Маршал инженерных войск Михаил Петрович Воробьев прожил недолгую, но весьма содержательную жизнь. Активный участник Первой мировой, Гражданской и Великой Отечественной войн, он прошёл славный боевой путь от солдата старой армии до маршала инженерных войск ВС СССР.
Михаил Воробьев родился 17 (29) декабря 1896 г. в слободе Хасавюрт Хасавюртовского округа Терской области (ныне Республика Дагестан) в семье линейного рабочего-связиста и домохозяйки. В 1906 году семья Воробьёвых переехала в г. Владикавказ, где Михаил учился в церковно-приходской школе, а затем - в 1-м Владикавказском реальном училище. Его многодетная семья в те годы испытывала материальные трудности и поэтому с 15 лет Михаилу пришлось подрабатывать и давать уроки в частных домах.
В 1914 году, по окончании училища, Михаил поступил в Петроградский горный институт. Здесь учебу пришлось сочетать с работой сначала в частных домах, а затем на жестяной фабрике, трубном заводе. В 1916 году вечерами работал в Красном Кресте и правлении Терского землячества. Весной 1916 года после обыска полиции квартиры, где вместе с ним проживали, бежавшие из ссылки политзаключенные, ему пришлось уехать на практику на Северный Кавказ в г. Железноводск.
Студент института. 1916 г.
В августе 1916 г. его призвали в армию во 2-й учебный батальон в г. Царицын (ныне г. Волгоград), а в октябре направили в Оренбургскую школу прапорщиков. После окончания школы в июле 1917 года прапорщик Воробьев получил назначение на должность командира взвода 252-го запасного пехотного полка в Ростове-на-Дону. Будучи командиром взвода, а затем роты, участвовал в составе 269-го пехотного полка в боях на Румынском фронте. По своим взглядам примыкал к партии левых эсеров и голосовал за их объединенный список с большевиками в Учредительное собрание. После Октябрьской революции был избран заместителем комиссара и председателем полкового комитета. В декабре 1917 году полк расформировали, и он уехал на родину - во Владикавказ.
После образования Терской советской республики в марте 1918 года вступил добровольцем в 1-й Владикавказский отряд, где вскоре занял должность командира отряда - главного комиссара городских застав. В составе отряда участвовал в уличных боях в августе 1918 года между отрядами красных во главе с Г.К. Орджоникидзе против войск генералов Л.Г. Корнилова и А.И. Деникина. Попал в плен, откуда бежал в Грузию. Затем находился на излечении в Тифлисе, потом через Поти-Новороссийск-Ростов-Днепропетровск-Варшаву приехал с женой, дочерью полномочного представителя Морского ведомства РСФСР на правах военно-морского атташе в Дании С.А. Гарина в Москву. С декабря 1918 года по март 1919 года работал секретарём посольства РСФСР в Дании. После его закрытия возвратился в Москву, отказался от работы в Наркомате иностранных дел, добился направления на фронт и в апреле 1919 года получил назначение в дорожно-мостовую роту 13-й стрелковой дивизии Южного фронта. Затем был назначен инженером 3-й бригады, потом - дивизиона 33-й стрелковой дивизии, а затем - командиром и военкомом технической сотни (эскадрона) отдельной Кубанской кавалерийской бригады. В их составе воевал на Южном, Западном и Кавказском фронтах против белогвардейцев и иностранных интервентов.
С января 1921 года по август 1924 года проходил службу в войсках связи на должностях: командира роты связи штаба Терской группы войск; командира и военкома батальона связи 33-й стрелковой дивизии; командира и военкома роты связи 2-го Кавказского корпуса; помощника командира батальона связи отдельной Кавказской армии; командира телеграфно-строительного батальона этой же армии; начальника связи 13-го стрелкового корпуса; командира и военкома батальона связи отдельной Кавказской армии.
