Ежегодно 20 июня в Российской Федерации отмечается праздник - День специалиста минно-торпедной службы Военно-Морского Флота России, учреждённый приказом Главнокомандующего ВМФ Российской Федерации адмиралом флота Феликсом Громовым от 15 июля 1996 года № 253 «О введении годовых праздников и профессиональных дней по специальности».
День специалиста минно-торпедной службы Военно-Морского Флота России не является государственным праздником. Это своего рода памятная дата, которая напрямую затрагивает всех военнослужащих ВМФ России, посвятивших себя минно-торпедной службе.

(источник фотоматериала)
Дата для профессионального праздника всех минеров российского флота была выбрана на основе реального исторического события, которое изменило характер боевых действий на море. Именно в этот день летом 1855 года во время Крымской войны на минных заграждениях, выставленных для защиты Кронштадта и Санкт-Петербурга, подорвались два корабля англо-французской эскадры, вошедшей в Финский залив.
Стоит отметить, что российский флот с первых дней своего существования был настоящей кузницей военных кадров и площадкой, открытой для внедрения передовых технологий и различных новшеств. Наиболее ярко это проявилось именно в области создания и развития минного оружия. Русские ученые, инженеры и моряки закрепили за собой первенство в вопросе разработки нового оружия - морской мины, а также противоминного трала, минного тральщика, надводных и подводных минных заградителей. Минное оружие на флоте является одним из наиболее мощных и эффективных оборонительных и наступательных оружий.
Впервые в истории идея нанесения подводного удара кораблям неприятеля получила практическое разрешение в России.
Идеи, работы по изобретению мины и других изобретений в области применения морского минного оружия принадлежат русским учёным и морякам-изобретателям, жизнь и деятельность которых напрямую была связана с Российским флотом. Своим упорным трудом они обеспечили России ведущую роль в дальнейшем развитии, совершенствовании и боевом использовании этого оружия.
Ещё задолго до появления минного оружия техническая мысль русских учёных работала над созданием такого оружия, которое могло бы нанести удар по подводной части корабля как наиболее уязвимому месту.
В 1718 году русский изобретатель Ефим Никонов, автор первой построенной русской подводной лодки «Потаённое судно», подал царю Петру I челобитную, в которой утверждал, что «сделает он к военному случаю на неприятелей угодное судно, которым на море, в тихое время, будет разбивать корабли, хотя б десять, или двадцать, и для пробы тому судну учинит образец».
Изобретение также предлагалось дополнить водолазным костюмом из кожи, предусматривалась возможность выхода людей в подобных костюмах для разрушения днища неприятельского корабля. Проект костюма содержал в себе основные элементы современного водолазного снаряжения, его шлем представлял собой прочный деревянный бочонок со смотровым окошком напротив глаз. Скважины и отверстия должны быть «убиты» свинцом, к спине прикреплен груз со свинцом или песком. К проекту также прилагалась опись особых инструментов для работ «по провёртке» и «зажиганию» кораблей.
Идея Ефима Никонова повреждения днища неприятельского корабля стала прообразом создания современных боевых пловцов, выполняющих боевые задачи по подрыву неприятельских кораблей и транспортных судов.
Использование электричества для приведения в действие мин, массовое использование их, как средство обороны своего побережья от флота противника, создание приборов и приспособлений для автоматической и быстрой постановки мин на заданную глубину с кораблей, строительство первых в мире надводных и подводных минных заградителей, другие изобретения и открытия в области морского минного оружия, - в России появилось раньше, чем в какой-либо другой стране.
С созданием нового мощного оружия для военно-морского флота русские новаторы, одновременно разработали тактику его применения.
Для решения этой задачи первыми попытками в русском флоте было создание брандеров и плавучих мин.

