В.А. Слесарев известен тем, что сконструировал самый крупный из всех русских самолетов, построенных в период Первой мировой войны 1914-1918 гг. - «Святогор». Об этом самолете комиссия выдающегося русского ученого, основоположника гидро- и аэродинамики Н.Е.Жуковского, дала в свое время блестящий отзыв. И в наши дни авторы серьезных научных исследований в области отечественной авиации неизменно пишут о «Святогоре» в превосходных выражениях, не стесняясь на похвалы. Этот самолет опередил свое время и даже несмотря на то, что не оторвался от земли, оставил яркий след в истории мировой авиации.
В.А. Слесарев. 1910-е годы.
Из собрания Центрального военно-морского музея
К сожалению, сведения о конструкторе этого удивительного самолета немногочисленны, отрывочны и противоречивы. Трагическая гибель В.А. Слесарева в относительно молодом возрасте породили массу домыслов и предположений о судьбе его творческого наследия.
Василий Слесарев родился в селе Следнево Ельнинского уезда Смоленской губернии в семье торговца. С детства он пристрастился к чтению и различным техническим диковинам. Когда Василию исполнилось 14 лет, отец определил его в техническое училище в Москве, где юноша проучился шесть лет. Уже тогда у него проявилась страсть к изобретательству. В 1904 г. Василий Слесарев поступил на первый курс Петербургского электротехнического института, но из-за участия в студенческих волнениях был вынужден покинуть столицу и вернуться в родное село. Вскоре он поступил в Дармштадтское высшее техническое училище в Германии и в 1909 г. окончил его. В эти годы он изобрел и изготовил приоры для изучения полета насекомых, в том числе высокоскоростную кинокамеру. Однако помимо германского, Слесарев. захотел получить и русский диплом.
В 1910 г. он завершил обучение в Императорском техническом училище в Москве (позднее МВТУ). Слесарева высоко ценил «отец русской авиации» профессор Николай Егорович Жуковский, и он был одним из его лучших учеников, работал в лаборатории Жуковского.
Обычно любимые ученики Н.Е. Жуковского, став инженерами, продолжали работать вместе с ним, совершенствуя авиационную науку. Но Василию Адриановичу пришлось его оставить и перебраться в столицу. По рекомендации Жуковского Слесарев был привлечен к созданию Аэродинамической лаборатории при Петербургском политехническом институте, которая ко времени завершения строительства считалась лучшей в Европе. Он принимал участие в аэродинамических продувках деталей и узлов самолетов конструкции И.И. Сикорского - «Русский витязь» и «Илья Муромец». Многие эти детали и узлы были сконструированы и проверены на прочность в лаборатории, в которой даже строились опытные аэропланы. Со всех концов России в лабораторию присылались чертежи отдельных частей самолетов, изготовленные образцы тщательно исследовали и проверяли. Всё это способствовало повышению авторитета молодого научно-исследовательского учреждения. В.А. Слесарев даже проверил результаты аэродинамических исследований знаменитого Эйфеля (создатель парижской башни) и обнаружил ряд серьезных ошибок в работах этого инженера. Василию Андриановичу удалось оборудовать свою аэродинамическую трубу таким образом, что он добился скорости вихревого потока в ней в 50 метров в секунду, превзойдя трубу Эйфеля по этому показателю в два раза. Также Слесарев проводил в лаборатории исследования по улучшению летных характеристик боевых самолетов типа «Ньюпор» и «Фарман». Владимир Адрианович читал лекции на курсах авиации при Петербургском политехническом институте, которые были изданы в 1912 г. Он стал автором первого русского учебного курса авиационного материаловедения.