С августа 1924 года по апрель 1929 года М.П. Воробьев учился на фортификационно-строительном факультете Артиллерийской академии РККА (с 1925 г. - Военно-технической академии (ВТА) РККА, с 1926 г. - ВТА РККА им. Ф.Э. Дзержинского) в Ленинграде. Успешной учебе способствовала хорошая подготовка, опыт военной службы и непосредственное участие в боевых действиях. Его курсовая работа, посвященная проблемам обороны Севастополя с моря, получила отличную оценку и в ВТА и на Черноморском флоте. В аттестации по окончании академии указывалось: «Серьёзный и вдумчивый работник. Обладает хорошими знаниями и способностями к самостоятельной практической, научно-исследовательской и педагогической работе... Может быть использован на должности адъюнкта академии по кафедре фортификации». И в мае 1929 года по окончании академии с присвоением звания военного инженера его зачислили в адъюнкты академии.
В адъюнктуре занимался разработкой наиболее надежных инженерных противотанковых средств и эффективных методов их применения в условиях высокоманевренных боёв и операций современной войны. На основе своей диссертации он в 1931 году опубликовал брошюру «Служба заграждений», а в 1932 году - книгу под названием «Заграждения». В предисловии к этой книге начальник и военком академии А.И. Седякин отмечал актуальность освещаемой темы, правильность решения рассматриваемой проблемы, её конкретность, современность и соответствие уровню боевых требований и возможностей РККА и рекомендовал труд для подготовки начсостава всех родов войск в частях и вузах. Научные труды М.П. Воробьева, как и работы Д.М. Карбышева, являлись важнейшими учебными пособиями по заграждениям для всего командного состава РККА в течение 30-х годов прошлого века. Основные идеи и мысли его трудов широко использовались и в ходе Великой Отечественной войны. Некоторые идеи книги «Заграждения» актуальны и в современных условиях.
Будучи адъюнктом, совмещал научную и преподавательскую работу. Он вёл занятия по тактике и инженерному обеспечению боя. В марте 1932 года его назначили преподавателем академии, а июле - начальником и военкомом факультета инженерного вооружения, готовившего инженеров-механиков для инженерных войск. За четыре года очень много сделал для становления и развития этого факультета: сумел развернуть широкую научную работу и лично принимал участие в разработке новейших средств инженерной техники. В сентябре 1935 года при объединении факультетов инженерного вооружения и командного он, как высококвалифицированный командир, инженер с большим научным и боевым опытом, был назначен начальником и военкомом командного факультета академии.
В январе 1936 года ему присваивается ученое звание доцента, месяц спустя досрочно присваивается воинское звание военинженер 1-го ранга, а 31 июля 1936 года он назначается начальником Объединённой Краснознаменной военно-инженерной школы имени Коминтерна в Ленинграде (с 16 марта 1937 г. - Ленинградское Краснознаменное военно-инженерное училище). Училище являлось единственным в стране военно-учебным заведением по подготовке средних командиров инженерных войск. Под руководством военинженера 1-го ранга Воробьева коренным образом был перестроен учебный процесс в соответствии с новыми требованиями подготовки военно-инженерных кадров. Он добился назначения преподавателями училища выпускников-отличников Военно-инженерной академии имени В.В. Куйбышева, что повысило качество обучения. Ввел обучение курсантов по специальностям: саперы, понтонеры, механики и электрики. В результате училище вскоре стало лучшим военно-учебным заведением Ленинградского гарнизона, а самому Воробьеву присвоено в 1939 года звание комбрига. В июле 1940 года он уже генерал-майор инженерных войск и в конце этого же месяца назначен генерал-инспектором инженерных войск РККА. На этом посту его и застала Великая Отечественная война.
Генерал-майор. 1941 г.
17 июля 1941 г. был назначен начальником инженерного управления Западного фронта, с 27 января 1942 г. - заместителем командующего-начальником инженерных войск этого фронта, одновременно с 24 декабря 1941 г. по 21 февраля 1942 г. - командующим 1-й сапёрной армией. В этот период его идеи и принципы применения заграждений в условиях войны получили боевую проверку.
В тяжелых условиях начального периода войны мероприятия по инженерному отводу советских войск, разработанные генерал-майором Воробьевым, были изложены в директиве Военного совета Западного фронта от 18 июля 1941 г. Она предусматривала ряд мероприятий: выделение в полосе каждой дивизии или соединения специальных отрядов заграждений; постройка колонных путей и маршрутов для пропуска отходящих советских войск; минирование дорог и подготовка к разрушению мостов и других искусственных военных объектов. Таким образом, заграждения стали неотъемлемой частью инженерного обеспечения боевых действий войск во всех видах боя и операции. Его предложения о совершенствовании применения инженерных войск также легли в основу директивы Ставки ВГК от 28 ноября1941 г.
