Михаил Клавдиевич Тихонравов родился 16 (29) июля 1900 г. во Владимире в семье Тихонравовых: юриста почетного гражданина города, Клавдия Михайловича и выпускницы Санкт-Петербургских высших Бестужевских курсов Александры Николаевны. В 1902 г. семья перебралась в Петербург. Здесь Михаил обучался в классической гимназии № 3.
Голод и нужда вынудили Тихонравовых в конце 1918 г. вернуться во Владимирскую губернию. Они обосновались в городе Переславль-Залесский. Михаил Тихонравов стал первым комсомольцем в Переславле-Залесском.
Конструктор ракетно-космической техники член-корреспондент Академии
артиллерийских наук, доктор технических наук, профессор,
Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии,
заслуженный деятель науки и техники РСФСР
Михаил Клавдиевич Тихонравов (1900-1974)
Он стал организатором и одним из руководителей комсомольской ячейки при бывшей женской гимназии. Михаил работал курьером в городском народном суде, затем в 1919 г. добровольно вступил в Рабоче-Крестьянскую Красную Армию (РККА). Был заведующим агитационно-просветительным отделом Переславль-Залесского уездного военного комиссариата.
М.К. Тихонравов. Около 1920 г.
За грамотно организованную работу по агитации добровольцев из населения уезда по вступлению в РККА в мае 1920 г. М.К. Тихонравова переводят во Владимир инструктором культурно-просветительного отдела губернского военкомата, а оттуда направляют на фронт. В том же году в сентябре он становится слушателем Института инженеров Красного Воздушного Флота (позднее Военно-воздушная инженерная академия имени Н.Е. Жуковского), который окончил в 1925 г. по специальности «инженер-механик». Во время учебы в академии Михаил Тихонравов подготовил ряд проектов планеров с рекордными для того времени характеристиками.
Выпускник Института инженеров Красного Воздушного Флота
М.К. Тихонравов
После получения диплома М.К. Тихонравова направили служить в Липецк, в 1-ю легкую бомбардировочную эскадрилью имени В.И. Ленина. Затем его служба была связана с авиационными предприятиями. Михаил Клавдиевич работал в коллективе одного из первых отечественных авиаконструкторов Н.Н. Поликарпова, а затем в конструкторском бюро талантливого авиастроителя Д.П. Григоровича.
М.К. Тихонравов, конец 1920-х годов
В конце 20-х годов в Крыму на всесоюзных соревнованиях планеристов в Коктебеле Михаил Тихонравов знакомится с Сергеем Королевым. Это событие было знаковым для двух талантливых инженеров-авиаторов: на планере С.П. Королева была впервые в мире выполнена мертвая петля, а на планерах М.К. Тихонравова - установлены рекорды высоты и дальности.
М.К. Тихонравов стал соратником и единомышленником С.П. Королева, поддержав его идеи создания реактивных двигателей и ракет.
В 1930 г. М.К. Тихонравов работал в Центральном конструкторском бюро им. В.Р. Менжинского (ЦКБ-39 ОГПУ), где он возглавил авиамоторную группу.
В 1932 г. совместно с Сергеем Королёвым, Фридрихом Цандером, и Юрием Победоносцевым участвовал в создании московской Группы изучения реактивного движения (ГИРД). С этого же года Тихонравов руководил в ГИРДе бригадой № 2, которая занималась разработкой первого советского двухступенчатого ракетного двигателя, участвовал в создании первой советской ракеты с двигателем на гибридном топливе. В августе 1933 г. первая отечественная ракета «09» конструкции М.К. Тихонравова под руководством С.П. Королёва успешно совершила полет с Нахабинского полигона.
В Московской области на полигоне Нахабино на месте запуска первых
отечественных ракет «09» и «ГИРД-Х» был сооружён Памятный знак
об этих исторических событиях
Приказом по Реввоенсовету в сентябре 1933 г. на основе ГИРДа и Газодинамической лаборатории (ГДЛ) был организован Реактивный Научно-исследовательский институт (РНИИ) Народного комиссариата тяжелой промышленности СССР.
К.Э. Циолковский и М.К. Тихонравов, 17 февраля 1934 г.
