Лещинер Дмитрий Владимирович родился 17 апреля 1915 г. в селе Боярка-Будаевка (ныне - г. Боярка в Киево-Святошинском районе Киевской обл., Украина).
В 1931 г. был принят на работу деталировщиком в Военно-воздушную инженерную академию имени Н. Е. Жуковского, годом позже занял должность чертёжника-конструктора в авиационном техникуме при Центральном аэрогидродинамическом институте в г. Жуковском Московской области. В 1934 г. Лещинер окончил этот техникум, затем курсы при ОКБ по изучению аэродинамики самолёта с дозвуковыми и сверхзвуковыми скоростями полёта.
Работал в ОКБ Н.Н. Поликарпова и ОКБ Г.М.Бериева. С 1936 г. работал на заводе № 39 Народного комиссариата оборонной промышленности СССР (ныне - ОАО «Авиационный комплекс имени С.В.Ильюшина»). Прошёл путь от инженера-конструктора до начальника бюро эскизного проектирования этого завода. Предметом эскизного проектирования являются: разработка идей и концепций создания самолета и его частей, исследование тенденций развития авиации на основе научной информации и обработки статистического материала, выявления соответствия между возможностью реализации прогресса в науке, технике и будущей потребностью гражданской или военной авиации, разработка эскизного проекта. Главной же задачей является формирование облика самолета (определение конструкции, комплекса геометрических, аэродинамических, летно-технических и весовых характеристик), а также разработка общих силовых схем конструкций и принципиальных схем всех функциональных систем оборудования.
Д. В. Лещинер. 1943 г.
Участвовал в разработке более чем 50 видов самолётов от второго варианта ЦКБ-26 до Ил-114, большая часть из которых была запущена в серийное производство.
Так, в 1937 г. ЦКБ-26 совершил рекордный беспосадочный перелет по маршруту Москва - Севастополь - Свердловск - Москва протяженностью 5018 километров с коммерческой нагрузкой в одну тонну. В этом полете самолет развил среднюю скорость 325 километров в час. А годом позже, построенный на базе ильюшинского первенца, самолет ЦКБ-30 (на крыльях которого было написано «Москва») совершил два рекордных беспосадочных перелета по маршруту Москва - район Владивостока протяженностью 7600 километров и по маршруту Москва - Атлантический океан - Северная Америка (залив Лаврентия), протяженностью 8000 километров. Эти полеты были ярким свидетельством весомых успехов молодого конструкторского бюро. На этом самолете летчик-испытатель Владимир Коккинаки выполнил даже петлю Нестерова. Впервые в мировой практике «мертвая петля» была выполнена на тяжелом бомбардировщике.
О вкладе «Илов» в разгром нацистской Германии написаны книги, сняты кинофильмы. И все же напомним: первый налет на Берлин в ночь на 8 августа 1941 г. нанесли балтийские морские летчики на самолетах ДБ-3 (так назывались ильюшинские первенцы ЦКБ, принятые на вооружение ВВС). ДБ-3 после глубокой модификации, получив название Ил-4, успешно провоевал всю войну, оставшись одним из лучших бомбардировщиков советской авиации. Серийными заводами подобных типов «Илов» было построено 6764 единиц. В том, что это была высокоустойчивая, хорошо управляемая и маневренная крылатая машина, есть заслуга и Дмитрия Владимировича Лещинера. На этом самолете впервые раскрылся его конструкторский талант. Но, пожалуй, наибольшее удовлетворение ему принесла напряженная работа над легендарным штурмовиком Ил-2.
Дмитрий Владимирович Лещинер принадлежал к выдающейся плеяде авиационных конструкторов ОКБ Ильюшина. В нем удачно сочетались работоспособность, широкая эрудиция и личная скромность.
Является автором около 50 патентов на изобретения в СССР, а также 7 иностранных патентов на изобретения. В 1970 г. за создание межконтинентального пассажирского самолёта «Ил-62» Лещинеру была присуждена Ленинская премия.
Д. В. Лещинер. 1970-е гг.
Закрытым Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.10.1981 г. Дмитрий Владимирович Лещинер был удостоен высокого звания Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина (№ 458426) и медали «Серп и Молот» (№ 19965). Был награждён двумя орденами Ленина (2.10.1969, 29.10.1981), орденами Октябрьской Революции (23.12.1976), Трудового Красного Знамени (25.11.1941), Красной Звезды (11.07.43), двумя орденами «Знак Почёта» (2.07.1945, 12.07.1957), а также рядом медалей и знаком «Почётный авиастроитель».
Скончался 8 октября 1996 г, похоронен в г. Домодедово Московской области.
Советник РАРАН
Э.Л. Коршунов