Георгий Филиппович Байдуков родился в семье рабочих 26 мая 1907 г. Окончил начальную школу, после которой с 11 лет работал кровельщиком, а затем – рабочим на железнодорожных путях [1]. В 1920 г. был командирован в железнодорожную профтехшколу, которая за время его учёбы была преобразована в железнодорожный техникум. Завершив обучение в 1926 г. по специальности «техник путей сообщения», он добровольцем вступил в ряды РККА. В это время производился первый набор в школы лётчиков. Так как Георгий Байдуков вёл работу в Осоавиахиме, его в марте 1926 г. зачисляют курсантом в Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС. Спустя полгода он продолжил обучение в 1-й военной школе лётчиков в населённом пункте Кача вблизи г. Севастополь.
Получив навыки военного пилота в июне 1928 г., Г.Ф. Байдуков был направлен в 20-й отдельный авиационный отряд ВВС Московского военного округа младшим, а затем – старшим лётчиком. В ходе исполнения служебных обязанностей показал высокую технику пилотирования. В связи с этим Георгий Филиппович был переведён в 1930 г. в Научно-исследовательский институт ВВС (НИИ ВВС) РККА, где он выполнял обязанности инструкторов различного уровня в испытательных подразделениях.
Жизнь Георгия Филипповича не ограничивалась только полётами. Здесь он встретил свою любовь – Евгению Сергеевну, с которой вступил в брак в 1930 г. Через три года у них родилась дочь – Эмма.
В июне 1933 г. происходит переназначение Г.Ф. Байдукова на должность командира флагманского корабля 1-й эскадрильи авиационной бригады НИИ ВВС РККА. В этой должности Георгий Филиппович осуществлял полёты в несколько городов Европы: Варшаву, Вену, Лион, Париж, Прагу, Страсбург.
В ноябре 1934 г. он был допущен к экзаменам для поступления на инженерный факультет Военно-воздушной академии им. проф. Н.Е. Жуковского (Академия ВВС). Имея большое желание стать лётчиком-инженером, Георгий Филиппович окончил первый курс этого учебного заведения, но завершить обучение ему не удалось. В начале 1935 г. Совет труда и обороны призвал его стать вторым пилотом для выполнения рекордного полёта. Правительство поручило осуществить перелёт из Советского Союза в США через Северный полюс.
После подготовки 3 августа 1935 г. экипаж АНТ-25, возглавляемый Героем Советского Союза С.А. Леваневским, вылетел из г. Москвы. Достигнуть намеченного пункта в г. Сан-Франциско не удалось. Полёт был прерван в районе Баренцева моря по причине утечки моторного масла. С.А. Леваневский обвинил в технической неисправности главного конструктора летательного аппарата – А.Н. Туполева. Г.Ф. Байдуков считал самолёт АНТ-25 хорошим, но требующим доработки [2, С. 115–120].
Вероятно, это и послужило причиной назначения его в сентябре 1935 г. на должность лётчика-испытателя Главного управления авиационной промышленности Народного комиссариата тяжёлой промышленности после расформирования экипажа. В это время Г.Ф. Байдуков проводил полёты с целью устранения дефектов самолёта. Много времени ему пришлось провести с конструкторами и техническим составом машины, в том числе с П.О. Сухим, А.Н. Туполевым. Прерванное обучение на инженерном факультете в Академии ВВС компенсировалось большой практикой, которую не могло дать ни одно учебное заведение.
Нового первого пилота для рекордных полётов порекомендовал Георгий Филиппович. Выбор пал на В.П. Чкалова [2, С. 120]. Третьим в экипаже был штурман А.В. Беляков. 20 июня 1936 г. АНТ-25 взлетел с аэродрома Щёлково, чтобы достигнуть конечной точки на Камчатке. Сегодня этот маршрут кажется совершенно обыкновенным. Но тогда преодолеть его было крайне сложно. Перелёт на расстояние 9374 км осуществлялся в течение 56 часов 20 минут [3, С. 99] – почти двое с половиной суток, в условиях кислородного голода. Надо добавить, что подобный маршрут осваивался впервые. Перелёт, завершённый на острове Удд, кроме прочего, позволил привести в соответствие определённые метеорологические данные, необходимые для последующего освоения маршрута [2, С. 128]. Состоялась проверка самолёта АНТ-25. Вскоре лётчики получили телеграмму от И.В. Сталина, В.М. Молотова, Г.К. Орджоникидзе, К.Е. Ворошилова, А.А. Жданова, где им передавался «братский привет и горячие поздравления с успешным завершением замечательного полёта» [2, С. 136]. 24 июля 1936 г. Г.Ф. Байдукову было присвоено звание Героя Советского Союза.
После возвращения в г. Москву Георгий Филиппович становится лётчиком-испытателем на авиационном заводе № 22 им. С.П. Горбунова, занимающимся производством самолётов АНТ, в счёт «1000» [4]. Эту деятельность он осуществлял с учётом отвлечения на особые задания, а таковых до августа 1941 г. было много. Вскоре правительство вновь отозвало Г.Ф. Байдукова для осуществления полёта в США через Северный полюс. В экипаж также входили А.В. Беляков и В.П. Чкалов. Полёт, расстоянием 9130 км, проходил 18–20 июня 1937 г. и занял 63 часа 16 минут. Подробности этого подвига изложены в литературных воспоминаниях Г.Ф. Байдукова [2, 5, 6, 7].
