Виктор Петрович Макеев (1924-1985) родился в селе Протопопово (ныне поселок имени Кирова в черте г. Коломны) в семье потомственного рабочего Коломенского паровозостроительного завода. В 1930 г. семья переехала в Москву, где отец Макеева поступил на авиационный завод № 22 мастером, а позже стал заместителем начальника отдела труда.
С 15 лет, окончив 7 классов, Виктор Макеев работал на авиационном заводе, в опытном конструкторском бюро чертежником и одновременно учился в средней школе. С 1941 г. он находился в эвакуации в Казани, где трудился чертежником, затем конструктором. Участвовал в налаживании серийного производства самолетов Пе-2, проявил способности умело решать конструкторские задачи. С 1942 г. учился на вечернем отделении Казанского авиационного института, в 1944 г. был переведен на дневное отделение Московского авиационного института, который окончил в 1948 г. Преддипломную практику проходил в ОКБ-1 НИИ-88 С. П. Королева в г. Калининград Московской области. В 1950 г. без отрыва от производства окончил Высшие инженерные курсы при МВТУ им. Н. Э. Баумана, после чего принимал участие в разработке королёвской ракеты Р-2.
В 1947-1950 гг. и 1952-1955 гг. работал в ОКБ-1 НИИ-88 инженером, был ведущим конструктором оперативно-тактической ракеты Р-11, а также ее морской модификации Р-11ФМ - первой отечественной морской баллистической ракеты. В 1950-1952 гг. работал инструктором ЦК ВЛКСМ, но вернулся к конструкторской работе. По рекомендации С. П. Королева в 1955 г. был назначен главным конструктором СКБ-385 (позже КБ машиностроения) в г. Златоуст, г. Миасс Челябинской области. С 1963 г. - главный конструктор и начальник бюро, с 1977 г. - генеральный конструктор и начальник КБ машиностроения
Под руководством В. П. Макеева это КБ стало ведущей отечественной научно-конструкторской организацией, вышло на передовые рубежи ракетной техники, стало фактическим монополистом в области морского ракетостроения. КБ Макеева решало задачи разработки, изготовления и испытаний ракетных комплексов баллистических ракет для Военно-Морского Флота. Была создана разветвленная кооперация НИИ, КБ, заводов-изготовителей, испытательных полигонов.
Результаты деятельности В. П. Макеева по руководству КБ и обширной кооперации стали три поколения морских стратегических ракетных комплексов. Он руководил разработкой баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ), принятых на вооружение ВМФ СССР, в том числе БРПЛ Р-21 - первой с подводным стартом (1963). БРПЛ Р-27 (1968) стала первой ракетой с заводской заправкой топливом и наиболее массовой отечественной морской баллистической ракетой. БРПЛ Р-29 (1974) являлась первой в СССР морской межконтинентальной ракетой, Р-29Р (1977) - первой с разделяющейся головной частью. Р-39 (1983) стала первой отечественной межконтинентальной твердотопливной БРПЛ с разделяющейся головной частью. Также под руководством В. П. Макеева были созданы: сухопутная оперативно-тактическая ракета Р-17 (1962), запускаемая с самоходного стартового агрегата, и противокорабельная баллистическая ракета Р-27К (1975) - единственная в мире, которая эксплуатировалась на одной из подводных лодок. БРПЛ Р-29РМ достигла наивысшего в мировом ракетостроении энерго-массового совершенства.
В. П. Макеев создал и возглавил отечественную школу морского ракетостроения, которая достигла мирового приоритета по ряду тактико-технических характеристик и конструктивно-компоновочных решений по ракетам, системам управления и стартовым комплексам. Эта школа обеспечила организацию и научно-конструкторское сопровождение серийного производства и эксплуатации стратегических комплексов в ВМФ. Среди основных приоритетных решений можно отметить размещение двигателей внутри баков горючего или окислителя; исключение объемов по длине ракеты, не используемых под топливо; применение астрорадиокоррекции на боевых ракетах; создание трехступенчатой боевой ракеты; использование детонирующих зарядов для разрушения и отделения элементов ракеты в полете; использование поясной амортизации из эластомерных материалов, в том числе размещенной на ракете; заводская заправка ракеты топливом с ампулизацией баков; транспортировка ракет в заправленном состоянии с заводов-изготовителей к месту службы.
В. П. Макеев являлся председателем Научного совета АН СССР по механике конструкций из композиционных материалов (1977-1985), доцентом, заведующим кафедрой летательных аппаратов, профессором Челябинского политехнического института (1960-1981), заведующим кафедрой проблем энергомашиностроения Московского физико-технического института (1981-1985). Он вел большую преподавательскую работу, руководил аспирантурой.
Большое внимание В. П. Макеев уделял решению социально-бытовых вопросов. Под его руководством и при непосредственном участии велось строительство Машгородка в городе Миассе с торговым центром, гостиницей, дворцами культуры и спорта. При его содействии решались вопросы строительства и целевого финансирования важных городских объектов: ТЭЦ, ЛЭП, троллейбусного сообщения, водохранилища, телевизионной вышки, возведение нового железнодорожного вокзала и других объектов.
В. П. Макеев был депутатом Верховного совета СССР 7-10-го созывов (1966-1985), кандидатом в члены, членом ЦК КПСС (1971-1985).
Он являлся автором более 200 печатных работ, в том числе монографии, и 32 изобретений.
В. П. Макеев - дважды Герой Социалистического Труда (1961, 1974), был награжден орденами Ленина (1956, 1961, 1963, 1974, 1984), Октябрьской Революции (1971), многими медалями, в том числе «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1945) и золотой медалью им. С. П. Королева АН СССР (1974). Он был лауреатом Ленинской премии (1959), Государственных премий (1968, 1978, 1983).
Виктор Петрович Макеев скончался 25 октября 1985 года в день своего 61-летия. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
В. П. Макееву посмертно присуждено звание Почетного гражданина города Миасса (1997). Его имя носит Акционерное общество «Государственный ракетный центр имени академика В. П. Макеева», улицы в Коломне и Челябинске, гидрографическое судно Северного флота. Ему установлены памятники в Миассе и Коломне, в пос. Ненокса Архангельской области, мемориальные доски в Москве на здании МАИ, в Миассе и Северодвинске на домах, где он жил, в Златоусте и Миассе на домах, где он работал. Федерация космонавтики России учредила медаль им академика В. П. Макеева (1991), а Уральское отделение РАН - аналогичную медаль (1988). Кабинет Макеева в Государственном ракетном центре превращен в музей. Для ВМФ Российской Федерации недавно построен морской транспорт вооружений «Академик Макеев».
Р.Ш. Нехай,
советник РАРАН