Алексей Архипович Леонов - летчик-космонавт Советского Союза, который впервые совершил выход в космическое пространство. Два раза удостоен звания Герой Советского Союза, имел звание генерал-майора авиации.
Родился Алексей Архипович 30 мая 1934 года в небольшой деревне Листвянка, расположенной в шестистах километрах севернее города Кемерово. В этом месте долгое время жил его дедушка, сосланный царским правительством после революции 1905 года, сюда же с Донбасса приехали родители Алексея - сначала мать, а после того как закончилась Гражданская война, отец - Леонов Архип Алексеевич. Мать, Евдокия Минаевна, трудилась деревенской учительницей, отец, в прошлом донецкий шахтер, устроился председателем сельсовета. Алексей у них был девятым ребенком.
Леонов в молодости
В 1936 году на Архипа Алексеевича был написан донос. По статье «враг народа», он был отправлен в сибирский лагерь, а мать с восемью детьми (одна из сестер Леонова, Вера, умерла в младенчестве) и девятым в положении выгнали из дома с конфискацией всего имущества. Ребятишки также были отчислены из школы. Будущий космонавт рассказывал: «В это время моя старшая сестра жила в Кемерово и работала на сооружении ТЭЦ. Там же вышла замуж за паренька из Могилева - он работал на стройке и учился в техникуме. У них была комнатка в бараке. В тридцатиградусный мороз муж сестры приехал за нами на розвальнях, разостлал тулуп, положил нас восьмерых и прикрыл тулупом сверху. Так мы очутились в кемеровском бараке - одиннадцать человек в шестнадцатиметровой комнате. Парню было 22 года - простой рабочий, студент, он приютил у себя семью врага народа. Это ж, какое мужество нужно было иметь...». В 1939 году Архип Алексеевич был реабилитирован и вернулся домой. Семья Леоновых медленно стала вставать на ноги. А вскоре вышел указ о поддержки многодетных матерей. Все в том же бараке им выделили две комнаты - на шестнадцать и на восемнадцать квадратных метров.
В 1943 году Алексей Архипович отправился в начальную школу №35. Среди основных увлечений юного Алексея в то время была роспись старых русских печей, которой он научился у живших по соседству переселенцев с Украины. Однажды, уже учась в школе, Леонов увидел у своего одноклассника книжку с чёрно-белыми иллюстрациями картин Айвазовского и загорелся желанием приобрести её. Обошлась она ему очень дорого - в уплату Алексею пришлось в течение месяца отдавать выдаваемые ему каждый день в школе 50 грамм хлеба и кусочек сахара. С той поры Айвазовский стал его любимым художником.
В 1947 году семья Леоновых переехала на новое место - в город Калининград. Здесь Алексей в 1953 году окончил среднюю школу №21, получив свой аттестат зрелости. К тому времени он уже сильно увлекался летным делом.
Биография Леонова круто изменилась в 1953 году. Он не знал куда поступать, потому что ему нравилась и авиация, и рисование. Все-таки он отдал предпочтение изобразительному искусству и стал студентом рижской академии искусств. Но потом выяснил, что комната в студенческом общежитии положена только третьекурсникам, и забрал документы.
Потерпев неудачу, Алексей решил попробовать себя в другом любимом деле - авиации. По комсомольскому набору он попал в кременчугскую авиационную школу. Молодой человек учился там два года, и в 1955-м поступил в высшее Чугуевское авиационное училище, из которого вышел дипломированным летчиком-истребителем. В 1957 году его распределили в десятую гвардейскую авиационную дивизию в Кременчуге, потом в 1959-м перевели в Германию, в ограниченный контингент советских войск, где он прослужил до 1960 года.
Леонов в летном училище.
Осень 1959-го внесла свои коррективы в жизнь будущего космонавта. Именно тогда он встретил полковника Карпова, который в то время руководил ЦПК - Центром подготовки космонавтов. Накануне авиатор попал в серьезную аварию, случившуюся из-за отказа гидросистемы истребителя МиГ-15бис. Масло залило альтернатор, и отключилась вся группа навигационных приборов. С трудом сориентировавшись, Леонов сразу же направил самолет к аэродрому. Когда он уже пролетел дальний привод, загорелся индикатор «Пожар» и заработала сирена. Леонов знал, что в такой ситуации необходимо катапультироваться, однако на высоте в двести метров это было чистым самоубийством. Летчик шел на посадку, прекрасно осознавая то, что в любую минуту может произойти взрыв. На ближнем приводе он перекрыл подачу топлива и сел с выключенным двигателем. До полосы Алексей Архипович не дотянул около трехсот метров, однако вырулил на нее и остановился. В итоге летательный аппарат не получил никаких повреждений, а пожара, как оказалось, вовсе не было - индикация сработала, потому что масло засосало в компрессор. Полковник Карпов пригласил Леонова на отборочную комиссию в Сокольники, где Алексею посчастливилось познакомиться с Юрием Гагариным, будущим первым космонавтом.
