Талантливый советский учёный, конструктор, специалист в области авиационных двигателей Александр Александрович Микулин родился 2 (14) февраля 1895 года во Владимире в семье инженера-механика. После окончания училища в Киеве, продолжил образование в Киевском политехническом институте, в который поступил в 1912 году. Во время учебы в институте Александр Микулин посещал лекции Н.Е. Жуковского, выдающегося ученого - основоположника гидро- и аэродинамики, которому приходился племянником по материнской линии.
В Киевском политехе он самостоятельно строит свой первый одноцилиндровый поршневой двигатель. Однако из-за стесненных материальных условий жизни Микулин не смог продолжить обучение в институте. Он едет в Ригу и поступает на Русско-Балтийский завод, где в то время было начато опытное производство первых отечественных авиационных моторов. Работал слесарем, формировщиком, а затем и помощником начальника сборочного отделения.
В 1914 году он становится студентом МВТУ и, одновременно, с 1915 по 1917 годы работает вместе с будущим отечественным учёным и конструктором в области тепловых и авиационных двигателей Борисом Стечкиным над реализацией грандиозного проекта русского инженера Н.Н.Лебеденко по созданию «царь-танка».
А.А. Микулин вместе с Б.С. Стечкиным разработали и построили танковый двигатель АМБС-1 (сокращение от Александр Микулин и Борис Стечкин) в 300 лошадиных сил, который должен был стать самым мощным в мире. К тому же двигатель имел выдающиеся по тем временам конструкторские решения, например, впрыск топлива в цилиндры. Этот принцип подачи топлива впоследствии применялся во всех поршневых двигателях.
Однако опытный образец танка в ходе испытаний показал себя неудовлетворительно: колёса танка вязли в песчаном грунте, а сам он был крайне уязвим для артиллерии противника. Эта самая крупная бронированная машина в истории человечества, по сути, не была и танком, поскольку передвигалась с помощью колес.
Несмотря на неудачный первый опыт в области танкового двигателестроения, эти события положили начало многолетнему творческому тандему двух выдающихся ученых А.А.Микулина и Б.С.Стечкина, характерными чертами которого были самобытность, стремление изобретать свое, а не копировать зарубежные образцы.
Во время учебы в МВТУ Александр Микулин участвовал в создании первой в стране аэродинамической лаборатории. Его коллегами по работе и учебе были А.А.Архангельский В.П.Ветчинкин, А.Н.Туполев, Б.Н.Юрьев.
С начала 1920-х годов научно-техническая деятельность А.А.Микулина тесно связана с Научным автомоторным институтом, в котором с 1923 года он работал чертежником-конструктором, а затем, с 1925 года - главным конструктором. Именно здесь, в автомоторном институте, он приступил к созданию первых отечественных авиадвигателей. Однако, для воплощения в жизнь новаторский идей А.А.Микулина необходим был не только опыт работы двигателиста-практика, но и соответствующая научно-техническая база. Такой творческой площадкой для А.А.Микулина стал образованный в 1930 году Институт авиационного моторостроения, переименованный в 1932 году в Центральный институт авиационного моторостроения - ЦИАМ. В институте с 1930 по 1936 годы А.А.Микулин руководил отделом бензиновых двигателей.
Его 12-цилиндровый V-образный двигатель М-34 был запущен в серийное производство.
Создание М-34 стало прорывом для советского авиационного двигателестроения, а сам двигатель, выполненный на мировом уровне, стал флагманом отечественного авиадвигателестроения, базовым двигателем для модификаций, устанавливаемых в различных типах отечественных самолетов, одним из самых мощных серийных авиамоторов в мире. Этот двигатель позволил экипажам В.П.Чкалова и М.М.Громова совершить легендарные перелеты через Северный полюс в США.
Двигатели А.А.Микулина были установлены на самолете-гиганте «Максим Горький», а также на бомбардировщиках ТБ-3 и ТБ-7.
В начале августа 1936 г. Серго Орджоникидзе приказом по Народному комиссариату тяжелой промышленности присвоил всем моторам конструктора Александра Микулина его имя. В дальнейшем моторы именовались - АМ-34 (сокращение от Александр Микулин). 9 августа 1936 г. состоялось заседание Комитета Обороны, поддержавшее это решение: «...утвердить приказ т. Орджоникидзе о присвоении мотору М-34 завода № 24 имени А.Микулина (АМ-34)... Утвердить тов. Микулина главным конструктором завода № 24... Тов. Микулину немедленно вступить в должность главного конструктора...».
