяжелых пушек не требовала приношения в жертву маневренности машин и в итоге новые «тридцатьчетверки» опять стали грозой врагов на поле боя.
Простота и высокая ремонтопригодность
Как и многие другие образцы русского оружия, Т-34 стал эталоном простоты в обслуживании и надежности. Это была на самом деле практически неуничтожимая машина. Да, ее можно было подбить и вывести из строя, но при должных навыках ее можно было отремонтировать прямо на поле боя в условиях минимального наличия запчастей. Ремонтопригодность Т-34 во многом определялась конструкцией броневого корпуса, верхний лист кормы которого откидывался на петлях, а крыша снималась. Это позволяло без особых проблем получить доступ к агрегатам трансмиссии или двигателю, а также заменить их. «Тридцатьчетверки» были поистине танками-конструкторами: из двух не пригодных к восстановлению машин легко собиралась одна боеспособная. В начале Великой Отечественной, когда новых танков катастрофически не хватало, именно высокая ремонтопригодность имеющихся танков во многом позволила остановить наступление немцев.
Проект танка Т-34 утверждается в 1938 году. По результатам первых испытаний было принято решение изготовить танки с усиленной броней. В начале марта 1940 года два опытных образца танка Т-34 на смотр в Москву отправились из Харькова своим ходом, пройдя 750 километров (!). Кошкину приказали поехать с ними.
17 марта 1940 года Кошкин участвовал в показе своих машин Т-34 членам правительства в Кремле. Показ на Ивановской площади Кремля в присутствии всего высшего руководства СССР и всесторонние стендовые и ходовые испытания на танковом полигоне окончательно решили судьбу танка, Сталин лично поблагодарил конструкторов. 31 марта 1940 года Кошкин представил опытные танки Наркому среднего машиностроения и Наркому обороны, которые рекомендовали немедленно поставить танк Т-34 на производство.
Но Кошкин своему детищу радовался недолго. Пробег Харьков - Москва - Харьков подорвал его здоровье, простуда и переутомление привели к заболеванию пневмонией. Однако напряжение последних лет не ослабло, организация серийного производства Т-34, значительно отличающегося по конструкции от БТ-7, шла тяжело, требовалась масса текущих доработок, кроме того, в это время в КБ-520 работало над следующей моделью - Т-34М и намечался перспективный танк с поперечным расположением двигателя Т-44.
Вскоре заболевание обострилось, и Михаилу Кошкину пришлось удалить одно лёгкое, он был направлен на реабилитационный курс лечения в заводской санаторий «Занки» под Харьковом, где и скончался 26 сентября 1940 года, за 9 месяцев до начала войны. Главным конструктором и руководителем КБ-520 стал заместитель Кошкина - Александр Морозов. Посмертно М.И. Кошкин уже 10 апреля 1942 года награжден Сталинской премией 1-й степени за создание танка Т-34. Посмертно же он получил и звание Героя Социалистического Труда (Указ Президента СССР № 824 от 4 октября 1990 года), и орден Ленина.
Кошкин был похоронен в Харькове на Первом городском кладбище или, как его называли до революции, Ивано-Усекновенском кладбище (ныне Молодёжный парк). До сегодняшнего дня могила не сохранилась. Существует версия, что после начала войны Адольф Гитлер объявил Кошкина своим личным врагом и даже приказал уничтожить его могилу в Харькове. Такую гипотезу историки обосновывают тем, что кладбище подверглось целенаправленной атаке немецких бомбардировщиков, хотя рядом никаких стратегических объектов не было.
По другим данным, гроб с телом Кошкина был кремирован, урна с прахом хранилась в помещении при городском морге г. Харькова, который и был подвергнут бомбовому удару. События происходили в конце 1941 года, на конечной стадии эвакуации Харьковского паровозостроительного завода в Нижний Тагил и перед захватом города немецкими войсками. После окончания войны установить точное местонахождение могилы выдающегося конструктора не удалось.
Мемориальная доска установленная на здании, где жил Михаил Ильич (г. Харьков, ул. Пушкинская, 54/2)
Чудо советской инженерной мысли приводило в ужас. Известный немецкий танкист Отто Кариус в своих воспоминаниях писал: «Еще одно событие ударило по нам, как тонна кирпичей: впервые появились русские танки Т-34! Изумление было полным. Как могло получиться, что там, наверху, не знали о существовании этого превосходного танка? Т-34 с его хорошей броней, идеальной формой и великолепным 76,2-мм длинноствольным орудием всех приводил в трепет, и его побаивались все немецкие танки вплоть до конца войны. Что нам было делать с этими чудовищами, во множестве брошенными против нас?». Гудериан, танки которого впервые столкнулись с Т-34 2 июля 1941 года, позже напишет: «18-я танковая дивизия получила полное представление о силе русских, ибо они впервые применили свои танки Т-34, против которых наши пушки в то время были слишком слабы». Пророческими оказались слова одного немца, увидевшего творение Кошкина в начале войны: «Если этот танк пойдет в производство, войну мы проиграем».
На Красную площадь выезжает военная техника во главе с легендарным танком Т-34-85. В сопровождение мотовездеходов со штандартами 10 фронтов Великой отечественной войны.
Благодаря совокупности своих боевых качеств Т-34 признан многими специалистами и военными экспертами одной из лучших боевых машин Второй мировой войны. При его создании советским конструкторам удалось найти оптимальное соотношение между основными боевыми, тактическими, баллистическими, эксплуатационными, ходовыми и технологическими характеристиками. Последняя модификация Т-34-85 состоит на вооружении некоторых стран (Вьетнама, Гвинеи и Мали) и по сей день.
В республиках бывшего СССР его чаще можно увидеть в военных музеях. Легендарная машины теперь всегда становятся одними из главных участников парадов на Красной площади в Москве и ко Дню независимости в Минске.
Михаил Ильич Кошкин