В октябре 1933 г. М.К. Тихонравов становится старшим инженером отдела РНИИ, с июня 1936 г. - старшим научным сотрудником, с декабря 1936 года - начальником отдела, а с декабря 1937 г. - начальником группы РНИИ.
В декабре 1936 г. РНИИ был передан из системы Наркомата тяжелой промышленности в ведение выделенного из него Наркомата оборонной промышленности (с января 1939 г. - Наркомата боеприпасов) и переименован в НИИ-3.
С 1938 г. М.К. Тихонравов занимался исследованием жидкостных ракетных двигателей, разработкой ракет для изучения верхних слоёв атмосферы, вопросами повышения кучности стрельбы неуправляемыми реактивными снарядами. Однако в конце 1930-х годов работы по созданию жидкостных баллистических ракет были свёрнуты, и Тихонравов разрабатывал реактивные неуправляемые снаряды для «Катюш».
В 1940-1943 гг. Тихонравов возглавлял конструкторскую группу, которая под общим руководством А. Г. Костикова занималась разработкой нового опытного истребителя-перехватчика «302» с комбинированной силовой установкой (жидкостный реактивный двигатель и воздушно-реактивный двигатель).
В 1944 г. в соответствии с постановлением Государственного Комитета Обороны на базе НИИ-3 был создан специальный Научно-исследовательский институт НИИ-1 Наркомата авиационной промышленности, отвечавший за решение практических задач ракетостроения, а М.К. Тихонравов получил назначение на должность начальника лаборатории НИИ-1.
Инженер-полковник М.К. Тихонравов, 1945 г.
В 1945 г. М.К. Тихонравов приступил к разработке проекта ВР-190 - пилотируемого аппарата, вертикально запускаемого одноступенчатой ракетой (типа Р-1) на высоту до 200 км. Для этого он собрал группу высококвалифицированных специалистов, в том числе и молодых инженеров – выпускников МАИ. Параллельно продолжал проектирование составных ракет пакетной схемы, разрабатывая способы расчета траекторий их полетов.
В 1946 г. работы над проектом ВР-190 были переданы из НИИ-1 во вновь созданный НИИ-4 Академии артиллерийских наук. На первом этапе институт проводил исследования в области разработки управляемых баллистических ракет разного назначения. Долгие годы за ним сохранялась роль научного координирующего органа среди научных организаций Министерства обороны по развитию баллистических ракет всех классов.
М.К. Тихонравов становится заместителем начальника НИИ-4, куда была переведена и созданная им группа специалистов.
Практически с самого начала функционирования Института в нём зародилось совершенно новое направление, которое не было предусмотрено штатным расписанием и носило чисто инициативный характер. Это было космическое направление. Инициатором этих работ стал Михаил Клавдиевич Тихонравов. Эта работа многим в то время казалась весьма преждевременной, и встретила жесткое сопротивление со стороны руководства института и даже коллег по работе.
Однако эту работу поддержал С.П. Королёв и будущий начальник Института генерал А.И. Соколов - в то время начальник 4-го Управления - заместитель начальника Главного артиллерийского управления Советской Армии. Соколов лично принимал участие в испытаниях первых советских баллистических ракет на полигоне «Капустин Яр» и понимал актуальность и важность проводимых М.К. Тихонравовым исследований.
Работа Михаила Клавдиевича получила своё дальнейшее развитие и вскоре, наряду со стратегическим ракетным вооружением, стала вторым главным направлением научных исследований в Институте.
Первоначально Тихонравов руководил работами по проекту ВР-190, однако в 1947 г. проект был передан в другое подразделение НИИ-4, куда была переведена и часть созданной им группы специалистов. В итоге проект ВР-190 так и не был осуществлён, а М.К. Тихонравов создал новый отдел во главе с П.И. Ивановым для исследования многоступенчатых ракет. Тихонравов первым высказал предположения о возможности создания многоступенчатых баллистических ракет, именовавшихся в те годы «пакетной ракетной схемой».
Так в созданном Михаилом Клавдиевичем отделе стали разрабатывать способы расчёта траекторий полёта составных ракет пакетной схемы, оптимальные конструктивно-баллистические параметры ракет.
