22 июня 1941 г. началась Великая Отечественная война. Советский Союз начал вести борьбу за свободу и независимость против захватчиков. Президиум Верховного совета СССР в тот же день издал указ «О военном положении». Для руководства страной требовалось создание организационной структуры для руководства страной в чрезвычайных обстоятельствах.
С этой целью 30 июня 1941 г. было принято решение об образовании Государственного Комитета Обороны (ГКО), оформленного совместным Постановлением Президиума Верховного Совета СССР, Совета Народных Комиссаров СССР и Центрального Комитета ВКП(б). Новый орган управления сосредоточил «всю полноту власти в государстве». Так был реализован принцип единства партийного, государственного и военного руководства не только войной, но и страной.
К числу первого состава ГКО относились И.В. Сталин (председатель); В.М. Молотов (заместитель председателя); Л.П. Берия; К.Е. Ворошилов; Г.М. Маленков. Об этом было сообщено 1 июля 1941 г. на страницах газет «Правда» и «Известия». В тот же день были утверждены первые постановления ГКО.
За время работы этого органа управления был принят 9971 документ, имевших силу законов военного времени, что требовало их беспрекословного выполнения. Основными тематиками постановлений, выпущенных ГКО, являлись: мобилизация; эвакуации населения и материальных средств; строительство Вооруженных сил; производство и принятие на вооружение военной техники; экономика и производство; партизанское движение; трофеи; всесторонне обеспечением армии и флота; кадровые вопросы.
Знаковым стало то, что первый такой документ был посвящен организации производства танка Т-34 на заводе «Красное Сормово». Именно это средство вооружения воспринимается символом Великой Отечественной войны. Кроме того, большая часть экспертов признала его лучшим танком Второй мировой войны.
Первое Постановление ГКО обязывало Народного комиссара судостроительной промышленности СССР И.И. Носенко «немедленно приступить... к производству средних танков Т-34» и начать их выпуск через два месяца.
Документ, состоящий всего из двух страниц (12 пунктов), распределял задачи между четырьмя наркоматами и Горьковским обкомом ВКП(б). В нем отражались вопросы заводской кооперации, производства моторов, подачи броневой стали и поставки станков. Также устанавливалась программа выпуска танков Т-34 на 1941 и 1942 гг.
Выпушенное в тот же день постановление ГКО под вторым номером также имело важное значение. Документ, озаглавленный «О производстве танков КВ-1 на челябинском тракторном заводе», устанавливал помесячный график производства этого вооружения. Как и в первом постановлении, всего на двух страницах (12 пунктов) отражался широкий спектр вопросов. Среди них: снабжение завода бронелистами и металлорежущими станками, производство двигателей В-2. Для обеспечения выполнения работ по выпуску танков КВ-1 разрешалось перевести горнопроектный институт из Ленинграда в Челябинск. В связи с этим предписывалось разместить его сотрудников по новому месту дислокации.
Немаловажно отметить, что первоначально Народному комиссариату среднего машиностроения и Челябинскому тракторному заводу разрешалось выпускать только танки КВ-1.
Исполнение постановлений ГКО в местных органах власти контролировали уполномоченные. Таковыми являлись многие наркомы и их заместители, секретари областных комитетов партии, ученые, военные, хозяйственники, работники аппаратов Совнаркома, Госплана и члены ГКО. Они осуществляли свою деятельность на предприятиях промышленности, заводах по производству оружия и боевой техники, занимались воинскими перевозками, эвакуацией оборудования предприятий и людей, решали задачи, связанные с формированием, обучением, снабжением войск и другими вопросами.
Централизация власти, проведенная с момента учреждения ГКО, стала одним из решающих факторов Победы Советского Союза в Великой Отечественной войны.
Советник РАРАН
А.А. Кузнецов