Сергей Павлович Королёв родился 12 января 1907 г. (30 декабря 1906 г. - по юлианскому календарю) в Житомире. Отцом Сергея был учитель истории и филологии Павел Яковлевич Королев, мать - Мария Николаевна Москаленко, выпускница неженской гимназии. Семья распалась довольно быстро, когда будущему конструктору шёл третий год. Поэтому его воспитанием занимались бабушка и дедушка по материнской линии. В это время он посетил представление, на котором был совершён полёт на самолёте. Небо стало манить юного Сергея [1, С. 29].
Ещё одним важным событием в жизни будущего конструктора стало то, что в 1916 г. Мария Николаевна вышла замуж за инженера-электромеханика Г.М. Бланина. Отчим стал Сергею не только отцом, но и другом. Это он рассказал, что рядом находится подразделение, оснащенное гидросамолётами. Здесь началось знакомство Сергея с авиационной техникой [1, С. 30-31].
Далее было вступление в Общество авиации воздухоплавания Украины и Крыма и горячее желание поступить в учебное заведение, связанное с воздушной техникой. Так как Сергей жил в то время в Киеве, выбор пал на политехнический институт этого города.
В конце 1925 г. семья Королёвых переехала в Москву, вместе с Сергеем. В связи с этим он переводится для продолжения обучения в Московское высшее техническое училище (МВТУ) на аэромеханический факультет по специальности самолётостроение. Попутно с 1927 г. работал на авиационном заводе. К тому же он учился в школе лётчиков-планеристов, где добился достаточно высоких показателей. В итоге С.П. Королёв получил одно из первых в СССР свидетельств лётчика-парителя за № 12 [2, С. 1-2]. Количество работ, выполняемых одним человеком, связанных с авиацией, показывает его увлеченность делом и неиссякаемую жизненную энергию. Стоит отметить, что эти качества сохранятся до конца жизни Сергея Павловича.
Весной 1929 г., он устраивается на работу, на должность начальника конструкторской группы в отдел по проектированию опытных конструкций самолётов (ОПО-3), по сути, представляющий из себя конструкторское бюро [3, С. 138-139]. Эту деятельность он осуществляет без прекращения учебы в МВТУ, где в ходе выполнения дипломного проекта Сергей Павлович разрабатывает спортивный планер СК-4. При этом он проводит экспериментальные полёты на нём, в ходе одного из которых чуть не разбился [4, С. 151]. Вообще, это был не первый раз, когда во время лётной практики его жизни угрожала опасность. Однако С.П. Королёв не сломился и продолжил осуществлять полёты. В дальнейшем многие факты его биографии показывали, что он ставил работу выше жизни.
В феврале 1930 г. Сергей Павлович закончил МВТУ, выполнив дипломный проект под руководством А.Н. Туполева [1, С. 33]. Надо сказать, что учениками Андрея Николаевича являлось несколько талантливых конструкторов, в последующем возглавивших конструкторские бюро СССР. Однако С.П. Королёв в отличие от остальных отошёл от авиационной тематики, заинтересовавшись ракетной техникой. Стоит отметить, что эта проблема заинтересовала Сергея Павловича тогда, когда она считалась бесперспективной. Людей, занимавшихся этим вопросом с издёвкой называли «лунатиками» [2, С. 2].
Несмотря на это Сергей Павлович проводил большую работу, чтобы добиться формирования организации, занимающейся реактивной техникой. В 1931 г. он провёл большую работу по созданию Группы изучения реактивного движения (ГИРД) [5, С. 152]. С.П. Королёв стал председателем технического совета этой организации. Он постарался сразу подчинить все исследования главной проблеме - созданию ракетной техники. Для этого подразделения ГИРД действовали по единому замыслу, выполняя частные задачи для осуществления намеченной цели. Благодаря этим усилиям 17 августа 1933 г. был произведён пуск первой советской ракеты с жидкостным двигателем, изготовленной по проекту М.К. Тихомирова [5, С. 153]. Принципы коллективного управления, заложенные в ГИРД, в последующем были реализованы Сергеем Павловичем при разработке ракетной техники, в том числе при работе в Группе генеральных конструкторов. При этом, чем сложнее была конечная цель, тем больше инициативы проявлял С.П. Королёв [6, С. 156].
