26 октября 2020 года исполняется 75 лет со дня смерти российского и советского учёного-кораблестроителя, механика и математика, академика Петербургской Академии наук (1916), академика Академии наук СССР (1929), Героя Социалистического Труда (1943) Алексея Николаевича Крылова.
Алексей Николаевич Крылов родился 3(15) августа 1863 г. в с. Висяга (в наши дни с. Крылово) Порецкого р-на, Чувашия. Военную службу начал в русском флоте с 1884 г., генерал-лейтенант (1911), в РККФ с 1918 по 1927 год. Окончил Морское училище (1884), курсы минного дела (1885), кораблестроительное отделение Николаевской морской академии (1890) в Санкт-Петербурге.
По окончании училища служил в Главном гидрографическом управлении (1884-1888), где выполнил первые научные работы по девиации магнитных компасов. В дальнейшем занимался главным образом разработкой вопросов теории корабля.
Почти 50 лет (с 1890) преподавал в Морской (Военно-морской) академии, Петербургском (Ленинградском) политехническом институте и других вузах, создав оригинальные учебные курсы по теории корабля и высшей математике, имевшие большое научное и практическое значение в области кораблестроения. В 1900-1908 гг. заведовал Опытовым судостроительным бассейном Морского ведомства для испытания моделей судов.
В 1908-1910 гг. главный инспектор кораблестроения и исполняющий должность председателя Морского технического комитета. В этот период принимает непосредственное участие в создании первых русских линкоров типа «Севастополь» и кораблей других классов, разработке кораблестроительных программ с учётом опыта Русско-японской войны 1904-1905 гг., совмещая это с научной и педагогической деятельностью. По предложению Крылова в 1899 г. принимается решение о создании кораблестроительного факультета Петербургского политехнического института, из которого впоследствии выделился Ленинградский кораблестроительный институт. В 1912 г. подготовил текст доклада по вопросу о необходимости ассигнований 500 млн руб. на воссоздание флота.
В 1910-1917 гг. был консультантом по вопросам судостроения на Металлическом, Обуховском и Путиловском заводах. Доклад был прочитан в Государственной Думе морским министром И.К. Григоровичем и обеспечил выделение запрошенных средств. Одновременно в 1913 г. назначается председателем комиссии по испытанию цистерн для успокоения качки кораблей и на пароходе «Метеор», оборудованном для этой цели, совершает плавание в Бискайский залив, где в штормовых условиях проводит испытания.
С 1916 г. исполнял обязанности директора Главной физической обсерватории, затем начальника Главного военно-метеорологического управления, с 1917 г. директор Физической лаборатории (позже института) Российской академии наук.
«Особенно глубокий след почти во всех отраслях военной кораблестроительной техники имеют труды и личная деятельность профессора Военно-Морской академии А.Н. Крылова (ныне академика, орденоносца, заслуженного деятеля науки и техники). Его научные труды по теории корабля составили эпоху и позволили нашему кораблестроению стать независимым в этих вопросах от иностранной техники. Им практически разработаны схемы основных кораблестроительных расчётов, дана классическая теория качки корабля, выработаны таблицы непотопляемости корабля и ряд других работ. Кроме того, занимая ответственные должности по военному кораблестроению, А.Н. Крылов способствовал усовершенствованию качеств русских боевых кораблей. А.Н. Крылов, в развитие трудов адмирала С.О. Макарова, много лет занимавшегося исследованиями по улучшению качеств кораблей, предложил ещё в 1902 г. меры по выравниванию крена и дифферента корабля после получения им пробоины во время боя. Это достигалось не откачиванием воды из повреждённых отделений, а, наоборот, затоплением специальных пустых отсеков, используя запас плавучести корабля. Для облегчения выбора отсеков, подлежащих затоплению, были даны таблицы непотопляемости, которыми пользуются и в настоящее время» (Проф. Шершов А.П. История военного кораблестроения с древнейших времен и до наших дней. Москва, Ленинград, 1940. С. 263).