Маршрут перелёта В.П. Чкалова, Г.Ф. Байдукова, А.В. Белякова Схема из книги: Чкалов В.П., Байдуков Г.Ф., Беляков А.В. Два перелёта. М., Воениздат, 1938. С. 173
Экипаж самолёта АНТ-25 сел на аэродроме в г. Ванкувере (США, шт. Вашингтон). Встречал пилотов лично будущий государственный секретарь и министр обороны США генерал Дж. Маршалл, который поселил их в своём доме. Когда гости начали извиняться за беспокойство, которое они причинили семье военачальника, он ответил, что ему повезло с их визитом: «С вами я приобретаю популярность» [2, С. 224].
О значении перелёта можно судить по статусу должностных лиц, которые встречались с Г.Ф. Байдуковым, А.В. Беляковым и В.П. Чкаловым. Их первый визит в г. Вашингтон был к государственному секретарю К. Халлу. Кроме того, советский экипаж посетил Овальный кабинет в Белом доме, где их принял президент США Ф. Рузвельт.
После возвращения на Родину Георгий Филиппович продолжил работать лётчиком-испытателем. При этом Г.Ф. Байдуков участвовал в политической и общественной деятельности. В 1937 г. избран депутатом Верховного совета СССР. Также был членом Московской городской конференции и делегатом XVIII cъезда ВКП(б). За написание литературных трудов в 1938 г. стал членом Союза писателей СССР с членским билетом за № 1212.
Полковник Байдуков Г.Ф.
Во время Советско-финляндской войны Георгий Филиппович пошёл добровольцем на фронт и вскоре стал командиром группы бомбардировщиков ДБ-3.
После нападения Германии на Советский Союз Георгию Филипповичу ставится задача отправиться в США с группой лётчиков и инженеров. Необходимо было облетать американские самолёты, оценить их возможности и подготовить советских пилотов к полётам на новой технике. Надо отметить, что у Г.Ф. Байдукова была и определённая дипломатическая функция. Он повторно встречался с президентом США Ф. Рузвельтом в Белом доме [2, С. 330].
После возвращения в Советский Союз Георгий Филиппович обратился к руководству страны с просьбой отправить его на фронт. За время Великой Отечественной войны он командовал различными авиационными соединениями. В 1941 – начале 1942 г. находился на должностях заместителя командира, а затем командира 31-й смешанной авиационной дивизии ВВС Калининского фронта. С марта 1942 г. – командующий ВВС 4-й ударной армии. С мая 1942 г. по декабрь 1943 г. – командир 211-й смешанной, 212-й штурмовой, 4-й гвардейской штурмовой авиационной дивизий. С 12 декабря 1943 г. до декабря 1945 г. – командовал 4-й гвардейским штурмовым авиационным корпусом ВВС 1-го Украинского, 1-го и 2-го Белорусских фронтов. С августа 1944 г. по 9 мая 1945 г. частями корпуса проведено 10790 боевых вылетов. Десять из них Георгий Филиппович осуществил лично. Корпус неоднократно отмечался благодарностями Верховного главнокомандующего.
После войны Г.Ф. Байдуков вернулся из Германии в Ленинградский военный округ, став заместителем командующего 13-й воздушной армией. Предполагалось, что он вскоре возглавит объединение. Однако случиться этому было не суждено.
В середине 1946 г. Георгия Филипповича назначили председателем комиссии по проверке Государственного НИИ ВВС. Результатом инспектирования было решено провести реорганизацию института и оснастить его современным оборудованием. После доклада министру Вооруженных сил СССР Н.А. Булганину итогов проверки, председателю комиссии предложили возглавить Государственный НИИ ВВС. Г.Ф. Байдуков постарался избежать этой должности ввиду того, что придётся исполнять функции, связанные с инженерным делом. Министр прислушался к этим доводам и назначил 26 июня 1947 г. Георгия Филипповича на должность заместителя начальника НИИ ВВС по лётной части.
Генерал-лейтенант Байдуков Г.Ф.
В Советском Союзе шла работа по производству самолётов, оснащённых воздушно-реактивными двигателями. Скорость полёта резко выросла. В связи с этим повысились и требования к лётному составу. Георгий Филиппович организовал переподготовку испытателей как на трофейных высокоскоростных самолётах, так и на только что появившихся отечественных: Ла-15, МиГ-9, Як-9.
Работа этим не ограничивались. Для испытаний поступало большое количество поршневых самолётов, а также оружие, прицелы, навигационные приборы и прочее. Руководящая должность не освобождала от лётной практики. Георгий Филиппович лично проводил испытания экспериментального самолёта Ту-70. Кроме того, во время подготовки к параду, посвящённому 30-летию Октябрьской революции, ему было поручено подготовить колонну реактивных истребителей для пролёта над Красной площадью. Была проведена тщательная подготовка, но воздушный парад в итоге отменили по причине плохой погоды – в этот день был очень сильный туман.