Фронтовой реактивный истребитель МиГ-15бис, на котором летал Леонов представлял из себя истребитель-среднеплан со стреловидным крылом и оперением, конструкция самолета была цельнометаллической. Фюзеляж самолета имел круглое сечение и тип - полумонокок. Хвостовая часть фюзеляжа была отъемной, с использованием внутренних фланцев для установки и проведения всестороннего обслуживания двигателей. В носовой части фюзеляжа находился воздухозаборник двигателя, который с двух сторон охватывал кабину летчика.
Истребитель МиГ-15 бис в различных проекциях.
Крыло истребителя было однолонжеронным и имело косую поперечную балку, которая образовывала треугольную нишу для убираемого шасси. Крыло самолета состояло из 2-х отъемных консолей, которые стыковались непосредственно с фюзеляжем машины. Через фюзеляж проходили силовые балки шпангоутов, которые выступали продолжением силовой балки крыла и лонжерона.
Крыло самолета имело элероны со сдвижными щитками-закрылками на рельсовых каретках и внутренней аэродинамической компенсацией. Щитки могли отклоняться на посадке до 55°, на взлете - до 20°. Поверх крыла размещались 4-е аэродинамических гребня, которые предотвращали перетекание потока воздуха вдоль крыла и отрыв потока в концевой части крыла во время полета с большими углами атаки. Оперение истребителя было крестообразным, стабилизатор и киль были двухлонжеронными. Руль направления состоял из 2-х частей, расположенных под и над стабилизатором.
Тактико-технические характеристики МиГ-15бис. Размеры: размах крыла - 10,08 м., длина - 10,10 м., высота - 3,17 м. Площадь крыла - 20,6 кв. м. Масса самолета, пустого - 3 149 кг; нормальная взлетная - 4 806 кг; Тип двигателя - 1 ТРД РД-45Ф, максимальная тяга 2270 кгс. Максимальная скорость у земли - 1 047 км/ч, на высоте - 1 031 км/ч. Практическая дальность полета - 1 310 км. Практический потолок - 15 200 м. Экипаж - 1 человек. Вооружение: одна 37-мм пушка НС-37 (40 патронов на ствол) и две 23-мм пушки НС-23 (по 80 патронов на ствол).
Советские истребители прекрасно проявили себя во время войны в Корее. Пауза в боевом использовании истребителей после Второй мировой войны продлилась всего 5 лет. Историки еще не успели дописать свои труды о минувших сражениях, как в небе над Кореей развернулись новые воздушные битвы. Многие специалисты назвали эти боевые действия своеобразным полигоном по обкатке новой боевой техники. Именно в этой войне впервые в воздухе свои возможности в полной мере проверили реактивные истребители и истребители-бомбардировщики. Особое значение при этом было уделено противостоянию американского «Сейбра» F-86 и советского МиГ-15.
Главные противники Корейской войны МиГ-15 и Сейбр» F-86.
За 3 года боевых действий в небе над Кореей советские летчики-интернационалисты из состава 64-го истребительного авиакорпуса провели 1 872 воздушных боя, в которых смогли сбить 1 106 американских самолетов из них около 650 «Сейбров». При этом потери МиГов составили лишь 335 самолетов.
В 1960-м Леонов оказался в составе особого отряда. После этого учился на курсах ЦПК, много тренировался. В 1964-м Королев инициировал строительство космического корабля совершенно новой конструкции, которая позволяла космонавту выходить в открытый космос. Его назвали Восход-2.
Руководство полетами приняло решение вести подготовку одновременно двух экипажей. В основной состав зачислили Алексея Леонова и Павла Беляева, в дублерский - Горбатко и Хрунова. 18 марта 1965 года ознаменовался первым выходом человека в безвоздушное пространство.
Корабль «Восток-2» стартовал с космодрома «Байконур», все шло
по плану. Предполагалось, что команда облетит земную орбиту семнадцать раз, и во время второго витка Леонов выйдет в открытый космос по специальному шлюзу. Все проходило штатно. Корабль под командованием Павла Беляева двигался по намеченному курсу, он не покидал свой пост, наблюдал за действиями Леонова с помощью телекамер.
Отработка возращения на корабль.
12 минут и 9 секунд - такое время первого пребывания человека в безвоздушном пространстве, и этим человеком стал Алексей Леонов. Он находился в объективе двух статичных камер, еще одну держал в руке. Его переполняли невероятные эмоции - это был восторг и значимость происходящего. Но к ним примешивались и неприятные ощущения.
Скафандр раскалился, космонавт страдал от невероятной жары, пот буквально лился у него по лицу, у Леонова появились признаки тахикардии и повышенной температуры. Когда подошло время возвращаться на корабль, он снова столкнулся с проблемами. Во время пребывания в безвоздушном пространстве, скафандр сильно увеличился в размерах, поэтому никак не проходил по размерам в шлюзовую камеру. Космонавт решил немного спустить давление, таким образом, он пытался добиться уменьшения объема костюма. В руках Леонова была камера и страховочный трос, поэтому он с трудом выполнил эти элементарные действия.