В первый период в условиях нехватки инженерных сил, особенно минно-взрывных и других заградительных средств Воробьев добивался большого эффекта от применения имевшихся в наличии инженерных сил и средств, изматывая противника и выигрывая время для организации противодействия на новых рубежах. Наряду с устройством заграждений войск Красной армии (КА) инженерные войска выполняли большой объем работ по укреплению оборонительных рубежей и приспособлению к обороне городов. Об их масштабах свидетельствует протяжение рубежей, построенных с июля 1941 года до сентября 1942 года, достигавшее 25 тыс. км. Объем земли, вынутой при этом, составил 250 млн. куб. метров.
Под непосредственным руководством Воробьева проводились большие работы по подготовке оборонительных рубежей для прикрытия подступов к Москве на волоколамском, можайском и малоярославецком направлениях, а в последующем и Московской зоны обороны. Он целеустремленно направлял усилия инженерных войск, находившихся в его распоряжении, в том числе двух крупных оперативных групп заграждений, на создание непреодолимых для противника инженерных заграждений. В результате заграждения и минирования в значительной мере содействовали изматыванию и уничтожению живой силы и материальной части вермахта на подступах к Москве. За успехи в руководстве инженерными войсками во время Московской битвы 3 января 1942 г. генерала М.П. Воробьёва наградили орденом Красного Знамени, а 16 апреля как крупнейшего специалиста в области теории и практики применения заграждений, организатора и инициативного военачальника назначили начальником инженерных войск Красной армии.
Под его руководством были реорганизованы Главное военно-инженерное управление (ГВИУ КА), штаб инженерных войск, осуществлявший координацию и руководство инженерным обеспечением фронтов, воссоздан Инженерный комитет. Опираясь на аппарат ГВИУ, Воробьев за годы войны проделал большую работу по развитию организационных форм инженерных войск. Он проявлял инициативу и настойчивость при создании бригадной формы организации инженерных войск. Различные по боевому предназначению (инженерно-саперные, штурмовые инженерно-саперные, мотоинженерные, понтонно-мостовые) бригады успешно обеспечивали в инженерном отношении наступательные операции в 1943-1945 годах. Вместо расформированных в 1942 году саперных армий были созданы управления оборонительного строительства как тыловой эшелон инженерных войск.
Большое внимание М.П. Воробьев уделял техническому оснащению инженерных войск. В бытность его начальником инженерных войск КА в несколько раз возросло количество понтонных парков, в том числе тяжелых - в восемь раз. Это позволило за годы войны увеличить в 3,5 раза численность понтонно-мостовых частей. На фронты было доставлено 65 млн. противотанковых мин, 140 тыс. тонн взрывчатых веществ.
М.П. Воробьев уделял большое внимание распространению передового боевого опыта войск. В разное время под его руководством были разработаны и направлены на фронты «Инструкция по рекогносцировке и строительству полевых оборонительных рубежей» (27 апреля 1943 г.) и «Руководство по форсированию водных преград» (1944), утвержденные начальником Генштаба КА, а также ряд других документов. В частности, только в 1942-1943 годах в Воениздате НКО СССР вышли: «Наставление по маскировке», «Наставление для инженерных войск. Подрывное дело», «Инструкции по восстановлению разрушенных мостов», «Указания по работе полкового инженера». Одновременно для всех родов войск были изданы: «Переправа на подручных средствах», «Самоокапывание в бою», «Умей обезвреживать немецкие мины», «Колонные пути» и другие.
Кроме постоянной работы по формированию частей инженерных войск и насыщению действующей армии новой инженерной техникой, Воробьев лично привлекался на наиболее ответственные участки фронта для решения сложных задач применения инженерных войск. Так, в критический период Сталинградской битвы (июль 1942 - февраль 1943), когда он в качестве представителя Ставки ВГК, лично находясь в районе Сталинграда, координировал деятельность саперных частей и управлений оборонительного строительства.