В апреле 1947 г. М.К. Тихонравов был избран членом-корреспондентом Академии артиллерийских наук по отделению реактивного вооружения (4-е отделение), временно исполнял обязанности академика-секретаря отделения.
Б.Н. Воробьёв, М.К. Тихонравов, С.П. Королев на праздновании 90-летия со
дня рождения К.Э. Циолковского. Москва. 12 сентября 1947 г.
Уже в 1949 г. на основе имеющихся в то время результатов научных исследований по пакетным ракетным схемам М.К. Тихонравов приходит к научно обоснованному выводу о технической возможности достижения первой космической скорости на существующей технологической базе создаваемых ракет.
В начале лета 1948 г. Михаил Клавдиевич выступил на заседании учёного совета НИИ-4 в присутствии специалистов и учёных из других учреждений с докладом «Пути осуществления больших дальностей стрельбы», в котором излагал мысли о том, что «составной пакет» из разрабатываемых в ОКБ-1 «тысячных ракет» способен достичь любых дальностей полёта, и даже вывести на орбиту искусственные спутники Земли. Доклад «взорвал» аудиторию, вызвав бурю недоверчивых и даже язвительных откликов и выступлений.
Критики Тихонравова были очень далеки от истины, ведь к этому времени в ОКБ-1 С.П. Королёва на основе немецкой баллистической ракеты дальнего действия Фау-2 уже была создана ракета Р-1 с дальностью полёта 270 км, велась разработка отечественной баллистической оперативно-тактической ракеты Р-2 с дальностью порядка 550 км, прорабатывались направления создания ракеты с дальностью полета в 1000 км (так называемая «тысячная ракета»). Для многих присутствовавших в аудитории специалистов данные цифры и проекты казались действительно нереальными.
Однако ценность полученных М.К. Тихонравовым результатов высоко оценили и оказали всестороннюю поддержку в реализации его идей Главный конструктор ракетной техники С.П. Королёв и президент Академии артиллерийских наук А. А. Благонравов.
М.К. Тихонравов повторно выступил со своим докладом 14 июля 1948 г. на годичном заседании Академии артиллерийских наук. Его участники также скептически отнеслись к основным положениям доклада. В адрес М.К. Тихонравова прозвучало немало критических выступлений. В поддержку его принципиальных идей голосов было очень немного.
Таким образом, выводы М.К. Тихонравова о возможности создания многоступенчатых ракет, как, собственно, и разрабатываемое им космическое направление в целом, не нашли поддержки в научном сообществе и были объявлены «фантастическими идеями».
Член группы М.К. Тихонравова доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники РСФСР И.К. Бажинов сообщал: «Конечно, доклады М.К. Тихонравова и последующие работы сотрудников группы не определили конкретный проектный облик будущей первой советской составной ракеты Р-7, для этого нужен был огромный труд коллективов ОКБ-1 и его смежных организаций.
Однако в результате выполненных исследований были показаны возможности решения многих основных проблем создания составных ракет, очерчено поле рациональных значений основных характеристик, рассмотрен ряд возможных компоновок составных ракет. Все это позволило уже на самых ранних этапах разработки Р-7 оценить ожидаемые значения ее характеристик, а также возможности по выводу на орбиты искусственных спутников Земли.
Эти результаты уже в начале проектных проработок облика межконтинентальных ракет обеспечили возможность С.П. Королёву принятия ряда принципиальных решений, таких, как выбор для доставки боевых грузов на большие дальности (порядка 10 000 км) баллистических составных, а не крылатых ракет, также рассматриваемых в то время; пакетной схемы составной баллистической ракеты для дальнейшей проработки и т.п.»
В феврале 1950 г. отдел П.И. Иванова был упразднен, а М.К. Тихонравов освобожден от должности заместителя начальника НИИ-4, и назначен научным консультантом по жидкостным реактивным снарядам.
В связи с уменьшением загруженностью работой в НИИ-4 М.К. Тихонравов в 1947-1952 гг. преподавал в МВТУ им. Н. Э. Баумана и на Высших инженерных курсах, в 1944-1947 гг. заведовал кафедрой в Артиллерийской Академии имени Ф.Э. Дзержинского, а в 1950-1953 гг. - в Академии оборонной промышленности Министерства оборонной промышленности СССР.С 1960 года преподавал в Московском авиационном институте имени Серго Орджоникидзе.