Космонавту удалось вернуться в шлюзовую камеру, но тут он опять столкнулся с проблемой. Когда шлюзовой отсек отсоединялся, корабль разгерметизировался. Проблема решилась только после подачи кислорода, но из-за этого у космонавтов наблюдалось перенасыщение.
После устранения неисправностей, экипаж был готов к автоматической посадке в обычном режиме, но и здесь их ждал сюрприз. Во время семнадцатого витка вокруг планеты, система управления судном вышла из строя, и капитану Беляеву нужно было переходить на ручное управление. Для этого ему хватило всего 22-х секунд, но и эта небольшая разница во времени привела к тому, что посадка состоялась не в запланированном месте, а на 75 км дальше. Экипаж приземлился в двухстах сотнях километров от Перми, посреди тайги, и поисковикам пришлось изрядно потрудиться, чтобы их найти.
Их искали на протяжении четырех часов, и все это время космонавты пробыли на морозе, в заснеженной тайге. После этого спасатели привели их в ближайший деревянный дом, после приготовили вертолетную площадку и через два дня члены экипажа «Восток-2» были эвакуированы и доставлены в столицу.
В 2017-м состоялась премьера картины «Время первых», в котором речь шла о первых советских космонавтах, об их буднях и подвигах. Главные роли сыграла Константин Хабенский и Евгений Миронов. Во время съемок консультантом был Алексей Леонов.
В конце 1972 года супердержавы СССР и США приняли решение осуществить совместный космический полет и в ходе него выполнить стыковку кораблей двух разных стран. Критерии отбора космонавтов каждая сторона определяла самостоятельно, однако необходимыми условиями являлись: высочайшая профессиональная квалификация, глубокие познания в области техники, способность работать с оборудованием и системами обоих кораблей, отличное знание языка страны партнера и готовность к проведению обширной программы научных наблюдений и опытов. Советский Союз представляли Леонов (командира экипажа) и Кубасов, США - Стаффорд, Бранд и Слейтон. Алексей Архипович вспоминал: «Полет по программе ЭПАС был чрезвычайно политизированным. Началось все со страшного недоверия. Руководителем программы со стороны США был Дэвид Скотт. Он всем только и говорил, как у нас все плохо. Как-то раз я его отвел «побеседовать»: «Дорогой Дэвид, ты ведь знаешь, что мы исполняем волю наших народов. Нам доверили такую трудную задачу, и мы обязаны сделать все от нас зависящее. Не нужно искать, что и у кого плохо. Я могу тоже тебе рассказать, что у вас плохо». В следующий раз, когда мы собрались, Скотта уже не было, а руководителем программы стал Сернан». В июле 1975 г. совместный полет по программе ЭПАС был успешно осуществлен, открыв новую эпоху в освоении космоса. Впервые в истории прошла стыковка советского «Союза 19» и американского «Аполлона», было проведено множество медико-биологических, астрофизических, геофизических и технологических экспериментов.
В отставку генерал-майор авиации Алексей Архипович Леонов вышел в марте 1992 года. До 2000 года он трудился на посту президента инвестиционного фонда «Альфа-капитал», а затем перешел на должность вице-президента «Альфа-банка».
Со своей будущей супругой, Светланой Павловной Доценко, Алексей Архипович познакомился еще во время учебы в авиационном училище. Впоследствии у них родилось две девочки - Оксана и Виктория. Самым любимым хобби Леонова всю жизнь была живопись, которой космонавт увлекся еще в юные годы. Леонов является автором свыше двухсот картин и пяти художественных альбомов, среди которых преобладают космические пейзажи, однако встречаются и земные ландшафты, а также портреты друзей. В 1965 году Алексея Архиповича избрали членом Союза художников СССР. Среди других его увлечений можно отметить чтение книг, охоту, фото- и киносъемку. Леонов - обладатель второго разряда по велоспорту и третьего разряда по фехтованию, профессионально занимался метанием копья и легкой атлетикой.
Умер Леонид Архипович 11 октября 2019 года. Леонову шел 86-й год. До этого он много болел, в феврале 2019-го перенес операцию на пальцах ноги из-за диабета.
После этого космонавт практически не выходил из госпиталя имени Бурденко, где и скончался. Местом упокоения Героя Советского Союза Алексея Леонова стало Федеральное военное мемориальное кладбище в Мытищах. Во время похорон ему отдали все воинские почести.
За свою долгую жизнь Леонов был удостоен множества отечественных, так и зарубежных награды, орденов и медалей. Его объявили почетным гражданином тридцать городов по всему миру. Он имеет звание кандидата технических наук, академика Российской академии астронавтики.
Памятник Алексею Леонову.
Леонов писал научные работы и исследования, иногда сам, иногда в соавторстве с другими учеными. Его работы касались тем космонавтики - создание скафандра, цветовые и световые характеристики зрения и острота зрения космонавтов после космического полета.
В 1967 году он издал свою первую книгу под названием «Пешеход космоса», вслед за ней вышла публикация «Особенности психологической подготовки космонавтов», спустя два года написал «Солнечный ветер», в 1970-м опубликовал научный труд, получивший название «Выхожу в открытый космос».
Советник РАРАН А.Н. Зыков