Несколько позже, в соответствии с приказом Главного управления авиационной промышленности № 198 от 11 августа 1936 г., в связи с новыми заданиями заводу № 24 и во исполнение решения правительства Микулин вступил в должность главного конструктора Московского авиамоторного завода имени М.В. Фрунзе, где под его руководством велась разработка форсированного варианта мотора АМ-34ФРН. Его мощность должна была составить 950 л. с. на расчётной высоте 5000 м.
И коллектив завода под руководством А.А.Микулина разработал такой двигатель. М-34ФРН были установлены на самом большом к тому времени в мире самолете АНТ-20 А.Н.Туполева. Силовая установка состояла из восьми двигателей по 900 л.с. каждый (общая мощность 7200 л.с.).
В 1939 году А.А.Микулин создал двигатель АМ-35А, который на высоте 6000 м развивал мощность около 880 кВт (1200 лошадиных сил). Этот двигатель устанавливался на истребителях конструкции А.И.Микояна и бомбардировщиках Пе-8.
Глава Советского Правительства - Председатель Совета народных комиссаров СССР в 1930-1941 годах Вячеслав Михайлович Молотов так охарактеризовал А.А. Микулина: «...Я его очень хорошо знаю. Способный очень человек... Он изложит свои требования, раскритикует всех, кто вокруг него, вплоть до партийной организации. Все защищаются, критикуют его, говорят, что это невозможный человек, самодур, ни черта не понимает, требует... А он после как выступит - всех положит! И первый моторист у нас!».
За выдающиеся достижения в области создания новых типов вооружения, поднимающих оборонную мощь Советского Союза, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 октября 1940 года Микулину Александру Александровичу было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
Во время Великой Отечественной войны А.А.Микулин руководил научно-производственными коллективами по созданию мощных двигателей АМ-38, АМ-38Ф и АМ-42 для штурмовиков Ил-2 и Ил-10, двигателей ГАМ-35Ф для торпедных катеров и речных бронекатеров.
С 1943 года А.А.Микулин назначается генеральным конструктором авиационных двигателей и главным конструктором опытного авиамоторостроительного завода №300 в Москве. В том же году избран академиком Академии наук СССР.
В 1947 году под руководством академика А.А. Микулина был создан двигатель ТКРД-1 (турбокомпрессорный реактивный двигатель первый) с тягой 3780 кгс. По его схеме разрабатывались двигатели, долгое время остававшиеся самыми мощными в тяжелой бомбардировочной и пассажирской реактивной авиации СССР. Были созданы мощные турбореактивные двигатели АМ-1, АМ-2, АМ-3 (последний много лет успешно работал на самолёте Ту-104), а также турбореактивные двигатели для истребителей Микояна и самолетов-разведчиков А.С.Яковлева.
За двенадцать лет (с 1943 по 1955 годы) под руководством академика А.А.Микулина созданы десятки типов авиадвигателей, из которых 8 были запущены в серийное производство. Создатель эпохальных авиационных двигателей, основатель ОКБ-300 (ныне - ОАО АМНТК «Союз»), один из инициаторов создания ЦИАМ, академик Александр Александрович Микулин успешно совмещал научно-производственную работу с педагогической деятельностью. В 1935-1955 годах он преподавал в Московском высшем техническом училище имени Н.Э. Баумана и в Военно-воздушной инженерной академии имени профессора Н.Е.Жуковского.
Уйдя на пенсию в 76 лет, А.А.Микулин поступил в медицинский институт и в 1975 году, сдав «на отлично» государственные экзамены, окончил его. В следующем году защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата медицинских наук по подготовленной им книге. Тогда она была опубликована под названием «Активное долголетие».
Скончался 13 мая 1985 года, на 91-м году жизни. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Лауреат Сталинских премий СССР (1941, 1942, 1943, 1946).
Генерал-майор инженерно-авиационной службы (19.08.1944). Награждён тремя орденами Ленина (28.10.1940, 02.07.1945, 24.01.1947), орденами Суворова 1-й (16.09.1945) и 2-й (19.08.1944) степеней, тремя орденами Трудового Красного Знамени (10.07.1943, 10.06.1945, 14.02.1975), орденами Дружбы народов (14.02.1985), Красной Звезды (21.02.1933), Знак Почёта (13.08.1936), медалями.
Член-корреспондент РАРАН Д.Н. Филипповых