Восемнадцатипушечный бриг «Меркурий» был заложен 28 января (9 февраля) 1819 года, двести лет назад, на верфи в Севастополе, а 7 (19) мая 1820 года он был спущен на воду. Бриг должен был нести службу по охране побережья Кавказа, а также выполнять разведывательные и дозорные задачи в Черном море. После спуска на воду корабль включили в состав 32-го флотского экипажа.
Бриг «Меркурий» был вооружен восемнадцатью 24-фунтовыми карронадами для ближнего боя и 2 переносными 3-фунтовыми пушками с большей дальностью стрельбы, причем пушки могли применяться при преследовании противника, и при организации отступления.
Бриг «Меркурий»
К особенностям брига «Меркурий», отличавшим его от других подобных кораблей русского флота того времени, относились меньшая осадка и наличие семи весел с каждого борта. Матросы гребли веслами стоя. Меньшая осадка снижала ходовые качества брига. С другой стороны, система набора по методу Сепингса способствовала повышению прочности корабля, снижению раскачки элементов и уменьшению спускового перелома. Поэтому бриг мог хорошо держать высокую волну.
После спуска на воду «Меркурий» был направлен для боевой учебы в Черное море, затем патрулировал побережье Абхазии, борясь с контрабандой. Экипаж судна к 1829 году состоял из 115 человек, в том числе 5 офицеров, 5 квартирмейстеров, 24 матросов 1 статьи, 12 матросов 2 статьи, 43 старших юнг, 2 барабанщиков, 1 флейтщика, 9 бомбардиров и канониров, 14 остальных нижних чинов.
В 1829 году российские корабли регулярно патрулировали район Босфора, отслеживая передвижение турецкого флота. В конце мая данная миссия была возложена на отряд из трёх судов: фрегат «Штандарт», бриги «Орфей» и «Меркурий».
Командиром брига «Меркурий» в 1829 году был назначен опытный морской офицер капитан-лейтенант Александр Иванович Казарский (1797-1833). 32-летний Казарский, сын отставного губернского секретаря, служившего управляющим в имении князя Любомирского, служил на флоте с юности. Он поступил в Николаевское штурманское училище в 1811 году, в возрасте 14 лет.
Командир "Меркурия" Александр Казарский.
В августе 1813 года Казарского назначили гардемарином Черноморского флота, а в 1814 году произвели в чин мичмана. Он служил на бригантинах «Десна» и «Клеопатра», затем командовал отрядом мелких гребных судов Дунайской флотилии в Измаиле. В 1819 году 24-летний Казарский получил чин лейтенанта и был распределен на фрегат «Евстафий». Во время службы на фрегате он и сформировался как будущий командир - решительный, справедливый и способный к оперативному мышлению.
Послужив некоторое время на фрегате «Евстафий», лейтенант Казарский был переведен на шхуну «Севастополь», затем на транспортные суда «Ингул», «Соперник», служил на катере «Сокол» и на бриге «Меркурий». В 1828 году, когда началась очередная русско-турецкая война, Казарский командовал транспортным судном «Соперник». После того, как транспорт оборудовали «единорогом», он превратился в бомбардирский корабль.
Под командованием Казарского «Соперник» участвовал в осаде Анапы - тогда еще турецкой крепости, получил 6 пробоин корпуса, но продолжал обстреливать крепость. Именно за участие в осаде Анапы 31-летний лейтенант Казарский был произведен в капитан-лейтенанты флота. Затем он участвовал во взятии Варны, а в 1829 году был назначен командиром брига «Меркурий», опыт службы на котором у Казарского уже имелся.
26 мая российские моряки, находившиеся в 24 км от берегов Турции, заметили эскадру из 14 кораблей Османской империи. Перед моряками не стояла задача вступать в бой с турками - им нужно было срочно сообщить о неприятеле командованию. Старший офицер отряда, командир «Штандарта» Павел Сахновский, приказал «избрать каждому курс, каким судно имеет преимущественный ход». «Штандарт» и «Орфей» направились на северо-запад, а «Меркурий» - ещё западнее. При этом турки заметили тихоходный бриг и устремились за ним в погоню.
