26 мая в Петербурге первый в мире четырёхмоторный самолёт «Русский Витязь» успешно прошёл первые испытания в полёте.
«Русский Витязь» был создан молодым конструктором из Санкт-Петербурга, Игорем Сикорским и заложил основы для развития дальней авиации. Критики, сомневавшиеся в таком уникальном проекте, после успешных испытаний были посрамлены, а патриоты получили новую причину для гордости перед Первой мировой войной, где потомки «Русского Витязя» защищали небо нашей Родины. Без чудо-машин Сикорского не появились бы современные транспортные самолеты, пассажирские лайнеры и тяжелые бомбардировщики.
«Русский Витязь» — первый в мире четырёхмоторный самолёт. Источник фотоматериала: https://vk.com/@cdduss-26-maya-1913-goda-v-nebo-vpervye-podnyalsya-chetyrehmotornyi
Будучи еще студентом Киевского политехнического института, Сикорский был приглашен на должность главного конструктора авиационного отделения компании «Русско-Балтийский вагоностроительный завод» и у него уже появилась идея создать гигантский самолет с закрытой комфортабельной кабиной и пассажирским салоном.
Игорь Иванович Сикорский, студенческие годы. Источник фотоматериала: https://rgnp.ru/sikorskij-igor-ivanovic-podrobnaa-biografia/
Прорывная идея конструктору пришла после аварии в Киеве. Когда он пилотировал один из своих первых аппаратов, в карбюратор попало насекомое. Он чудом смог совершить посадку заглохшего самолета. Двигатели того времени были недостаточно надежными и Сикорский видел единственное решение это использование нескольких двигателей. Никто в мире ранее не делал чего-то подобного, но в теории самолет нового типа мог бы преодолевать большие расстояния и лететь на большие высоты.
Инженеры и механики решали, где расположить двигатели и топливные баки, как разместить салон и обеспечить обзор, а также где должны заходить пассажиры. Первая версия биплана с двумя двигателями получила название «С-21 Гранд», однако эксперименты показали, что самолету следует добавить еще два двигателя.
Биплан С-21 «Гранд» и С-8 «Малютка» на аэродроме. Источник фотоматериала: https://flyingmachines.ru/Site2/Crafts/Craft25702.htm
Сначала двигатели были установлены за основной парой на крыльях: один тянул, другой толкал. Однако такая конфигурация не обеспечивала достаточной мощности, и четыре мощных двигателя «Аргус» (немецкого производства) были установлены в ряд на нижнем крыле. 15 марта 1913 года состоялся первый полет двухмоторной версии самолета. По предложению М.В. Шидловского - председателя «Русско-Балтийской вагонной компании» именно четырёхмоторный многостоечный цельнодеревянный биплан, выполненный по классической схеме, с закрытой кабиной и колесным шасси получил название «Русский Витязь».
Отдельные агрегаты и узлы самолета изготавливались на самом заводе, который располагался на Строгановой набережной в Санкт-Петербурге. Оттуда они перевозились на Комендантский аэродром, где проводилась окончательная сборка.
Сначала самолет имел название «Гранд Балтийский», позже переименован в «Большой Русско-Балтийский», а окончательно — в «Русский Витязь». Это было связано с ростом патриотизма русского общества и отказа от иностранных названий.
Император Николай II знакомиться с «Русским Витязем». Источник фотоматериала: https://fishki.net/3225578-pervenec-strategicheskoj-aviacii-russkij-vitjazy-sikorskogo.html
Самолет вышел огромным: 20 метров в длину и четыре метра в высоту, даже без груза весил почти 3,5 тонны, что было вчетверо тяжелее самого большого аэроплана того времени.
Фюзеляж был изготовлен из ясеня с обшивкой из трехслойной фанеры и по форме в сечении представлял из себя прямоугольник. Каркас фюзеляжа был усилен шпренгелями с растяжками из рояльной проволоки, а контроль натяжения растяжек определялся на звук. Сборка деревянных частей каркаса выполнялась на латунных винтах и столярном клее. В центре фюзеляжа находился пассажирский салон, который своей формой напоминал вагон поезда.
Вид на кабину «Русского Витязя». Источник фотоматериала: http://авиару.рф/aviamuseum/aviatsiya/nachalo-aviastroeniya-v-rossijskoj-imperii-2/nachalo-aviastroeniya-v-rossijskoj-imperii/samolety-i-i-sikorskogo/camolet-grand-grand-baltijskij-russ/
В носовой части фюзеляжа располагалась открытая площадка с ограждением, где был установлен прожектор для полетов в ночное время. В случае использования самолета в боевых условиях здесь планировалась установка пулемета.
