Павел Цыбин (23 декабря 1905 - 4 февраля 1992) родился в творческой семье. Отец Цыбин Владимир Николаевич - флейтист, профессор Московской Консерватории, мать Цыбина Елизавета Тимофеевна - оперная певица Большого театра. Однако ни музыкантом, ни певцом Павел не стал. Его призванием стало небо, а затем и космос.
«Первую модель самолета я сделал в 1913 году, - вспоминал П.В. Цыбин. - В 1923 году главным лозунгом был «Даешь крылья!». Родилось ОДВФ - Общество друзей воздушного флота. Оно росло невиданными темпами: за год с 16 тысяч до 1 022 000...».
Не был исключением и Павел Цыбин. Уже в 1920 г. он совершил первый пробный полет на балансирном планере собственной конструкции. Через три года успешно окончил авиационные курсы при Краснопресненском совете ОДВФ, и до 1926 г. был инструктором-планеристом. Познакомился с другими одержимыми небом конструкторами планеров - С.П. Королевым, П.Н. Клементьевым, А.С. Яковлевым, С.В. Ильюшиным, Н.Н. Леонтьевым и Н.Д. Жемчужиным.
В те годы даже трудно было предположить, что спустя десятилетия молодые энтузиасты планеризма Сергей Королев и Павел Цыбин объединят свои усилия в создании космической техники.
О дальнейших событиях своей юности Павел Владимирович сообщал с нескрываемой ностальгией: «Уехал в Ленинград, хотел в летную школу поступить, но не приняли по здоровью. Тогда пошел в летно-техническую школу ВВС. И вот с тех пор... А планеры не бросал. В Ленинграде уже построил планер "ПЦ-3" - "Павел Цыбин третий". На нем летали Боря Раушенбах и Марк Галлай. Тогда же в Коктебеле познакомились мы с Олегом Антоновым. Господи, да когда же это было? А кажется, вчера...».
В 1926 г. Цыбин поступил в Ленинградскую Военно-техническую школу ВВС РККА. После окончания школы в 1928 г. служил в отделе учебных заведений Управления ВВС РККА. Следующим местом службы П.В. Цыбина стал город Пермь, он получил назначение в военную школу пилотов и авиационных техников им. В.М. Молотова.
В 1938 г. П.В. Цыбин уже комбриг. В 1939 г. он поступил в Военно-Воздушную академию имени Н.Е. Жуковского, до начала Великой Отечественной войны окончил три курса.
«Все предвоенные годы, - делился своими воспоминаниями П.В. Цыбин, - я занимался только одним делом - подготовкой кадров бурно развивающихся военно-воздушных сил. Перед самой войной учился в Академии имени Жуковского. Вот тогда мы с инженером Дмитрием Николаевичем Колесниковым получили от командующего ВВС Рычагова задание создать тяжелый планер для десантников. Одновременно были созданы еще несколько десантных планеров, в том числе "А-7" О. К. Антонова - семь бойцов или две тонны груза, "Г-11" В. К. Грибовского на одиннадцать бойцов или 1,3 тонны. А наш "КЦ-20" поднимал двадцать бойцов или 2,2 тонны! Всю войну они неплохо работали.
Накануне наступления под Сталинградом сильные морозы потребовали срочной переброски большого количества антифриза для танков. Это сделали тяжелые планеры. На Калининском фронте на планерах за линию фронта перебрасывались подразделения саперов-подрывников. При форсировании Днепра планеры доставили большой воздушный десант под Черкассы. Но более всего потрудились планеры, помогая партизанским отрядам. Иногда до пятнадцати тяжелых планеров сразу отправлялись ночью за линию фронта на партизанские аэродромы... Интересно, что фашисты так ни одного планера и не подбили, ни один человек на них не погиб...».
В годы Великой Отечественной войны Павел Владимирович не только продолжал заниматься разработкой новых планеров, но и руководил десантными операциями по доставке грузов в партизанские отряды, за что был удостоен орденов Отечественной войны II степени (1943 г.), Красной Звезды (1944 г.), медалей «Партизану Отечественной войны» I степени и «За оборону Москвы» (1944 г.).
Продолжая тему военных планеров, П.В. Цыбин отмечал: «А после войны я сконструировал планер "Ц-25" для транспортировки противотанковой пушки с тягачом. Их было сделано штук 500, и каждый совершил более 500 полетов».
С 1944 г. Павел Владимирович руководил КБ и заводом в Бескудникове под Москвой, где создавался новый тяжелый десантный планер «Ц-25», поднимавший до 25 человек или вездеход с противотанковой пушкой. Более 500 таких планеров состояли на вооружении советских Воздушно-десантных войск до 1956 г.
«Ц-25» стал последним десантно-транспортным военным планером, созданным под руководством Цыбина. Это единственный в мире планер, который в 1950 г. пролетел над Северным полюсом и произвел посадку в районе дрейфующей станции СП-2 с целью проверки возможности его использования для строительства и жизнеобеспечения авиабаз советских Военно-Воздушных Сил на ледовых аэродромах.
«Потом сделал "ЛЛ-1", вспоминал Павел Владимирович, - летающую лабораторию, экспериментальный ракетный самолет для исследования кризисных явлений в околозвуковой зоне. Кстати, на нем впервые было установлено катапультируемое кресло пилота... Уже в 1948-м, конструировал "ЛЛ-2" с обратной стреловидностью крыла».
За скупыми строками воспоминаний П.В. Цыбина скрыт огромный труд по созданию отечественной реактивной авиации.