Все эти научно-исследовательские работы привели В.А. Слесарева от необходимости проверок и совершенствования чужих авиационных конструкций к конструированию своих. Он разработал и внедрил авиационный прибор - «определитель земной скорости», которым оснащались самолеты типа «Илья Муромец». Но главное детище Слесарева - это гигантский по тем временам двухмоторный боевой биплан, названный «Святогором», проект которого был разработан в 1914 г. Слесарев пришел к мысли о создании самолета, конструкция которого гармонично сочетала все последние достижения авиационной науки и техники. Проект значительно превосходил прославленный бомбардировщик «Илья Муромец». Вес «Святогора» составлял 6500 кг, размах крыла 36 м, длина - 21 м. Потолок - 2500 м, без посадки он мог лететь 30 часов со скоростью до 139 км/ч («Илья Муромец» - не более 5,3 часа). Половина взлетного веса «Святогора» отводилась полезной нагрузке, что ставило его по этому показателю в ряд выдающихся авиационных конструкций на многие годы вперед. Необычным было и шасси самолета, выполненное по схеме с носовым колесом, которая получила широкое распространение только в сороковые годы XX века. Достаточно крупные колеса, диаметр которых достигал 1,5 метра, из-за своей конструкции получились необычайно легкими. На постройку самолета 100 тыс. руб. выделил меценат - авиатор и богатый польский помещик М.А.Малынский.
Проект «Святогора», по заключению комиссии Жуковского и мнению ведущих авиационных экспертов, был вполне реальным. Однако из-за ряда организационных и финансовых проблем, а главное по причине отсутствия необходимых двигателей, самолет не прошел комплекса летных испытаний и остался на земле. Для него требовались авиационные моторы мощностью по 300 л. с., которые в то время уже производились в странах - союзниках России. Однако такие двигатели получить не удалось, пришлось поставить на «Святогор» моторы по 220 л. с., снятые со сбитого цеппелина.
Сам же конструктор ориентировался на двигатели марки «Мерседес» указанной мощности. Они размещались в фюзеляже и приводили во вращение огромные 5,5-метровые пропеллеры с относительно невысокой частотой - до 400 оборотов в минуту. Слесарев считал, что воздушные винты большого диаметра с малой частотой вращения должны повысить взлетные характеристики машины и увеличить дальность полета. В годы Второй мировой войны эта идея нашла научное подтверждение в работах германских авиаконструкторов.
В феврале 1916 г. сборка самолета-гиганта на заводе В.А.Лебедева в Петрограде была завершена, в марте начались испытания, а в ноябре состоялась пробежка «Святогора» по летному полю и попытка подлета. Самолет уверенно бежал по полю, но не смог оторваться от земли из-за недостаточной мощности двигателей. Была назначена комиссия, которой предстояло определить дальнейшие перспективы «Святогора». Однако интерес к самолету стал ослабевать. Революционные события надолго сняли с повестки дня вопрос о дальнейшей судьбе «Святогора». В 1921 г. инженер Е.Н.Сивальнев предложил установить на самолете двигатели мощностью 360 или 400 л. с., для чего требовалось усилить или изготовить заново нижнее крыло. Однако в том же 1921 г., 23 июля, Василий Андрианович трагически погиб...
Согласно одной из основных версий, выстрел из револьвера совершила некая Ксения Троц, знакомая Слесарева, на его квартире. Она же вынудила родных авиаконструктора отдать ей чертежи. Спустя три дня преступницу арестовали органы ВЧК, но затем по непонятным причинам отпустили. Известно, что в дальнейшем Троц скрылась в США. В итоге личный архив Слесарева был утрачен...
После смерти Слесарева интерес к «Святогору» окончательно угас и в 1923 г. самолет разобрали. В то время он выглядел вполне современным на фоне аналогичных зарубежных машин. В отношении его аэродинамики и конструкции крупнейшие отечественные ученые академик С.А.Чаплыгин и профессор В.П.Ветчинкин отмечали, что Слесарев «далеко опередил свое время». Сам же Василий Адрианович Слесарев, если бы остался в живых, мог занять достойное место среди ведущих авиаконструкторов СССР.
Р.Ш. Нехай