Стоит отметить помощь, которую оказывал Сергей Павлович окружающим. Он помог заболевшему коллеге - Ф.А. Цандер с путевкой в Кисловодск. А после его смерти с установлением пенсии семье усопшего [6, С. 163].
Постепенно разрабатываемая С.П. Королёвым тематика стала приобретать всё больше понимания. Так 31 октября 1933 г., путем слияния ГИРД и ленинградской Газодинамической лаборатории, был создан Реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ). Заместителем начальника организации был назначен С.П. Королёв.
Освобождение от общего руководства позволило найти время для занятия его старым увлечением - планеризмом. В 1934 г. он начинает разработку планерёта, оснащенного мотором. Что важно, данная работа проводилась участниками проекта на дому. Общий вид изделия, аэродинамику и основные результаты Сергей Павлович подготовил лично. Каждый из участников проектировал свой блок. Один работал над фюзеляжем и оперением, второй - над крылом, третий - над оборудованием и управлением. Сергей Павлович осуществлял общую координацию и контроль над выполнением проекта, посещая раз в день или в два всех участников проекта, давая дополнительные указания и утверждая проделанную работу. При таком подходе проектирование планерёта заняло около двух месяцев [6, С. 164]. Данный метод работы особенно актуален в условиях современной ситуации, связанной с ограничениями, вызванными распространением инфекций.
В итоге работа, проделанная дистанционно в 1934 г., легла в основу реального изделия СК-9, который после установки на него жидкостного реактивного двигателя (ЖРД) РП-318-1 был испытан как ракетоплан. 28 февраля 1940 г. на этом реактивном авиационном средстве был совершён первый в СССР пилотируемый полёт [2, С. 3]. Надо сказать, во время испытания ракетоплана СК-9 на стенде, жизни Сергея Павловича в очередной раз угрожала опасность. Испарения вырвали трубку из соединения, которая ударила главного конструктора, и повредила ему лобовую кость [7, С. 169].
За время работы в ГИРД и РНИИ С.П. Королёв участвовал в разработке нескольких типов ракетных летательных аппаратов дальнего действия с крыльями [2, С. 2-3].
Члены ГИРД. Четвёртый слева С.П. Королёв
(источник - архив РАН. Ф.573. Оп.2. Д.19. Л.1
https://arran.ru/data/exposition/14/207.jpg)
Член-корреспондент академии наук (АН) СССР Б.В. Раушенбах (в последующем - академик АН СССР) отметил следующие методы работы С.П. Королёва, которые «можно назвать системным подходом и продуманной очередностью работ» [8, С. 4]. Он выделял в главной цели несколько задач, и стремился решить их параллельно, распределяя их между подразделениями и людьми. Причём от него не ускользали даже мелочи. При этом С.П. Королёва отличала возможность смотреть далеко в будущее. В 1930-е годы, когда только размышляли над тем, как создать реактивный двигатель, он уже обдумывал, как устроить систему стабилизации полёта ракеты.
Как отмечалось, Сергей Павлович пытался успеть как можно больше. Так после решения определённой исследовательской задачи, она передавалась для выполнения другим людям, сам главный конструктор тут же переходил к новой проблеме, не забывая добиться реализации начального замысла [14, С. 59].
Несколько лет Сергея Павловича прошли в заключении. При этом он продолжал исследовательскую работу. В 1942-1943 гг. он занимался разработкой конструкции самолёта Пе-2 с ЖРД. Проводя испытания этой конструкции, С.П. Королёв находился в кабине стрелка. Произошла авария, при которой взорвался ЖРД. Сергей Павлович получил ожёг слизистой оболочки глаз, в результате чего мог потерять зрение. Несмотря на это конструктор не потерял тягу к испытательным полётам [9, С. 43].
С.П. Королёв был освобождён из мест заключения в июле 1945 г. и сразу же приступил к работе над своей излюбленной темой: ракетами. В это время для страны было необходимо изучить трофейную немецкую технику и приступить к разработке собственных изделий. Сергей Павлович назначается главным конструктором института «Нордхаучен» и направляется в Германию. Здесь начинаются работы над изучением ракеты Фау-2.
13 мая 1946 г. было издано Постановление Совета Министров СССР № 1017-419сс «Вопросы реактивного вооружения». Работы в этом направлении являлись крайне сложными. В связи с этим проводится реорганизация научно-исследовательского комплекса страны. Головным институтом в данном вопросе становится НИИ-88, созданное в 1946 г. При организации формируется Специальное конструкторское бюро, главным конструктором которого был назначен С.П. Королёв.