Во второй половине 1945 г. коллектив, возглавляемый Цыбиным, начал проектирование специального самолета, предназначенного для практических экспериментов, связанных с проблемой выбора оптимальной формы крыла при полете на околозвуковых скоростях.
В начале 1947 г. летающая лаборатория, получившая обозначение «Ц-1» («Цыбин-одноместный»), была передана на испытания.
Всего в 1945-1948 гг. в ОКБ П.В. Цыбина по заданию Летно-исследовательского института были созданы «летающие лаборатории» «Ц-1» в вариантах «ЛЛ-1», «ЛЛ-2» и «ЛЛ-3». Летчиками Героями Советского Союза С. Амет-Ханом, С. Н. Анохиным и Н. С. Рыбко было выполнено более 100 испытательных полетов, в ходе которых на «ЛЛ-3» в пикировании с работающим двигателем была достигнута скорость 1200 км/ч (М=0,97).
Исследовательские полеты ракетоплана «Ц-1» в вариантах «ЛЛ-1» и «ЛЛ-3» дали ученым уникальные материалы по аэродинамическим характеристикам самолетов с разными крыльями.
Главной целью группы П.В. Цыбина при испытаниях «летающих лабораторий» было разобраться с возможными проблемами на пути создания скоростных самолетов и отработать аэродинамическую компоновку легкого реактивного истребителя. Однако реализовать этот замысел в полной мере не удалось. В 1947 г. началась первая в истории СССР «конверсия» оборонной промышленности. КБ Цыбина закрыли, а завод перевели на выпуск гражданской продукции.
В это непростое для него время Павел Владимирович, как он сам вспоминал, делал «разное, сякое...».
Была работа в ОКБ-1 Королева - испытания первых советских баллистических ракет Р-1 и Р-2, испытания и сдача на вооружение крылатой ракеты класса «воздух - море» КБ «Комета» А. Микояна и С. Берия, зенитно-ракетных систем С-25 для противовоздушной обороны Москвы.
В 1950 г. П.В. Цыбин окончил Высшие инженерные курсы МВТУ. В 1954 г. Павел Владимирович предложил стратегический бомбардировщик «РС» («Рекорд скорости»). Эта машина по своему облику и скорости почти на 10 лет опередила знаменитый американский разведчик SR-71, созданный на фирме «Локхид». Но «РС» по ряду причин так и не достроили.
Остался на земле и разведчик «РСР», созданный на базе «Рекорда скорости». По словам Павла Владимировича ему просто не везло, только развернешься с очередным проектом, как изменение политической обстановки в мире приводило и к пересмотру приоритетов в авиации.
В конце 1950-х, когда Цыбина перевели в ОКБ-23 Мясищева, Павел Владимирович начал разрабатывать пассажирский вариант сверхзвукового межконтинентального бомбардировщика М-50.
Но и здесь работа оказалась незавершенной. ОКБ-23 Мясищева перепрофилировали на создание ракетной техники, а Павел Владимирович в 1961 г. возвратился в ОКБ-1 НИИ-88 к С.П. Королеву.
С этого времени жизнь и деятельность П.В. Цыбина были связаны именно с этим конструкторским бюро - ныне всемирно известной Ракетно-космической корпорацией «Энергия» им. С.П. Королева, одним из ведущих предприятий отечественной космической промышленности.
Была работа по беспилотной модификации космического корабля «Восток», разведывательному космическому аппарату «Зенит», спутнику связи «Молния», космическим кораблям «Союз» и «Союз-Т», малоизвестному проекту орбитальной станции «Звезда».
В 1958 г. П.В. Цыбиным по договоренности с Главным конструктором С.П. Королевым был выполнен первый в СССР проект крылатого возвращаемого с орбиты многоразового пилотируемого планирующего космического аппарата - корабля-космоплана («Лапоток»), запускаемого на ракете-носителе Восток. В 1961 г. П.В. Цыбин становится заместителем С.П. Королева.
Советский конструктор авиационной и ракетно-космической техники П.В. Цыбин
и летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза В.И.Севастьянов
В своей книге воспоминаний «С человеком на борту» Герой Советского Союза летчик-испытатель М.Л. Галлай приводит интересный эпизод: «23 декабря 1965 года отмечалось шестидесятилетие Павла Владимировича Цыбина - известного конструктора, приложившего руку к созданию едва ли не всех известных современной технике видов летательных аппаратов...
Королев тогда подарил Цыбину красивую темно-красную папку с золотыми тиснеными буквами: "Дело о полете «Восхода-2". Там было несколько десятков автографов и надпись: "Павлу Владимировичу Цыбину в день шестидесятилетия от друзей и товарищей". А Королев своей рукой дописал: "...с пожеланием новых побед в нелегкой борьбе с неизведанными силами природы"».
Когда в 1974 г. началось проектирование многоразовой космической системы, ныне именуемой «Энергия» - «Буран», П.В. Цыбин сосредоточил свои усилия на поиски полностью возвращаемых космических аппаратов многоразового использования. С этого же года он - заместитель Главного конструктора, а затем научный консультант по теме «Буран».
В последние годы жизни П.В. Цыбин руководил научно-исследовательскими работами по созданию одноступенчатого воздушно-космического самолета с горизонтальными взлетом и посадкой НПО «Энергия». Эти работы стали венцом его научного творчества.
Вся жизнь этого удивительного человека умещается в короткую фразу, сказанную им: «Без дела не сидел...».
Член-корреспондент РАРАН
Д.Н. Филипповых.