Шансов на то, чтобы оторваться от противника, у «Меркурия» не было никаких. Однако, около двух часов дня ветер стих, и ход преследовавших кораблей замедлился. Пользуясь этим обстоятельством, «Меркурий» под веслами стал отрываться от преследования. Но не прошло и получаса, как ветер снова посвежел и турецкие корабли начали сокращать дистанцию. В исходе третьего часа дня турки открыли огонь.
Понимая, что боя уже не избежать, А.И. Казарский собрал офицеров на совет. По давней флотской традиции первым высказал свое мнение младший по чину. «Нам не уйти от неприятеля», - сказал поручик Корпуса флотских штурманов И.П. Прокофьев, - «Будем драться. Русский бриг не должен достаться врагу. Последний из оставшихся в живых взорвет его на воздух». Его мнение было поддержано всеми офицерами. Когда командир объявил это решение, команда приняла это решение с громким «ура».
Впоследствии об этом капитан-лейтенант Казарский в своем донесении адмиралу А.С. Грейгу писал: «...Мы единодушно решили драться до последней крайности, и если будет сбит рангоут или в трюме вода прибудет до невозможности откачиваться, то, свалившись с каким-нибудь кораблем, тот, кто еще в живых из офицеров, выстрелом из пистолета должен зажечь крюйт-камеру».
Кроме того, Казарский выставил вахтенного флаг-фала с приказанием стрелять в любого, кто попытается спустить флаг. Висевшая за кормой шлюпка была сброшена в море и из двух 3-фунтовых пушек, перетащенных в ретирадные порты, открыт ответный огонь по неприятелю.
Казарский, умело маневрируя, сумел увернуться от большого количества возможных попаданий. При этом его канониры били прицельно по рангоуту вражеских кораблей, чтобы лишить их хода. В результате на «Селимие» марсель и брамсель сразу повисли, и корабль капудан-паши был вынужден прекратить бой и лечь в дрейф. Но напоследок он сбил одну из пушек «Меркурия» и пробил его корпус ниже ватерлинии. Над бригом нависла угроза затопления. Матрос Гусев и мичман Дмитрий Притупов бросились к пробоине. Матрос закрыл своей спиной дыру в корпусе и потребовал прижать его к ней бревном. Только после его окрика, сопровождаемого крепкой бранью, мичман буквально вмял матроса в пробоину.
Бой брига «Меркурий».
Второй турецкий корабль «Реал-бей» атаковал «Меркурий» с левого борта. На бриге трижды возникал пожар, но его каждый раз удавалось потушить. Но ответными залпами на «Реал-бее» были повреждены рангоут и такелаж. Упавшие паруса закрыли собой орудийные порты, что лишило возможности турок продолжать преследование. В половине шестого вечера и второй турецкий корабль прекратил бой, что позволило «Меркурию» оторваться от неприятеля. Потери в экипаже составили 4 убитых и 6 раненых. В корпусе насчитали 22 пробоины, 133 - в парусах, 16 повреждений в рангоуте, 148 - в такелаже. Все шлюпки были разбиты.
Стихшая канонада была воспринята на «Штандарте» и «Орфее» как гибель «Меркурия». На кораблях в память о погибших товарищах приспустили флаги, но на следующий день, 15(27) мая, он присоединился к флоту, который в полном составе вышел в море для встречи своего героического собрата. Лучше всего о мужестве моряков "Меркурия" свидетельствует письмо одного из штурманов турецкого корабля "Реал-бей": "Дело неслыханное и невероятное. Мы не могли заставить его сдаться: он дрался, ретируясь и маневрируя со всем искусством опытного военного капитана, до того, что, стыдно сказать, мы прекратили сражение, и он со славою продолжал свой путь. Ежели в великих деяниях древних и наших времен находятся подвиги храбрости, то сей поступок должен все оные помрачить, и имя сего героя достойно быть начертано золотыми литерами на храме славы".
Бриг "Меркурий" получил кормовой Георгиевский флаг и прослужил на Черном море до 9 ноября 1857 года. Капитан Казарский и поручик Прокофьев были награждены орденами Святого Георгия IV класса, остальные офицеры - орденами Святого Владимира IV степени с бантом, матросы - знаки отличия Военного ордена Святого Георгия. Все офицеры были произведены в следующие чины.
Георгиевский Андреевский флаг.