Колона истребителей располагалась на аэродроме Раменское. В это время лётчики услышали гул самолётов в небе. Георгий Филиппович догадался, что это пассажирские воздушные суда, которые не могут спуститься на землю. Он приказал выпускать сигнальные ракеты, чтобы пилоты самолёта смогли определить возможность захода на посадку. Благодаря этим действиям лётчики смогли выйти из тумана и посадить свои машины.
За этим последовало назначение Г.Ф. Байдукова на должность начальника Главного управления Гражданского Воздушного флота (ГВФ), которое состоялось на основании Постановления Совета министров СССР от 19 декабря 1947 г. Приняв дела и должность, Георгий Филиппович приступил к совершенствованию инфраструктуры ГВФ; наведению дисциплины среди лётного состава; оборудованию аэропортов системой, помогающей проводить посадку самолётов. Также был обновлён парк воздушных судов машинами Ан-2, которые ранее были забракованы военными. За два года нахождения в должности удалось существенно улучшить систему работы ГВФ.
В декабре 1949 г. Г.Ф. Байдуков поступил на авиационный факультет в Высшую военную академию им. К.Е. Ворошилова. В ходе обучения Георгий Филиппович проявил себя как слушатель, способный анализировать оперативную обстановку и делать из неё соответствующие выводы.
После окончания академии Г.Ф. Байдуков с февраля 1951 г. назначен на должность заместителя начальника Главного штаба Войск ПВО, занимающегося организацией заказов и производства нового вооружения и военной техники и подготовкой кадров для этих целей. Началась работа над тематикой зенитно-ракетного вооружения стационарного и подвижного характера. Георгий Филиппович был одним из организаторов 4-го Главного управления Министерства обороны СССР (4 ГУМО). К 1955 г. удалось создать этот орган военного управления, ставший заказчиком средств воздушно-космической обороны. Под его контролем Г.Ф. Байдуков был назначен первым заместителем начальника данной организации. Спустя два года – 8 апреля 1957 г. Георгий Филиппович возглавил 4 ГУМО и бессменно руководил им на протяжении 15 лет. В это время проводились работы над средствами зенитно-ракетного вооружения, противоракетной обороны, средствами предупреждения о ракетном нападении, средствами контроля космического пространства, радиолокационными станциями различного назначения.
В 1972 г. Георгий Филиппович по причине болезни был переведён на должность научного консультанта главнокомандующего Войск ПВО СССР. Существенное снижение интенсивности служебной деятельности позволило ему вернуться к литературному творчеству. В 1975 г. в серии «Жизнь замечательных людей» вышла книга Г.Ф. Байдукова «Чкалов», выдержавшая впоследствии не одно переиздание. В 1977 г. было выпущено произведение «Первые перёлеты через Ледовитый океан: Из воспоминаний лётчика», ориентированное на детскую аудиторию, которое также не раз переиздавалось [6]. Последние годы жизни он продолжал работать над трудом, вышедшим под названием: «Командарм крылатых: документальное повествование о Якове Алкснисе по рассекреченным документам архивов» [8].
Генерал-полковник Байдуков Г.Ф.
19 мая 1988 г. генерал-полковник авиации Г.Ф. Байдуков уволен в отставку.
Георгий Филиппович умер 28 декабря 1994 г. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Г.Ф. Байдуков был награждён двумя орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, четырьмя орденами Красного Знамени, орденами Кутузова 1-й и 2-й степени, двумя орденами Суворова 2-й степени, орденами Отечественной войны 1-й и 2-й степеней, орденом Трудового Красного Знамени, четырьмя орденами Красной Звезды, орденами «За службу Родине в ВС СССР» 1, 2 и 3-й степеней и медалями, а также иностранными наградами. Лауреат Государственной премии СССР. В Охотском море о. Лангр был переименован в о. Байдуков. Именем Героя названы улицы в городах Витебск, Могилёв (Белоруссия) и Донецк (Донецкая Народная Республика) [3, С. 99].
Источники и литература:
1. Материалы статьи подготовлены на основе учетно-послужных документов Г.Ф. Байдукова. Документы и материалы Института военной истории.
2. Байдуков Г.Ф. Чкалов. М., 1991. 350 с.
3. Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь: в двух томах. Т. 1. М., 2015. 808 с.
4. Так называлось постановление ЦК ВКП(б), по которому тысяча военных технических специалистов была направлена в конструкторские бюро и предприятия промышленности, оставаясь в кадрах РККА.
5. Чкалов В.П., Байдуков Г.Ф., Беляков А.В. Три дня в воздухе. М., 1937. 128 с.
6. Байдуков Г.Ф. Первые перелеты через Ледовитый океан: Из воспоминаний летчика. М., 1982. 176 с.
7. Байдуков Г.Ф. Через полюс в Америку. М., 1938. 40 с.
8. Байдуков Г.Ф. Командарм крылатых: документальное повествование о Якове Алкснисе по рассекреченным документам архивов. М., 2002. 294 с.
Военный историк В.В. Захаров
Советник РАРАН А.А. Кузнецов