Вскоре руководители нескольких НИИ и КБ по собственной инициативе создают Совет главных конструкторов, на заседаниях которого обсуждались наиболее важные задачи разработки ракетной техники. Председателем коллегиального органа стал С.П. Королёв, которому предстояло выполнять крайне сложную работу. Разработка ракет требовала обширной кооперации. После испытания немецкой ракеты А-4 (ФАУ-2) в ближайшее время был создан её советский аналог - Р-1. Для проведения работ над этой отечественной баллистической ракетой было привлечено 13 НИИ, КБ и 35 заводов. По мере усложнения конструкции ракет кооперация росла. В разработке ракеты Р-2 приняло участие 24 НИИ, КБ и 90 заведений промышленности [10, С. 29]. Эти цифры показывают, какой объём задач требовалось выполнять председателю Совета главных конструкторов.
Члены Совета генеральных конструкторов. В центре С.П. Королёв
(источник - https://avatars.mds.yandex.net/get-images-cbir/4328985/eE9-auGTZ8QsKQd1UeVuyw8147/ocr)
В последующем под руководством С.П. Королёва разрабатывается и испытывается новое изделие Р-5. А его модификация Р-5М стала первой советской ракетой, оснащенной ядерной боеголовкой. Вместе с ними на вооружение принимаются оперативно-тактические ракетные комплексы Р-11 и Р-11М, созданные совместно с М.К. Янгелем - директором и главным инженером НИИ-88.
В 1954 г. ОКБ-1 станет самостоятельной организацией. С этого времени коллектив под руководством Сергея Павловича приступил к разработке первой межконтинентальной баллистической ракеты Р-7. Вместе её боевыми возможностями С.П. Королёв рассматривал это изделие в качестве средства освоения космического пространства. Именно этой ракетой в 1957 г. будет запущен первый искусственный спутник земли. В последующем изделие, основанное на Р-7, выведет первого человека в космос. Ракеты семейства Р-7 по сей день составляют основу отечественной космонавтики.
Некоторые ракеты семейства Р-7
(источник - https://starcatalog.ru/images/2020/10/raketa-r7-1.jpg)
Также под руководством Сергея Павловича была разработана боевая баллистическая ракета Р-9А. Но, несмотря на работу в оборонной сфере, Сергей Павлович постоянно думал о том, как освоение космоса может преобразить жизнь гражданского населения. Поэтому в одной из своих записок он говорит, что «для народного хозяйства нужна организация, систематически ведущая в космосе службу погоды, солнечных и других прогнозов и наблюдений» а также «система всеобщей радиосвязи и телевещания» [11, С. 518]
Для формирования таких долгосрочных проектов требовался широкий кругозор. С.П. Королёв разбирался во многих областях науки и не оставлял без внимания последние технические достижения. К ним относились и такие как материаловедение и медико-биологические исследования. Так по его инициативе проводились научные работы по отбору человека и его подготовке для полёта в космос.
Многие из его замыслов опережали время и не находили понимания у окружающих. Например, зимой в 1948 г. на работу в ОКБ Сергей Павлович пригласил разработчика кабин самолётов. В его обязанности входило создание отсека для космонавтов. До полёта человека в космос оставалось 13 лет [12, С. 203].
В начале 1960-х С.П. Королёв требовал от разработчиков космических кораблей создания однотипных стыковых агрегатов с обеспечением перехода космонавтов по внутреннему туннелю в месте соединения. Андрогинные стыковочные агрегаты позднее будут использоваться в международной космической программе «Союз-Аполлон» [13, С. 232].
Под руководством Сергея Павловича разрабатывались несколько прикладных спутников, в том числе спутник связи «Молния». Проводились работы над автоматическими межпланетными станциями для исследования Луны, Венеры, Марса.
Для выполнения такого объема задач в ОКБ велась разработка сразу над несколькими ракетами и космическими аппаратами. Когда одно изделие было готово к полигонным испытаниям, другое уже находилось в стадии активной разработки.
Для управления коллективом С.П. Королёв применял следующую методику: он стремился заставить сотрудников работать как авторов, а не как подручных. Для этого он вкладывал свои идеи в головы тех, кому давал поручения, как будто они сами догадались до этих решений [14, С. 59]. Так работа шла активней и с большей творческой отдачей. Проводя совещания, он предлагал участникам высказать замечания по рассматриваемому вопросу [15].
