Всеволод Николаевич Соловьев (1924-2012) родился на хуторе Локотцы Новоторжского уезда Тверской губернии (ныне Торжокский район Тверской области) близ г. Торжок. Детство и юность провел в этом городе. Начал учиться в Торжке в опытной школе при педагогическом техникуме, затем перешел в среднюю школу № 2.
После окончания школы, в июле 1942 г. вступил в ряды Красной Армии. Военную подготовку прошел в 20-м запасном полку. Боевой путь начал в сентябре 1942 г. под Ржевом наводчиком противотанкового орудия в 758-м истребительном противотанковом полку. Его орудие уничтожило два дзота и три пулеметные точки противника. В ноябре 1942 г. был ранен. После излечения в госпитале воевал на Курской дуге командиром орудия 250-го гвардейского стрелкового полка. В бою за город Орел его орудие подавило три огневые точки противника и поддерживало пехоту при взятии этого населенного пункта. В июле 1943 г. был ранен вторично.
В качестве командира боевых аэросаней с декабря 1943 г. по февраль 1944 г. в период наступления на город Карачев обеспечивал связь между штабами наземных частей. В мае 1944 г. был направлен в 338-й бомбардировочный авиационный полк на должность авиационного моториста. Как лучшего специалиста его перевели в авиационные механики. В этих должностях В. Н. Соловьев обеспечил 39 ночных боевых вылетов. После окончания боевых действий как лучший сержант был переведен на должности заведующего делопроизводством. В марте 1946 г. его демобилизовали. За проявленную в боях воинскую доблесть В. Н. Соловьев был награжден орденом Красной Звезды, медалями «За боевые заслуги», «За взятие Берлина», «За победу над Германией».
В 1951 г. он окончил Московский автомобильно-дорожный институт, получив специальность инженера-механика дорожных и строительных машин. В. Н. Соловьев поступил на работу в Государственное специальное конструкторское бюро (впоследствии - Конструкторское бюро транспортного машиностроения Министерства общего машиностроения) на должность старшего техника. Это проектное бюро разрабатывало отдельные агрегаты и системы для ракетных комплексов главных конструкторов С. П. Королева (баллистические ракеты) и С. А. Лавочкина (стратегические крылатые ракеты). Природный ум, одаренность и огромное трудолюбие позволили Всеволоду Николаевичу в короткий срок освоить профессию инженера-конструктора. Под его руководством к концу 1950-х годов были созданы подвижные установки заправки ракет различного типа компонентами топлива, которые были внедрены в серийное производство.
В ноябре 1963 г. В. Н. Соловьева назначили начальником и главным конструктором КБ. В это время Правительство СССР поставило перед предприятием новые задачи - создание комплексов наземного технологического оборудования для баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ) Военно-Морского Флота, а также технических и стартовых комплексов ракет космического назначения (РКН).
Как руководитель КБ В. Н. Соловьев создал оптимальную производственную структуру и систему управления технологическим процессом разработки проектно-конструкторской документации и создания технологического оборудования, включая контроль качества продукции. Особое внимание Всеволод Николаевич уделял безопасности использования ракетного оборудования. Он стал одним их авторов предложения о переносе операций заправки БРПЛ с береговых баз ВМФ на предприятия-изготовители. Под руководством В. Н. Соловьева была разработана технология и создано оборудование для безопасной транспортировки заправленных ракет с заводов и погрузки их на ракетные подводные крейсера стратегического назначения.
В процессе создания технических и стартовых комплексов РКН В. Н. Соловьев неуклонно и последовательно проводил техническую политику автоматизации операций, процессов и законченных циклов работ и осуществлению их пуска. В этом направлении были достигнуты высокие результаты, наглядным примером чего является стартовый комплекс «Зенит», названный зарубежными специалистами в 1991 г. «комплексом XXI века». В. Н. Соловьев возглавлял Конструкторское бюро транспортного машиностроения в должности начальника и главного конструктора с 1963 по 1991 г. С 1 января 1992 г. он перешел на должность советника руководства бюро.
Главными направлениями в научной деятельности В. Н. Соловьева были разработка и создание технологического оборудования и автоматизированных стартовых комплексов для ракетоносителей легкого и среднего классов. Также он готовил научные труды по сложным техническим комплексам для транспортных операций. В. Н. Соловьев внес большой вклад в создание комплексов наземного технологического оборудования для баллистических и зенитных управляемых ракет. Также он руководил разработкой стартовых комплексов космического назначения для ракет-носителей серий «Космос», «Циклон», «Зенит». Всеволод Николаевич - автор или соавтор более 120 научных и проектно-конструкторских работ и более 40 изобретений.
Коллектив КБ транспортного машиностроения под руководством В. Н. Соловьева разработал проекты более 50 комплексов, создал или переоборудовал стартовые комплексы на трех космодромах, с которых выполнено более 1200 пусков ракет-носителей. Также были сданы в эксплуатацию около десятка комплексов наземного оборудования для баллистических и крылатых ракет морского базирования. Сотрудники бюро выполнили большой объем научно-исследовательских работ по определению облика и основных конструкторских решений стартовых комплексов перспективных ракетоносителей.
В. Н. Соловьев уделял огромное внимание вопросам подготовки инженерно-технических кадров. В Московском автомобильно-дорожном институте по его инициативе был создан факультет для подготовки специалистов по профилю работы КБ и отрасли, а также кафедра «Транспортные установки», которую он возглавлял с 1966 по 1991 г., затем работал на этой кафедре в должности профессора. Всеволод Николаевич создал научную школу разработчиков ракетных стартовых комплексов, подготовил многих крупных ученых и создателей наземного оборудования.
В 1990 г. В. Н. Соловьев был избран членом-корреспондентом Академии наук СССР по Отделению проблем машиностроения, механики и процессов управления (транспорт). Также он являлся действительным членом Международной академии информатизации.
В. Н. Соловьев был удостоен высоких правительственных наград: звания Героя Социалистического Труда (1980), двух орденов Ленина (1969 и 1980), орденов Октябрьской Революции (1976), «Знак Почета» (1958), Отечественной войны I степени (1985), Красной Звезды (1946) и ряда медалей, в том числе «За боевые заслуги» (1945). Он являлся лауреатом Ленинской премии (1972), Государственной премии СССР (1988), Почетным работником высшего профессионального образования Российской Федерации, Почетным деятелем науки и техники города Москвы, Почетным гражданином города Торжка.
В. Н. Соловьев скончался 17 сентября 2012 г. и был похоронен в Москве на Троекуровском кладбище. В историю Отечества он вошел как видный ученый и конструктор, создатель стартовых ракетных комплексов и транспортного оборудования.
Р.Ш. Нехай,
советник РАРАН