Брандер - небольшое парусное судно, наполненное горючими, легко воспламеняющимися материалами или взрывчатыми веществами
(источник фотоматериала)
В 1696 году на воронежских верфях кораблей для Азовского флота были построены четыре брандера. В 1768-1774 годах, во время русско-турецкой войны, брандеры успешно были применены в Чесменском сражении (в 1770 году) для уничтожения турецких кораблей.
Для разрушения моста, построенного турками на реке Днестр близ Хотина, русские применили плавучие мины. В современном смысле слова, брандеры и плавучие мины не были минным оружием, они были чрезмерно громоздки, неповоротливы, держались на поверхности и успешное, результативное применение их в значительной мере зависело от ветра и течения. Противнику не составляло сложности обнаружить их и принять необходимые меры предосторожности. Такие средства не обеспечивали скрытности нападения и, самое главное, с их помощью не удавалось поражать наиболее уязвимое место корабля - его подводную часть.
В начале XIX века все усилия русских изобретателей были направлены на поиски возможностей нанесения повреждений именно в эту часть корабля. Работавшие по собственной инициативе и, как правило, изолированные друг от друга, отдельные изобретатели создавали различные конструкции подводного минного оружия. Многие изобретённые ими конструкции имели несомненный интерес, но в перспективе не получили развития по разным причинам.
С начала 30-х годов XIX века выдающиеся открытия и изобретения русских и зарубежных учёных в таких областях как электричество, гальванопластика и других становятся научной и технической базой для успешного развития отечественного морского минного оружия.
Огромные тактические возможности и эффективность применения этого вида оружия для Российского флота стали очевидны. Морское ведомство начинает работы по созданию практически применимых образцов подводных мин.
В 1839 году по инициативе генерала-инспектора по Инженерной части Карла Андреевича Шильдера создаётся специальный «Комитет о подводных опытах», в задачу которого входила организация опытов и рассмотрение работ по созданию и усовершенствованию подводных мин. С этого времени начинается отсчёт планомерного развития морского минного оружия.
Кроме создания «Комитета о подводных опытах» в 1840 году при Лейб-гвардии сапёрном батальоне в Санкт-Петербурге формируется учебная гальваническая команда для теории изучения гальванизма и способов его применения в минном деле. До создания специальных минных учебных заведений флотские специалисты-минеры получали теоретическую подготовку в гальванической команде. Для работы в «Комитете о подводных опытах» был приглашен крупнейший русский ученый того времени Борис Семенович Якоби, который сыграл выдающуюся роль в создании и развитии подводного минного оружия.
Уже после начала Крымской войны в 1853 году стало понятно, что появление на Балтике флота Великобритании и Франции, обладающих огромным боевым потенциалом на море, лишь вопрос времени. Правильно оценив опасность для главной базы российского флота на Балтике и столицы, военное и политическое руководство страны начало принимать различные меры по защите Кронштадта и Санкт-Петербурга. Отлично понимая, что объединенный англо-французский флот обладает огромным преимуществом (не только количественным, но и техническим), командование Балтийского флота России сразу же отказалось от встречного сражения с противником в открытом море. Руководство флота готовилось противостоять противнику с опорой на сеть морских и прибрежных крепостей, фортов и береговых батарей.
Тогда же было принято решение об использовании морских мин и организации специальных минных позиций в Финском заливе. Мины рассматривались командованием Балтийского флота, как одно из возможных усилений обороны главной базы флота в Кронштадте. Благо впервые их успели испытать еще в 1852 году. Большая заслуга в организации первых в истории минных заграждений принадлежит академику и члену Комитета по подводным опытам Борису Семеновичу Якоби, который был командирован из Петербурга в Кронштадт, чтобы на месте заниматься разработкой системы минных заграждений и работами по установке морских мин.
Россия на море применила минное оружие для обороны своего побережья по заранее разработанному плану: в больших по тому времени масштабах были поставлены ударные или, как они тогда назывались, пиротехнические мины. Из солдат и офицеров, служивших в гальванических учебных командах при сапёрных батальонах, и из моряков к началу войны Борисом Семёновичем Якоби были подготовлены первые кадры минёров. Русские гальванические мины того времени были совершенными.
Якоби разработал мину с электрическим запалом, инициируемым с берега вручную с помощью батареи гальванических элементов. Для демонстрации работы такого устройства в 1840 году на Неве было выставлено минное заграждение. Пущенный по течению бот после подрыва на четырех минах был разрушен и затонул.
Однако такой метод использования мин имел серьезный недостаток: с берега было трудно определить, когда корабль противника находится в непосредственной близости от мины; а ночью или при плохой видимости - невозможно.
Для устранения этого недостатка Якоби разработал мину образца 1846 года, которая могла подрываться двумя методами:
1) принудительный подрыв с берега;
2) самовзрыв мины при столкновении ее с корпусом проходящего корабля за счет срабатывания размещенного в корпусе мины прибора-замыкателя электрической цепи запала.
Это также давало возможность безопасного прохода своих судов через заграждение путем отключения электропитания.