Остекленный салон был разделен на два отсека. В первом отсеке находились пассажиры и экипаж, в передней части отсека места для двух пилотов, отделенные от пассажирского салона стеклянной перегородкой с дверью. В пассажирском салоне было установлено шесть плетенных кресел со столиком, в задней части салона размещался умывальник и шкаф для одежды.
Верхнее крыло имело размах 27 метров, а нижнее - 20 метров. Общая площадь крыльев составляла 125 квадратных метров. Хвостовое оперение было расположено на хвостовой части фюзеляжа и состояло из горизонтального и двухкилевого вертикального оперения. Горизонтальное оперение было несущим и состояло из стабилизатора и руля высоты.
На хвостовой части фюзеляжа и на стабилизаторе была установлена пространственная рама для расчалок вертикального оперения. На каждом из нижних крыльев были установлены по два поршневых 4-х цилиндровых рядных двигателя водяного охлаждения мощностью по 100 л. с. каждый. Двигатели устанавливались на высоких фермах, обшивка которых закрывала нижнюю часть картера, капоты не устанавливались.
Максимальная взлетная масса, включая груз и пассажиров, превышала по тем временам немыслимые 4 тонны. Проектирование этого самолёта началось в 1911 году, когда ни один самолет не мог поднять в воздух больше 500 кг. В дополнение к собственному весу самолет мог перевозить более 700 килограммов груза и развивал скорость до 100 километров в час. Экипаж состоял из трех человек, а в кабине могли разместиться четыре пассажира. Для взлета требовалась полоса длиной 700 метров.
Высокие чины внимательно следили за этой прорывной разработкой. Император Николай II был поклонником новых технологий и лично присутствовал на испытаниях. После тщательного осмотра «Русского Витязя» наградил конструктора орденом, что означало одобрение проекта.
Император Николай II и И. Сикорский на борту «Русского Витязя». Источник фотоматериала: https://normpost.ru/30496-igor-sikorskij-i-imperator-nikolaj-ii.html
За свою историю биплан совершил более 50 вылетов и обновил мировой рекорд по продолжительности нахождения в воздухе – 114 минут.
Вопреки опасениям «погиб» самолет на земле. 11 сентября 1913 года самолет «Меллер-II» летчика Габер-Волынского во время проведения конкурса военных самолетов потерял двигатель прямо над аэродромом: тяжелый мотор пролетел десятки метров и угодил в левую коробку крыльев и серьезно повредил всю конструкцию. Военный самолет благополучно сел, а вот «Русский Витязь» получил серьезные повреждения. Деревянная конструкция самолета к тому моменту его эксплуатации отсырела, а сам Игорь Иванович вынашивал планы новой модели, поэтому "изделие №1" решили не восстанавливать.
«Русский Витязь» после авиационного происшествия. Источник фотоматериала: http://авиару.рф/aviamuseum/aviatsiya/nachalo-aviastroeniya-v-rossijskoj-imperii-2/nachalo-aviastroeniya-v-rossijskoj-imperii/samolety-i-i-sikorskogo/camolet-grand-grand-baltijskij-russ/
Первым прямым продолжением заложенных в «Русском Витязе» авиационных идей стал тяжелый бомбардировщик «Илья Муромец». Многомоторный бомбардировщик "Илья Муромец".
Источник фотоматериала: http://авиару.рф/wp-content/uploads/2015/09/IM-V-9-150-Kievskij-s-motorami-Argus.-Aerodrom-St.YAblonna-yanv.-1915-g..jpg
Первый в истории серийный многомоторный бомбардировщик «Илья Муромец» увидел свет уже зимой 1913 года. От «Русского Витязя» ему досталась схема конструкции и модель двигателя, все остальные элементы были переработаны.
«Илья Муромец» раздался до пяти тонн и вырос до 31 метра в крыльях. Вдвое увеличилась нагрузка и максимальная высота полета. Для пилотов и пассажиров обустроили спальню и туалет, салон обогревался теплом от выхлопов и освещался электричеством.
23 декабря 1914 года из новых самолетов сформировали «Эскадру воздушных кораблей» и этот день стал в дальнейшем Днем дальней авиации ВВС России.
Всего в Российской империи было произведено 76 самолетов типа «Илья Муромец» с бомбами и пулеметами. Они успешно служили стране, нанося удары по немецким силам во время Первой мировой войны. За всё время противник смог сбить лишь один бомбардировщик, и то благодаря атаке 20 самолетов.
Несмотря на небольшую историю существования, «Русский Витязь» открыл дорогу в небо другим четырехмоторным самолетам, а изобретения И.И. Сикорского положили начало новому направлению в авиации и стали прародителями для современных тяжелых бомбардировщиков, транспортных самолетов и пассажирских авиалайнеров.
Советник РАРАН
В.В. Истомин