Вопрос ограничения стратегических оборонительных вооружений был инициирован США в 1960-е годы. К этому времени советский военно-промышленный комплекс достиг существенных успехов в области разработки средств противоракетной обороны (ПРО). Первый перехват баллистической ракеты был осуществлён в 1961 году. В результате испытаний было принято решение развернуть систему, способную отразить ракетное нападение на Москву [1]. Несмотря на это в 1968 г. СССР выступил в ООН с предложением начать обсуждение возможного ограничения стратегических вооружений как наступательного, так и оборонительного характера. Через некоторое время идея была поддержана в США.
После длительных переговоров и урегулирования разногласий, стороны подготовили текст документа. Подписание Договора об ограничении систем противоракетной обороны (Договор ПРО) состоялось 26 мая 1972 г. в ходе визита делегации США в Москву с целью «содействовать смягчению международной напряженности и укреплению доверия между государствами».
Согласно тексту документа сторонам разрешалась иметь один район размещения системы ПРО, имеющий «не более ста пусковых установок противоракет и не более ста противоракет на стартовых позициях». Ограничивалось и количество комплексов радиолокационных станций (РЛС). Радиус расположения этих средств не должен превышать 150 км от центра, условленного района. Стороны также брали обязательство развертывать РЛС системы предупреждения о ракетном нападении только на периферийных позициях «своей национальной территории с ориентацией вовне».
Также Договор ПРО ограничивал количество пусковых установок на полигонах. Важным положением было, то что каждая сторона брала на себя обязательства «не создавать, не испытывать и не развертывать системы или компоненты ПРО морского, воздушного, космического или мобильно-наземного базирования». Ограничивались некоторые вопросы модернизации противоракетных комплексов.
Отдельная статья Договора ПРО запрещала передавать другим государствам противоракетные технологии и размещать «системы ПРО и их компоненты» за пределами национальной территории. Вместе с тем стороны договорились осуществлять технический контроль за соблюдением условий Договора ПРО. Для решения сложных вопросов его реализации создавалась Постоянная консультационная комиссия [2].
Договор ПРО предусматривал возможность внесения дополнительных поправок. Пользуясь этим положением, было принято несколько документов:
– Меморандум от 21 декабря 1972 г. о договоренности между Правительством СССР и Правительством США относительно Постоянной консультативной комиссии;
– Протокол от 30 мая 1973 г. и Положение о Постоянной консультативной комиссии;
– Протокол от 3 июля 1974 г. к Договору об ограничении систем противоракетной обороны;
– Протокол от 3 июля 1974 г. о процедурах, регулирующих замену, демонтаж или уничтожение и уведомление о них, для систем ПРО и их компонентов;
– Дополнительный протокол от 28 октября 1976 г. к Протоколу о процедурах, регулирующих замену, демонтаж или уничтожение и уведомление о них, для систем ПРО и их комплексов.
– Протокол о первом рассмотрении Договора об ограничении систем противоракетной обороны от 1977 г.;
– Согласованное заявление от 1 ноября 1978 г., касающееся некоторых положений Договора об ограничении систем противоракетной обороны.
– Протокол о втором рассмотрении Договора об ограничении систем противоракетной обороны от 1982 г.;
– Общее понимание от 6 июня 1985 г. и к Согласованному заявлению от 1 ноября 1978 г.
В Договоре ПРО указывалось, что он является бессрочным. Для выхода из него требовались исключительные обстоятельства. К таковым США отнесли террористические атаки 11 сентября 2001 г. Американский президент Дж. Буш-младший 21 октября 2001 г. заявил: «События 11 сентября еще яснее, чем когда-либо, показали, что Договор ПРО времен холодной войны, мешающий нам защищать наш народ, устарел и, по моему мнению, опасен». В связи с этим, США выступили 13 декабря 2001 г. с официальным уведомлением о предстоящем через шесть месяцев выходе из указанного соглашения. Денонсация Договора ПРО состоялась 13 июня 2002 г.
Договор ПРО действовал 30 лет, обеспечивая стратегическую стабильность между США и СССР, а затем Российской Федерацией.
Источники и литература:
1. Кузнецов А.А., Захаров В.В. «В космосе в муху попасть». К 60-летию первого перехвата баллистической ракеты // Сайт РАРАН. URL: http://www.guraran.ru/news/newsread/news_id-13400
2. Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки об ограничении систем противоракетной обороны. 1972. 26 мая // Министерство иностранных дел Российской Федерации. URL: https://www.mid.ru/foreign_policy/international_safety/disarmament/-/asset_publisher/rp0fiUBmANaH/content/id/609080
3. Text: Bush on State of War // The Washington Post. October 22, 2001.
Советник РАРАН
А.А. Кузнецов