Д.Л. Томашевич родился в местечке Ракитное Киевской губернии, в семье потомственного дворянина, лесного надзирателя Людвига Феликсовича Томашевича. Постоянная нехватка средств не помешала родителям дать своим детям хорошее образование. После смерти отца Дмитрий сам зарабатывал на жизнь и помогал матери и сестрам.
Окончив в 1918 г. Белоцерковскую гимназию, он поступил в Киевский университет, но вынужден был из-за недостатка средств его покинуть и вернуться в родные края, где устроился слесарем на сахарный завод. В 1921 г. он поступил на паровозостроительное отделение (факультет) Киевского политехнического института, где увлекся авиацией. Спустя два года Дмитрий вступил в Авиационное научно-техническое общество при институте и устроился работать в планерную мастерскую того же института. В 1924 г. Томашевич построил свой первый планер, который участвовал в международных соревнованиях в Германии и завоевал несколько призов. Под руководством авиаконструктора К.А. Калинина он участвовал в строительстве первого отечественного пассажирского самолета К-1. Дипломный проект Томашевича представлял авиетку КПИР-5, которая была построена в мастерских института и неоднократно участвовала в праздниках Осоавиахима.
По окончании института Д.Л. Томашевич с 1926 г. работал на авиаремонтном заводе № 43 в Киеве. В. 1929 г. он получил назначение в Москву, на должность начальника сектора самолетного отдела управления«Промвоздух». В правлении Авиатреста на Дмитрия Людвиговича возложили обязанности технического руководства всеми самолетостроительными заводами страны.
В 1931 г. Томашевича направили на московский авиазавод № 39 имени В.Р. Менжинского, а спустя два года перевели в конструкторскую бригаду «короля истребителей» Н.Н. Поликарпова, которая располагалась на территории этого предприятия. Дмитрий Людвигович руководил конструированием крыльев самолетов-истребителей И-15, И-16, И-17. В 1936 г. его назначили заместителем Н.Н. Поликарпова. Он участвовал в разработке самолетов ВИТ (воздушный истребитель танков), И-153 и ряда других.
Д.Л. Томашевич являлся главным конструктором перспективного истребителя И-180 с выдающимися летными характеристиками. После катастрофы в декабре 1939 г. опытного образца этого самолета, в которой погиб великий летчик В.П. Чкалов, Томашевич был необоснованно репрессирован. В 1939-1941 гг. он работал в ЦКБ-29, где руководил разработкой дальнего бронированного истребителя «110», а также работал над системами управления самолетов Пе-2, Ту-2, ДВБ-102.
После эвакуации в 1942 г на омский авиазавод № 166 под руководством Томашевича был создан высокотехнологичный двухмоторный одноместный штурмовик-бомбардировщик «Пегас», который можно было строить с использованием неквалифицированной рабочей силы из недефицитных материалов. Однако в серию этот самолет не пошел. В 1943 году Дмитрия Людвиговича перевели в возглавляемое В.М. Мясищевым КБ казанского авиазавода № 124, где он занимался модернизацией бомбардировщика Пе-2. В начале 1944 г. Томашевич вместе с сотрудниками КБ Мясищева возвратился в Москву и был назначен заместителем Н.Н. Поликарпова - главного конструктора авиазавода № 51. Дмитрий Людвигович взял на себяруководство разработкой нового истребителя И-187 и ракетного перехватчика «Малютка».
По окончании Великой Отечественной войны, когда в СССР начались активные работы по ракетной тематике, Дмитрий Людвигович занялся ими под руководством В.Н. Челомея. Он участвовал во внедрении в серию крылатых ракет, созданных на базе немецкой трофейной Фау-1, советский вариант которой получил обозначение 10Х. Отечественная реплика была готова к испытаниям весной 1945 г., но в процессе работы между Томашевичем и Челомеем возникли серьезные разногласия в части системы подачи топлива. Дмитрий Людвигович в итоге свою правоту доказал, но ему пришлось прекратить дальнейшую работу с Челомеем.