Борис Семёнович Якоби. 1856 год, Санкт-Петербург
(источник фотоматериала)
Осенью 1840 года «Комитет о подводных опытах» рассмотрел предложение Э. Нобеля купить у него его изобретение - созданную им пиротехническую мину и предложил ему продемонстрировать свое изобретение. 12 октября 1840 года на реке Охта установленная на якоре мина Нобеля разрушает спущенный на нее по течению деревянный плот. Подрыв мины был осуществлен «ноу-хау» Нобеля - химическим запальным устройством, делавшим его, в отличии от устройства Якоби, совершенно автономным.
Принцип действия запального устройства состоял в следующем: при контакте мины с корпусом корабля противника разрушалась стеклянная колба с серной кислотой, обернутая хлопчатой бумагой, пропитанной хлористо-кислым калием. Бумага загоралась, что приводило к возгоранию инициирующего порохового заряда, который в свою очередь поджигал основной заряд, размещенный в корпусе мины.
Но только осенью 1842 года после двух этапов успешной демонстрации усовершенствованной пиротехнической мины лично Николай I повелел выплатить изобретателю вознаграждение, а также «изобретение передать Комитету о подводных опытах, пригласив туда изобретателя для работ с этой миной, с установлением ему содержания 25 рублей серебром в сутки на весь период его занятий в Комитете.»
Однако, в 1847 году гальваническая мина Якоби получает Высочайшее одобрение, и все работы Комитета о подводных опытах над пиротехнической миной Нобеля прекращаются. Главным недостатком пиротехнической мины сочли невозможность прохода своих судов через мирное заграждение, хотя в более поздние времена такая проблема уже никого не волновала.
В дальнейшем Якоби и Нобель продолжали совершенствовать свои мины. По завершении программы опытов и постановки экспериментальных минных заграждений на Ревельском рейде в 1852 году Комитет пришел к выводу, что работы над подводными минами доведены до удовлетворительных результатов. Российским флот стал первым в мире обладателем такого вида оружия и имел отработанные способы его боевого применения.

Устройство гальванической и ударно-пиротехнической мин Б.С. Якоби
(источник фотоматериала)
В июне 1854 года английские и французские военно-морские силы, объединившись в эскадру, решили овладеть Кронштадтом, Свеаборгом, Ревелем и Усть-Двинском. Русские моряки не собирались сдавать города и уже к этому времени начали выставлять минные заграждения. В Финском заливе эскадра противника не смогла преодолеть выставленную преграду. А в 1855 году англо-французская эскадра в очередной раз попыталась прорваться на северо-запад Российском империи. Сразу 4 корабля противника подорвались на выставленных минных заграждениях и пошли ко дну. Во многом это лишило надежд неприятеля на возможность открытия полноценного второго фронта Крымской (Восточной) войны.
К тому моменту, когда в июне 1855 года в Финский залив наконец-то вошла объединенная англо-французская эскадра, Балтийский флот был готов к встрече с ней. Основной задачей эскадры было блокирование Балтийского флота на его базах с последующим уничтожением русских кораблей. Выполнить эту задачу объединенные силы Великобритании и Франции не смогли. К моменту их появления на Балтике на подступах к Кронштадту было выставлено почти две тысячи морских мин (различных моделей и различной мощности пороховых зарядов). В больших по тому времени масштабах были поставлены ударные или, как они тогда назывались, пиротехнические мины. Из солдат и офицеров, служивших в гальванических учебных командах при сапёрных батальонах, и из моряков к началу войны Борисом Семёновичем Якоби были подготовлены первые кадры минёров. Русские гальванические мины того времени были совершенными. Первая же разведка укреплений главной базы русского Балтийского флота, которую предприняла союзная эскадра, закончилась для них плачевно. Высланные к острову параходофрегаты «Firefly» и «Merlin» сразу же попали на выставленное минное заграждение. Оба корабля подорвались на заграждении, состоящем из пиротехнических мин, которые были выставлены русскими моряками напротив западной части острова Котлин, причем британский параходофрегат «Merlin» подорвался дважды.

