Николай Кириллович Скржинский (1904-1957) - советский конструктор самолетов, автожиров и вертолетов. Родился в Киеве. После окончания в 1928 г. Киевского политехнического института был направлен в Москву, в отдел морского опытного самолетостроения, где работал конструктором.
В 1929 г. Н. К. Скржинский совместно с Н. И. Камовым, впоследствии выдающимся конструктором вертолетов, создал первый советский винтокрылый летательный аппарат - автожир КАСКР-1 «Красный инженер», а в 1931 г. его модификацию КАСКР-2. В мае 1931 г. этот аппарат эффектно демонстрировался в полете над Ходынским полем в Москве членам Советского правительства и представителям командования ВВС Красной Армии. После этого успеха Скржинский по предложению начальника Главного управления авиационной промышленности П. И. Баранова был зачислен в марте 1932 г. в экспериментально-аэродинамический отдел Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ). Здесь Николай Кириллович быстро завоевал доверие и уважение коллектива. В 1934 г. ему поручили руководить внедрением нового автожира А-4 в серию на Киевском заводе. С этим получение молодой специалист справился, по отзывам коллег, «блестяще, исключительно квалифицированно». Всего в Киеве построили 12 машин А-4, которые стали первыми отечественными автожирами серийной постройки. За создание и организацию производства автожира ЦАГИ А-4 Н. К. Скржинского удостоили знака «Лучшему ударнику».
В ЦАГИ, где Скржинский работал до 1940 г., он участвовал в создании ряда других автожиров, в том числе А-9, А-10, А-12. В начале 1936 г. под его руководством начались проектные работы по созданию нового экспериментального автожира А-12. Это был аппарат бескрылого типа с непосредственным управлением втулкой несущего винта и двигателем «Райт-Циклон» мощностью 650 л. с. Конструктивно автожир был выполнен на очень высоком уровне, ряд сложных агрегатов разработан оригинально и остроумно. На А-12 выполнили 43 полета общей продолжительностью около 18 ч. По максимальной скорости полета и потолку этот аппарат превосходил все существующие в то время автожиры. Н. К. Скржинский руководил проектированием автожира, наблюдал за его постройкой, летными испытаниями и доводкой. В этом деле Николай Кириллович показал блестящие способности конструктора, обширный опыт и большую работоспособность. Однако после катастрофы А-12 по неустановленным причинам в мае 1937 г. дальнейшие испытания автожира были прекращены.
В трагическом 1937 г. многие сотрудники ЦВГИ были арестованы органами НКВД, а другие уволены. Скржинскому относительно повезло: в начале 1940 г. его перевели на завод, который работал на ОКБ А. Н. Туполева. Но на этом предприятии Николай Кириллович трудился недолго и в мае 1940 г. перешел в ОКБ А. С. Яковлева на должность старшего инженера. После начала Великой Отечественной войны Скржинского направили представителем главного конструктора на авиационный завод в Новосибирск, где он принял активное участие в организации серийного производства истребителей Як-9, Як-3 и ряда других. Неоднократно Николай Кириллович выезжал на фронт, в действующие авиационные части и соединения.
В 1946 г. Скржинский стал консультантом при создании в ОКБ Яковлева экспериментального легкого вертолета ЭГ. В апреле того же года А. С. Яковлев назначил его заместителем главного конструктора, и с сентября он занялся вопросами опытного строительства. В 1947 г. ВВС объявили конкурс на создание легкого связного вертолета. В этом конкурсе приняли участие ОКБ Яковлева и Миля. В яковлевском бюро это направление курировал как заместитель главного конструктора по опытному строительству и как зарекомендовавший себя опытным вертолетчиком Николай Кириллович Скржинский. Под один и тот же двигатель АИ-26ГР были разработаны вертолеты Як-100 и Ми-1. В 1949 г. начались государственные испытания обеих машин, по результатам которых на вооружение был принят Ми-1.
В октябре 1951 г. вышло Постановление правительства о создании 12-местного вертолета Ми-4 обычной схемы и 24-местного Як-24 продольной схемы. На проектирование, постройку и испытания машин отводился только один год. Всеми работами по созданию Як-24 - крупнейшего в мире в то время винтокрылого аппарата - от проектирования до постройки опытной серии руководил Н. К. Скржинский. Он же осуществлял координацию работ предприятий-смежников и всех организаций, которые участвовали в создании новой машины. Проектирование было начато в сентябре 1951 г, а уже в июле 1952 г. опытный образец вертолета Як-24 совершил первый полет.
В середине 1950-х годов Н. К. Скржинский переключился на работы по ракетному вооружению истребителей ОКБ Яковлева. Под его руководством проводились работы по оснащению истребителя-перехватчика Як-25М (барражирующего истребителя) ракетами воздушного боя К-5М. Вскоре самолет с таким вооружением, получивший обозначение Як-25К, был запущен в серийное производство.
Перед Н. К. Скржинским открывались блестящие перспективы: в апреле 1957 г. его назначили главным конструктором ОКБ. Но планам блестящего инженера не суждено было сбыться. 20 декабря 1957 г. его не стало. Похоронен Н. К. Скржинский в Москве на Новодевичьем кладбище.
Талантливый конструктор Николай Кириллович Скржинский прожил короткую, но яркую жизнь. Он оставил заметный вклад в истории отечественного самолетостроения и в особенности вертолетостроения.
За заслуги перед Отечеством. Н. К. Скржинский был награжден орденами Ленина, Отечественной войны 2-й степени, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, медалями.
Р.Ш. Нехай,
советник РАРАН