К весне 1943 года возникла необходимость специального инженерного обеспечения штурма заранее подготовленных оборонительных рубежей противника, насыщенных особо прочными сооружениями, сложными системами заграждений. В мае 1943 года генерал-лейтенант М.П. Воробьев доложил И.В. Сталину предложение по формированию ударных инженерных соединений, призванные решительно действовать при прорыве обороны противника, и получил одобрение Верховного Главнокомандующего. В ходе массового наступления советских войск во второй половине войны генерал-полковник Воробьев внес значительный вклад в инженерное обеспечение форсирования крупных водных преград, особенно в ходе битвы за Днепр. На завершающем этапе войны особенно много сделал для развития понтонно-мостовых частей.
Строительство высоководного моста через Неман. Тильзит, февраль 1945 г.
Слева направо: майор Р.З. Рубинштейн - начальник строительства, подполковник Е.И. Бельцов - начальник политотдела 9пмбр,
маршал инженерных войск М.П. Воробьёв, подполковник В.П. Коржов - командир 9пмбр.
21 февраля 1944 г. за большие успехи в организации инженерного обеспечения действий войск КА на фронтах Великой Отечественной войны Указом Президиума Верховного Совета СССР М.П. Воробьеву присвоили воинское звание - маршал инженерных войск. Он стал первым маршалом инженерных войск в истории ВС СССР.
В послевоенное время до апреля 1946 года маршал был начальником инженерных войск Красной армии (в 1946-1950 годы - начальником инженерных войск Сухопутных войск, а в 1950-1952 годы - Советской армии). В этот период инженерные части внутренних военных округов очень часто отвлекались на восстановление разрушенного войной народного хозяйства, метростроя, для аэродромного и специального строительства объектов оборонного значения, устройства и размещения самих войск в округах, разминирования территории, борьбе со стихийными бедствиями. Это оказывало влияние на состояние боевой подготовки инженерных войск. Ее оценка в приказах Министра Вооруженных Сил СССР (с февраля 1950 г. - Военного министра СССР) были низкими, а инженерные войска отмечались как самый отсталый род войск.
В Военном министерстве СССР пришли к выводу о необходимости оздоровления обстановки в Управлении начальника инженерных войск. 16 мая 1952 г. маршала Воробьева освободили от должности и назначили начальником инженерных войск Киевского военного округа. Командующий войсками этого округа Маршал Советского Союза А.А. Гречко в аттестации от 6 января 1953 г. писал: «С прибытием в округ тов. Воробьев активно включился в работу. Высоким званием не кичится».
С 1954 года М.П. Воробьев занимал должность заместителя начальника строительства и расквартирования войск МО СССР, а с 1956 года и до июня 1957 года - помощника командующего войсками Прибалтийского военного округа по строительству и расквартированию войск.
Умер М.П. Воробьев 12 июня 1957 г. после тяжёлой и продолжительной болезни. Похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы. В некрологе, подписанном советскими полководцами Г.К. Жуковым, А.М. Василевским, И.С. Коневым, К.К. Рокоссовским, Р.Я. Малиновским, С.М. Буденным, В.Д. Соколовским, И.Х. Баграмяном и другими видными военачальниками, указывалось: «в лице М.П. Воробьева Советская армия потеряла опытного и заслуженного военачальника, отдавшего всю сознательную жизнь служению советскому народу».
За заслуги перед Родиной М.П. Воробьев награжден орденами: Ленина (дважды), Красного Знамени (трижды), Суворова I ст., Отечественной войны I ст., Трудового Красного Знамени, многими медалями и орденами Югославии и Польши.
Его именем названы улицы в Хасавюрте, Владикавказе и Москве, столичная Измайловская гимназия (бывшая спецшкола № 17) и Хасавюртовская средняя школа № 2. 5 мая 1983 г. была установлена мемориальная доска на здании Калининградского высшего ордена Ленина инженерно-командного училища им. А.А. Жданова.
Вся жизнь первого маршала инженерных войск Михаила Петровича Воробьева - замечательный пример беззаветного служения нашему Отечеству.
советник РАРАН
В.С. Хохлов