Патон Евгений Оскарович - русский и советский учёный-механик и инженер, работавший в области сварки, мостостроения и строительной механики. Родился 4 марта 1870 г. в г. Ницце (Франция) в семье русского консула бывшего военного инженера (капитана лейб-гвардии Конно-пионерного дивизиона) Оскара Петровича Патона (1823-1893).
В 1894 г. окончил Дрезденский политехнический институт в Германии, в 1896 г. - Институт инженеров путей сообщения в Санкт-Петербурге, а в 1929 г. Евгений Оскарович основал в Киеве сварочную лабораторию и Электросварочный комитет. Преподавал в Московском инженерном училище путей сообщения (1899-1904), в Киевском политехническом институте (1904-1938), Киевском строительном техникуме железнодорожного транспорта. В 1934 г. Е.О.Патон создал в Киеве Институт электросварки Академии наук Украинской Советской Социалистической Республики, директором которого оставался до конца жизни. В 1929-1938 гг. Патоном был проведён ряд исследований эксплуатационной надёжности сварных конструкций. В этот период им были сформулированы основные положения по технологическим основам дуговой сварки.
В годы Великой Отечественной войны Е.О.Патон занимался разработкой технологии сварки специальных сталей, исследовал физические основы горения дуги под слоем флюса, руководил работами по созданию производства машин различного назначения. Под его руководством в оборонную промышленность СССР было внедрено оборудование и технология автоматической сварки специальных сталей, танков и бомб. Патон внёс значительный вклад в наращивание выпуска танков Т-34 в годы войны за счёт внедрения, сначала на заводе № 183, а затем и на всех остальных танковых заводах автоматической сварки под флюсом (сварка Патона). Автоматы скоростной сварки (АСС) позволили снизить трудоёмкость изготовления корпуса танка Т-34 в восемь раз, а также не требовали от рабочих высокой квалификации, глубоких специальных знаний и больших физических усилий, поэтому автосварщиками могли работать женщины и подростки. Макет одного из таких автоматов Патона скоростной сварки под флюсом можно увидеть в экспозиции Музея бронетанковой техники Государственного военно-исторического музея-заповедника «Прохоровское поле».
Сварка Патона: от разработки до показа в музее
После войны Е.О.Патон возглавил исследования по созданию научных основ сварки и ее широкому внедрению в промышленность, становится автором и руководителем проектов более 100 сварных мостов. Среди них - один из крупнейших мостов мира: расположенный в Киеве цельносварной мост через Днепр, известный в настоящее время как Мост Патона.
Звания и должности: доктор технических наук, профессор (1901), действительный член АН УССР (1929), член Президиума АН УССР (1935-1953), вице-президент АН УССР (1945-1952). Заслуженный деятель науки УССР (1940).
Награды: Сталинская премия первой степени (1941) - за разработку метода и аппаратуры скоростной автоматической электросварки, 2 ордена Ленина (20.01.1943; 1.03.1943), Герой Социалистического Труда (1.03.1943), орден Отечественной войны 1-й степени (1.10.1944), 2 ордена Трудового Красного Знамени (22.06.1940; 23.01.1948), орден Красной Звезды (05.06.1942), медали.
Умер Евгений Оскарович Патон 12 августа 1953 года. Похоронен в Киеве на мемориальном Байковом кладбище.
советник РАРАН
Э.Л. Коршунов