30 декабря 1936 г. вместо Полевого устава 1929 г. Народный комиссариат обороны СССР утвердил новый документ. Главной отличительной чертой нового Временного полевого устава (ПУ-36) являлась его основой была теория глубокой наступательной операции. Данная концепция опиралась на техническое оснащение Красной армии. Суть её состояла в стремлении «достигнуть одновременного поражения боевого порядка на всю глубину его расположения» при помощи вооружения и военной техники [Здесь и далее цит. по: Временный полевой устав РККА 1936 (ПУ 36). М., 1937. 215 с.].
Титульный лист Временного полевого устава РККА 1936 года (ПУ-36)
Добиться этого можно было только тесной взаимосвязью различных родов войск: пехоты, артиллерии, танков, кавалерии, механизированных, парашютно-десантных, а также авиации и военно-морского флота. Необходимо отметить, что некоторые рода войск ранее в уставах не упоминались. Так в ПУ-36 впервые говорилось о механизированных соединениях, вооруженных танками и самоходными артиллерийскими установками. Пехоту предполагалось перемещать на транспортерах. В документе появились авиационные соединения, парашютно-десантные части. Кроме того, в ПУ-36 говориться о взаимодействии ВМФ с сухопутными войсками, чего ранее не было. Как видно новый устав имел действительно общевойсковой характер.
ПУ-36 состоял из 13 глав: «Общие основы»; «Боевое обеспечение действий войск»; «Материальное обеспечение боевой деятельности войск»; «Политическая работа по обеспечению боевой деятельности войск»; «Основы управления боем»; «Встречный бой»; «Наступательный бой»; «Оборона»; «Ночные действия»; «Действия зимой»; «Действия в особых условиях»; «Передвижение войск»; «Отдых и его охранение».
ПУ-36 продолжил опираться на наступательные действия. Отдельные его разделы были посвящены следующим видам наступления: с марша; с рубежа непосредственного соприкосновения; на укрепленные районы; с преодолением водной преграды. Наступательные действия должны были вестись на всю глубину для сковывания противника, окружения и последующего уничтожения. Дивизию в соответствии с положениями ПУ-36 следовало строить в наступлении в один эшелон, полк - в два-три. Полковая и батальонная артиллерия в наступлении должна была поддерживать атаку танков. При этом утверждалось, что «артиллерийский огонь расчищает путь всем наземным войскам в наступлении и преграждает путь врагу в обороне».
Оборона также строилась на том подходе, что противник будет атаковать на всю глубину. В первую очередь считалось, что эта форма боевых действий должна быть противотанковой.
Остальные положения устава раскрывались на 215 страницах документа. При этом в Приказе Народного комиссара обороны СССР К.Е. Ворошилова, которым был утверждён ПУ-36, указывалось: «Устав не дает шаблонов, и его положения надлежит применять, строго сообразуясь с обстановкой».
Многие положения, заложенные в ПУ-36, несли в себе последние военно-теоретические наработки того времени. Однако опыт вооруженного конфликта с Японией, Советско-Финляндской войны и первых кампаний Второй мировой войны показал необходимость пересмотра устава. Несмотря на то, что проекты новых документов были подготовлены в 1939 г. и 1941 г., новый полевой устав утверждён только в 1943 г.
Советник РАРАН
А.А. Кузнецов