Благодаря усилиям С.П. Королева, который выдал НИИ-4 в 1953 г. официальный заказ на выполнение НИР по дальнейшим исследованиям составных ракет и по вопросу создания искусственного спутника Земли, с января 1954 г. в институте была официально открыта тема «Исследования по вопросу создания искусственного спутника Земли». М.К. Тихонравов продолжил работу в качестве научного руководителя этой темы. Группа специалистов института под руководством М.К. Тихонравова впервые в стране разработала и обосновала предложения по изучению космического пространства с помощью искусственных спутников Земли. В более широком плане результаты этих исследований представляли собой пути создания сверхдальних ракет. Так, на самой ранней стадии зародилась пакетная схема первой боевой двухступенчатой межконтинентальной баллистической ракеты Р-7.
С.П. Королев в тезисах доклада по разработке эскизного проекта Искусственного спутника Земли записал: «Особо должны быть отмечены первые работы М.К. Тихонравова и его группы».
К середине 1954 г. технический облик ракеты «Р-7» полностью определился. В том же году М.К. Тихонравов с сотрудниками предложили первую в СССР комплексную программу освоения космического пространства - от запуска первого спутника, через создание пилотируемых кораблей и станций-лабораторий, достижение Луны, включая облет и посадку на ее поверхность.
В 1955 г. он представил три варианта искусственных спутников различного назначения.
Первый старт ракеты Р-7
Советский учёный, один из организаторов и руководителей работ в области советской ракетно-космической науки, Герой Социалистического Труда, генерал-лейтенант-инженер Ю.А. Мозжорин в своих мемуарах отмечал: «Поистине исторической стала группа Тихонравова. Она одной из первых, если не самая первая, начала разрабатывать проблемы, казавшиеся тогда еще фантастикой новой космической техники, постоянно подвергаясь критике управления ракетного вооружения как занимающаяся не тем делом.
Но авторитет Михаила Клавдиевича, поддержка Сергея Павловича Королева и беспредельная увлеченность идеей покорения космоса дали возможность этой группе сделать много важного, запалить костер современной космонавтики».
В декабре 1955 г. Тихонравов был уволен из Вооружённых сил в запас в звании инженер-полковника. По приглашению С.П. Королева он перешел на работу в руководимое им Опытно-конструкторское бюро №1, где стал начальником отдела проектирования искусственных спутников Земли, пилотируемых кораблей, космических аппаратов для исследования Луны и некоторых планет Солнечной системы.
М.К. Тихонравов принимал активное участие в работе над первым искусственным спутником Земли, получившим кодовое название - ПС-1 (Простейший Спутник-1). 4 октября 1957 г. состоялся успешный запуск «Спутника-1» - этот день принято считать началом космической эры человечества.
После запуска первого искусственного спутника Земли, а затем успешного полета спутника с живым существом на борту М.К. Тихонравов стал лауреатом Ленинской премии.
Участники создания первых искусственных спутников Земли,
справа М.К. Тихонравов
17 июня 1961 г. за участие в работах по запуску первого пилотируемого космического корабля Михаил Клавдиевич был удостоен высокого звания Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и медали «Серп и Молот».
В дальнейшем отдел под руководством М.К. Тихонравова занимался, в частности, разработкой тяжёлого межпланетного корабля, создаваемого для пилотируемого полёта на Марс.
Много лет М.К. Тихонравов занимал пост заместителя главного редактора журнала «Космические исследования».
Михаил Клавдиевич Тихонравов умер в Москве в 1974 г. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок №7).
Именем Тихонравова названы улицы в городах Владимире и Королёве, кратер на Марсе, а также 50-й ЦНИИ военно-космических сил имени М.К. Тихонравова в городе Юбилейный. В 2011 г. решением Городской Думы Михаилу Клавдиевичу Тихонравову было посмертно присвоено звание «Почётный гражданин города Переславля-Залесского».
Член-корреспондент РАРАН
Филипповых Д.Н.