В 1947 г. Томашевич перешел на работу в Военно-воздушную инженерную академию имени профессора Н.Е. Жуковского на научно-преподавательскую работу. По совместительству, в должности Главного конструктора отдела КБ-2 Минсельхозмаша, он руководил освоением трофейной немецкой противокорабельной планирующей бомбы-ракеты Хеншель-293. Речь шла не о прямом копировании, как в случае с Фау-1, а об изучении готовых образцов и проведении летных испытаний с целью выяснения боевых возможностей. Испытания выявили низкую результативность применения этого вида оружия, и было принято решение об отказе от запуска ракеты в серийное производство.
Взамен этого в КБ-2 в 1948 г. начались работы по «реактивной авиационной морской торпеде» РАМТ-1400 «Щука», которыми руководил Д.Л. Томашевич. Разработка этой ракеты стала логическим продолжением работ над Хеншелем-193, хотя внешне обе ракеты имели мало общего. Первоначально «Щука» предназначалась для применения с самолетов и береговых установок, а затем ее переориентировали к установке на кораблях. В самый разгар работ над самолетным вариантом «Щуки», в 1949 г., Томашевичу пришлось уйти из КБ-2. Возможно, это произошло из-за разногласий по вопросу о конструкции ракеты. Но важно то, что на вооружение ВМФ «Щука» поступила в том виде, как ее задумал Дмитрий Людвигович.
После ухода из КБ-2 Томашевич поступает на работу в «Специальное бюро № 1» (СБ-1), на должность технического руководителя отдела 32. Он руководит работами по созданию самолета - летающей лаборатории для системы «Комета». За участие в разработке этой летающей лаборатории Дмитрий Людвигович в 1953 г. был удостоен Сталинской премии.
С этого времени Д.Л. Томашевич полностью переключается на беспилотные летательные аппараты различного назначения. В 1950 г. по заданию С.Л. Берии (сына Л.П. Берии) он приступил к разработке зенитной управляемой ракеты ШБ-32. В феврале 1952 г. в КБ-1 под руководством Томашевича по теме «ШМ» приступили к созданию ракеты класса «воздух-воздух». Впоследствии ее доработали в ОКБ-2 П.Д. Грушина. В 1953 г. Томашевича назначили главным конструктором отдела КБ-1.
После ареста Л.П. Берии его сын С.Л. Берия подвергся репрессиям, и КБ-1 было реорганизовано. Всех специалистов по ракетной тематике, начиная с Д.Л. Томашевича, со всеми их разработками, перевели во вновь созданное ОКБ-2, которым руководил П.Д. Грушин. У Дмитрия Людвиговича возникли разногласия с талантливым, но амбициозным Грушиным, который вольно обращался с понятием авторства ряда разработок Томашевича и прямо использовал их в работе ОКБ, убрав из перевыпущенных чертежей его фамилию. Так, зенитная ракета ШБ-2 Томашевича стала прямым прототипом грушинской ракеты В-750 (1Д) - основы системы ПВО С-75. В итоге Дмитрий Людвигович был вынужден уволиться из ОКБ-2 и в 1954 г. перешел на преподавательскую работу в Московский авиационный институт (МАИ).
Впрочем, с 1956 по 1967 г. Томашевич по совместительству вновь трудится в КБ-1 на должности научного консультанта и занимается модернизацией авиационной системы К-5. С 1957 г. он руководил разработкой противотанковой ракеты ЗМ7 для комплекса «Дракон», послепринятия которого на вооружение в 1969 г. был удостоен Государственной премии СССР и ордена Трудового Красного Знамени.
В 1958 г. Дмитрий Людвигович перешел на постоянную работу в КБ-1 и до 1967 г. по совместительству продолжал преподавательскую деятельность в МАИ. В 1961 г. он стал доктором технических наук, а в 1962 г. - профессором. В этой должности Томашевич работал на кафедре проектирования летательных аппаратов МАИ, ввел системный подход в проектирование.
Д.Л. Томашевич погиб в автокатастрофе 7 августа 1974 г. и был похоронен на Введенском кладбище в Москве. Он оставил яркий след в истории развития отечественной авиационной и ракетной техники.
Р.Ш. Нехай