Сергей Павлович умел вдохновлять подчинённых на свершения. Как вспоминали очевидцы, он начинал знакомство с новыми сотрудниками ОКБ с внушения, что их ждёт «новая интересная работа» [16 С. 243].
Изучая страницы книг с воспоминаниями людей, окружающих Сергея Павловича, можно выделить некоторые черты его характера. Главное из них это глубокое увлечение делом. Коллеги отмечали, что когда он был чем-то занят, то отрешался от всего происходящего вокруг. При этом не любил, когда его отвлекали. Также окружающие указывали на его достаточно властную натуру. Находясь на руководящих должностях, он заставлял подчинённых соблюдать субординации и не позволял панибратства. Что важно, это качество сочеталось с возможностью поднять энтузиазм людей. Особое уважение вызывало то, что он не прятался за подчинённых. Сергей Павлович мог мобилизовать человеческий ресурс так, что коллектив добровольно переходил на «казарменное положение» [17]. При этом он сам обладал излишним трудолюбием, что заставляло окружающих следовать его личному примеру. Это качество сочеталось с требовательностью к подчиненным. Сергей Павлович не терпел недобросовестного отношения к делу.
С.П. Королёв понимал ценность такого коллектива и дорожил им. Не торопился «разбрасываться» кадрами и неоднократно уговаривал людей не покидать возглавляемую им организацию [18, 17]. Как руководитель Сергей Павлович старался убедить собеседника в правоте своих суждений или добивался аргументированного доказательства ошибочности этого мнения. Если главный конструктор заблуждался, то он умел признавать это [7, С. 170, 19, С. 70].
Юбилейная монета номиналом 1 рубль «С.П. Королёв». Приднестровье, 2017
Что делало его таким? Этот вопрос можно раскрыть, только «читая между строк». Как представляется, это непомерная вера в себя во всех отношениях: в управлении, в творчестве, в науке, в межличностных отношениях. Однако история знает немало примеров, когда такое отношение к себе вызывает только неприязнь у окружающих. Здесь же мы, как правило, видим восхищение руководителем. Основывается оно, по мнению автора, на том, что Сергей Павлович не разделял себя в работе на личное и общее. Отожествлял себя с единым рабочим процессом и демонстрировал достигнутое как заслуги всего коллектива. В данном случае каждый член команды ощущал своё место в трудовом подвиге.
Самого Сергея Павловича не останавливали опасности. В нём присутствовало призрение к смерти во имя дела. Работал он всегда на износ. В итоге из-за плохого здоровья С.П. Королёву потребовалась операция, в ходе проведения которой он умер 14 января 1966 г.
За 60 прожитых лет Сергей Павлович внёс вклад не только в отечественное ракетостроение, но и всемирную науку. Свидетельством этому является целых два обращения Нобелевского комитета с просьбой представить на присуждение премии человеку, которым являлся С.П. Королёв. Первое событие - запуск первого искусственного спутника земли; второе событие - подготовка полёта человека в космос. Оба раза предложения были отклонены по соображениям секретности [20, С. 119].
Почтовая марка «12 апреля - День космонавтики». СССР, 1986 г. С изображением С.П. Королёва
Сергей Павлович был членом-корреспондентом Академии артиллерийских наук (14 апреля 1947 г.), членом-корреспондентом (23 октября 1953 г.), а затем действительным членом АН СССР (20 июня 1958 г.). Дважды был удостоен звания Героя Социалистического Труда; стал лауреатом Ленинской премии; награждён тремя орденами Ленина, орденом «Знак Почёта» и медалями.
Вклад С.П. Королёва в государственные дела также можно оценить по наличию не только географических, но и астрономических объектов, названных в его честь. Это кратеры на Луне и Марсе, астероид № 1855. В Подмосковье находится г. Королёв - именуемый в память о Сергее Павловиче. В некоторых населённых пунктах в его честь названы улицы.
Источники и литература:
- Баланина М.Н. [Воспоминания матери С.П. Королёва] // Академик С.П. Королёв. Учёный. Инженер. Человек. Творческий портрет в воспоминаниях современников. Сборник статей. М., 1986. С. 28-33.