Подвиг брига «Меркурий» не мог не вызвать искреннего восхищения всей тогдашней России. Сложно было поверить в то, что маленький бриг одолел два неприятельских линейных корабля. Впечатлял и героизм офицеров и матросов «Меркурия».
Александра Казарского произвели в чин капитана 2 ранга и назначили флигель-адъютантом. В герб фамилии Казарских было включено изображение тульского пистолета как символ готовности пожертвовать собой. Этот пистолет Казарский перед боем положил на шпиль у входа в крюйт-камеру, чтобы последний офицер, который бы оставался в живых на бриге «Меркурий», выстрелил и взорвал бы порох.
Карьера капитана Казарского после подвига брига «Меркурий» пошла в гору. Для флотского офицера в то время чин капитана 2 ранга был уже очень серьезным достижением. Казарского перевели на должность командира
44-пушечного фрегата «Поспешный», с которым он участвовал во взятии Месемврии. Затем с 17 июля 1829 по 1830 год Казарский командовал 60-пушечным фрегатом «Тенедос», на котором три раза ходил к Босфору.
В качестве флигель-адъютанта Казарский также выполнял различные поручения, например, в 1830 г. вместе с князем Трубецким его отправляли , с визитом в Англию для поздравления короля Вильгельма IV. Уже в 1831 году, через 2 года после подвига, Александр Казарский получил чин капитана 1 ранга и включен в состав свиты императора Николая I. Это была впечатляющая карьера - с командира маленького брига и капитан-лейтенанта за два года до капитана 1 ранга и члена императорской свиты.
В качестве члена свиты Казарский выполнял поручения, связанные с управлением военно-морским и гражданским флотом Российской империи. Например, он ездил в Казань для определения целесообразности существования Казанского адмиралтейства. Затем Казарский прошел из Белого моря до Онеги, изучая возможность открытия нового водного пути.
Но высокий пост Казарского сыграл роковую роль в его судьбе. В 1833 году Казарского направили проверить тыловые службы и конторы портов на Черноморском побережье. В Николаеве, куда Казарский прибыл для проверки, он внезапно умер в результате отравления кофе с мышьяком. Судя по всему, отравители капитана имели высоких покровителей, так как расследование, так и не было доведено до конца, а виновные не были установлены и не понесли никакого наказания.
Три корабля Черноморского флота поочередно носили название «Память Меркурия»: в 1865 г. - корвет, а в 1883 и 1907 гг. - крейсера. Крейсер «Кагул», спущенный на воду в 1902 г., в 1907 г. был переименован в «Память Меркурия» и на него был передан Георгиевский флаг. Крейсер носил это имя до 1918 г., когда на крейсере, переименованном в «Гетман Иван Мазепа», был поднят жёлто-голубой украинский флаг. Тогда большинство матросов и офицеров покинуло корабль, забрав с собой и Георгиевский флаг. После этого в советском флоте до конца 60-х прошлого столетия не было корабля, названного в честь брига. Лишь в 1965 г. в составе Черноморского флота появилось малое гидрографическое судно, построенное на Гданьской верфи в Польше, и названное - «Память Меркурия». До декабря 1990 г. это судно занималось батитермографными наблюдениями, морской метеорологией, химической гидрологией в Черном, Ионическом, Средиземном морях и Атлантическом океане. Судно было списано из состава флота в 1995 г. и продано частной фирме с оставлением прежнего названия. В январе 2001 г. судно «Память Меркурия», находящееся под флагом Украины, затонуло 90 милях от Севастополя во время туристического рейса.
В октябре 2021-го, строящийся на «Северной верфи» в Петербурге корвет «Ретивый» (проект 20380) переименовали в «Меркурий».
Корвет "Меркурий" на военно-морском параде в Санкт-Петербурге.
Таким образом, история корабля продолжается и в XXI веке. Преемник знаменитого брига предназначен для борьбы с надводными кораблями, подводными лодками и самолетами противника, может действовать в ближней и дальней морской зоне.
Именем капитана Казарского был назван бриг Балтийского флота, ходили под Андреевским флагом также одноименный минный крейсер Черноморского флота и морской тральщик. В 1834 г. в Севастополе по инициативе командующего Черноморским флотом М.П. Лазарева, на средства, собранные моряками, установили первый в городе памятник, созданный по проекту архитектора А.П. Брюллова.
Советник РАРАН А.Н. Зыков