После 1917 г. А.Н. Крылов активно включился в работу по созданию советского ВМФ. В 1919-1920 гг. начальник Военно-морской академии, занимался её реорганизацией, выработкой устава и составлением программ для технических факультетов. В 1921-1927 гг. находился за границей в составе комиссии Академии наук для возобновления научных связей с зарубежными странами, выполнял задание правительства по закупке и постройке торговых и нефтеналивных судов. С 1927 г. продолжал преподавать в Военно-морской академии и одновременно руководил Физико-математическим институтом АН СССР, активно участвовал в решении основных технических вопросов военного и гражданского судостроения в СССР.
А.Н. Крылов один из основоположников отечественной школы кораблестроения. Его труды по теории кораблестроения получили мировую известность. Классическими стали разработанные им рациональные приёмы и схемы для вычисления устойчивости и плавучести судов. Создал теорию килевой качки, разработал методы определения поведения корабля в общем случае движения под углом к направлению бега волн. Важное практическое значение имеют его работы по строительной механике и непотопляемости корабля, в том числе таблицы непотопляемости и расчёты водонепроницаемых переборок.
Большую ценность для военного дела имели работы по теории магнитных и гироскопических компасов (1938-1940), за которые А.Н. Крылов удостоен Сталинской премии СССР (1941), а также работы по математике и механике, касающиеся приложения средств математического анализа к решению инженерных проблем. Работы А.Н. Крылова по вибрации орудий, движению вращающегося снаряда, теории стрельбы на корабле во время качки, расчёту орудийной башни оказали большое влияние на развитие морской артиллерии. Им построена первая в России машина для интегрирования дифференциальных уравнений (1904), создан ряд корабельных и артиллерийских приборов.
А.Н. Крылов автор ярких очерков о жизни и деятельности выдающихся учёных П. Л. Чебышева, Ж. Лагранжа, И. Ньютона и других. Его неординарный склад ума, гибкая интуиция, глубокое видение путей развития многих наук способствовали утверждению теории и практики отечественного кораблестроения.
Был членом Британского общества инженеров-кораблестроителей (1898), председателем правления Всесоюзного научного инженерно-технического общества судостроения.
Умер 26 октября 1945 г. в Ленинграде. Похоронен на «Литераторских мостках» Волкова кладбища неподалеку от И.П. Павлова и Д.И. Менделеева.
Награждён орденами Св. Владимира 2, 3 и 4-й ст., Св. Анны 1-й ст., Св. Станислава 1-й ст. (Россия); 3 орд. Ленина и медалями (СССР).
Сочинения:
- Собрание трудов. М.; Л., 1936-1956. Т. 1-12.
- Избранные труды. Л., 1958. 803 с.
- Мои воспоминания. 8-е стер. изд. М., 1984. 477 с.
Всего около 300 книг и статей, в том числе по судостроению, магнетизму, артиллерийскому делу, математике, астрономии и геодезии.
В честь А.Н. Крылова названы:
- село Крылово (ранее Висяга) - родина А.Н. Крылова, в честь которого 13октября 1962 г. село переименовано в Крылово
- премия имени академика А.Н. Крылова РАН («за выдающиеся работы по использованию вычислительной техники в решении задач механики и математической физики»)
- премия имени А.Н. Крылова Правительства Санкт-Петербурга («за выдающиеся научные результаты в области технических наук»)
- головной, ведущий НИИ судостроительной отрасли СССР и России - ЦНИИ имени академика А.Н. Крылова, с 2012г. - Крыловский государственный научный центр
- Российское научно-техническое общество судостроителей имени академика А.Н. Крылова
- улицы Академика Крылова в Санкт-Петербурге, Севастополе, Чебоксарах, Алатыре, Николаеве
- мемориальный комплекс «Флотская слава Поречья» в с. Порецкое (Чувашская Республика), открыт в 2015 г.
- океанографическое исследовательское судно «Академик Крылов» проекта 852 тип «Академик Крылов» (6 судов проекта) в составе Балтийского флота ВМФ СССР и России в 1972-2001 гг. (списано).
Советник РАРАН
В.Г. Кикнадзе