- Доклад Глушко В.П., прочитанный на торжественном заседании Ученого совета, посвященном 50-летию со дня рождения С.П. Королёва. 1956 г. // ГБУК г. Москвы «Мемориальный музей космонавтики». Л. 1-2.
- Из истории советской космонавтики. Сборник памяти С. П. Королева М., 1983. 262 с.
- Флёров П.В. [Воспоминания сотрудника ОКБ-1 с 1958 г., студенческого товарища С.П. Королёва] // Академик С.П. Королёв. Учёный. Инженер. Человек. Творческий портрет в воспоминаниях современников. Сборник статей. М., 1986. С. 143-151.
- Галковский В.Н. [Воспоминания сотрудника ОКБ с 1946 г., д.т.н.] // Академик С.П. Королёв. Учёный. Инженер. Человек. Творческий портрет в воспоминаниях современников. Сборник статей. М. 1986. С. 152-153.
- Ефремов Н.И. [Воспоминания сотрудника ГИРД] // Академик С.П. Королёв. Учёный. Инженер. Человек. Творческий портрет в воспоминаниях современников. Сборник статей. М. 1986. С. 156-165.
- Палло А.В. [Воспоминания сотрудника РНИИ] // Академик С.П. Королёв. Учёный. Инженер. Человек. Творческий портрет в воспоминаниях современников. Сборник статей. М., 1986. С. 168-170.
- Раушенбах Б.В. Воспоминания о С. П. Короёве // С.П. Королёв (к 70-летию со дня рождения). Сборник статей. М., 1977. С. 3-14 [64 с].
- Шнякин Н.С. [Воспоминания сотрудника ГДЛ с 1941 г.] // Академик С.П. Королёв. Учёный. Инженер. Человек. Творческий портрет в воспоминаниях современников. Сборник статей. М., 1986. С. 43-44.
- Ракетный щит отечества / под ред. В.Н. Яковлева. М. 1999. С. 29.
- Королёв С.П. Краткие предложения и замечания к плану работ по космосу на ближайший период // С.П. Королёв и его дело. Свет и тени истории космонавтики. М., 1998. 716 с.
- Садовый В.Ф. [Воспоминания сотрудника ОКБ с 1947 г., к.т.н., проектировщика] // Академик С.П. Королёв. Учёный. Инженер. Человек. Творческий портрет в воспоминаниях современников. Сборник статей. М. 1986. С. 203-204.
- Сыромятников В.С. [Воспоминания сотрудника ОКБ с 1956 г., д.т.н., конструктора] // Академик С.П. Королёв. Учёный. Инженер. Человек. Творческий портрет в воспоминаниях современников. Сборник статей. М. 1986. С. 230-235.
- Цымбал П.В. [Воспоминания заслуженного работника науки и техники РСФСР] // Академик С.П. Королёв. Учёный. Инженер. Человек. Творческий портрет в воспоминаниях современников. Сборник статей. М. 1986. С. 59-60.
- Калашникова А.В. [Воспоминания сотрудника ОКБ с 1948 г., конструктора] // Академик С.П. Королёв. Учёный. Инженер. Человек. Творческий портрет в воспоминаниях современников. Сборник статей. М., 1986. С. 57.
- См. напр.: Левин М.И. [Воспоминания сотрудника ОКБ с 1946 г., рабочий-испытатель] // Академик С.П. Королёв. Учёный. Инженер. Человек. Творческий портрет в воспоминаниях современников. Сборник статей. М., 1986. С. 243-244.
- Чернов В.В. [Воспоминания сотрудника ОКБ с 1948 г., д.т.н., профессора] // Академик С.П. Королёв. Учёный. Инженер. Человек. Творческий портрет в воспоминаниях современников. Сборник статей. М., 1986. С. 45-49.
- Калашникова А.В. [Воспоминания сотрудника ОКБ с 1948 г., конструктора] // Академик С.П. Королёв. Учёный. Инженер. Человек. Творческий портрет в воспоминаниях современников. Сборник статей. М., 1986. С. 57.
- Григорян Л.Б. [Воспоминания сотрудника ОКБ-1 с 1951 г., конструктора] // Академик С.П. Королёв. Учёный. Инженер. Человек. Творческий портрет в воспоминаниях современников. Сборник статей. М., 1986. С. 69-70.
- Томский В.С. Неизвестный Королёв. Главный конструктор будущего. М., 2011. 288 с.
Советник РАРАН
А.А. Кузнецов