Подрыв на минах английских пароходофрегатов у Кронштадта. Художник А. Тронь
(источник фотоматериала)
Заряд самой крупной гальванической мины в тот период времени составлял 52 пуда пороха. Во время Крымской войны кроме неподвижных гальванических мин изготовлялись гальванические подвижные.
Пиротехнические мины тех лет не отличались особой мощностью зарядов, оружие было новым и еще не отличалось совершенством конструкции. Ни один из подорвавшихся на минах кораблей союзной эскадры не пошел на дно, получив только легкие повреждения. Но сам факт наличия внушительных минных заграждений, установленных перед островом Котлин, отбил у командования англо-французской эскадры всякое желание активно действовать, адмиралы просто отказались от атаки Кронштадта и до самого конца Крымской войны больше не предпринимали попыток прорваться к базе русского флота.
Успех боевого применения подводных мин в ходе Крымской войны, особенно на Балтике, получил значительный общественный резонанс за границей, а также в России. Многие специалисты, поверив в полезность нового средства борьбы на море, увидели возможности совершенствования этих средств. Предложения такого свойства стали поступать в Морской ученый комитет, в ведении которого находились проблемы практического применения подводных мин во время войны.
Одним из таких предложений стала ударная пиротехническая мина, разработанная поручиком Алексеем Давыдовым, имевшая ряд значительных преимуществ перед всеми образцами подводных мин того времени и ставшая прообразом современных ударно-механических мин.
В 1856 году поручик Давыдов, учитывая тактические и технические недостатки первых мин, сконструировал ударную мину с механическим запальным устройством. Комиссия, испытавшая эти мины в 1857 году, нашла, что «мины Давыдова по простоте механического устройства и по сильнейшему их действию имеют неоспоримое преимущество перед минами прежних систем».
Представленная также другая мина Давыдова, названная им электромагнитной, вызвала большой интерес у членов комиссии - эта мина представляла собой соединение ударной и гальванической мин.
Алексей Давыдов предугадал одно из ценнейших тактических свойств минного оружия - возможность его активного использования и первый поставил вопрос о «маневрировании минами», т.е. о постановке мин у выходов из военно-морских баз противника.
Поручику Алексею Давыдову так и не удалось довести свои работы до конца и создать законченный образец ударно-механической мины. В начале его деятельности как изобретателя ему пришлось вести жестокую борьбу с «верхами» Инженерного ведомства, которые отнесли минное оружие в разряд только оборонительного средства и поэтому ориентировались исключительно на гальванические мины, более безопасные в обращении.
Правильно понявшего дальнейший путь развития и использования нового вида оружия предложения талантливого русского изобретателя не были приняты. В 1867 году поручик Алексей Давыдов был вынужден прекратить свои работы в области минного оружия.
В 1862 году российский изобретатель Иван Федорович Александровский спроектировал первую российскую подводную лодку с пневматическим двигателем. Первоначально лодка должна была вооружаться двумя связанными минами, которые должны были отпускаться, когда лодка проплывает под вражеским кораблем и, всплывая, охватывать его корпус. Подрыв мин планировалось производить с помощью электрического дистанционного взрывателя.

Российский изобретатель И.Ф. Александровский
(источник фотоматериала)
Значительная сложность и опасность такой атаки заставили Александровского разработать иной тип вооружения. Для этой цели он проектирует подводный самодвижущийся снаряд, по конструкции аналогичный подводной лодке, но меньших размеров и с автоматическим механизмом управления. Александровский называет свой снаряд «самодвижущимся торпедо», хотя позже в российском флоте общепринятым выражением стало «самодвижущая мина».
В 1868 году он представил на рассмотрение Морского министерства второй проект торпеды. На этот раз ему разрешили построить образец за свой счет с последующей оплатой министерством понесенных изобретателем расходов. В начале 1874 года вручную в частной слесарной мастерской были изготовлены две торпеды. Их испытания подтвердили принципиальную возможность создания такого оружия, но низкое качество изготовления образцов не позволяло использовать их практически. Торпеда Александровского была тяжела, громоздка и тихоходна.
В те годы над созданием самодвижущихся мин активно работали и в других странах, прежде всего, в Австрии, в частности капитан австрийского флота Джованни Луппис. В 1864 году к проекту подключился англичанин Роберт Уайтхед, который имел хорошее инженерное образование и небольшой, но хорошо оснащенный механический завод в австрийском портовом городе Фиуме. В 1866 году, на год позже Александровского, Уайтхед делает заявку на свое изобретение. Сначала он продал свою торпеду Австрии, затем Англии, Франции и ряду других государств, а в 1873 году усовершенствованный вариант торпеды был предложен России.
К 1874 году торпеда Роберта Уайтхеда, несмотря на значительно меньшие габариты, чем у Ивана Александровского, обладала почти вдвое большей скоростью и не считаться с этим было нельзя. До 15 марта 1875 года, Морское министерство поручает Александровскому, разработать новый проект торпеды.

Торпеда И.Ф. Александровского, изготовленная в 1875 г.
(источник фотоматериала)
В 1876 году Россия и Австрия подписывают между собой контракт на поставку в течение двух лет 100 торпед Уайтхеда. Российская империя стала шестым государством, обладающим этого грозного оружия. Иван Александровский входил в состав комиссии, которая ездила в Австрию для заключения контракта. Сразу же в Кронштадте и Николаеве были созданы мастерские для производства нового оружия.
Первая отечественная боевая торпеда была изготовлена по образцу австрийской в кронштадтских мастерских осенью 1878 года. Она полностью соответствовала техническим требованиям и была в полтора раза дешевле австрийской. Австрийские торпеды были дорогими, начальство их берегло, поэтому получить их даже для боевого применения было очень трудно.
Как минное, так и торпедное вооружение в боевых условиях первым в мире также опробовал именно русский флот. Это произошло во время очередной Русско-турецкой войны, которая началась в 1877 году. С момента первого боевого успешного применения торпедного вооружения прошло чуть более 140 лет. В ночь на 26 января 1878 года на Батумском рейде торпедные катера, спущенные с борта специально оборудованного для их транспортировки парохода «Великий князь Константин», потопили турецкий военный пароход «Интибах». Данная атака доказала эффективность нового вида морского оружия, дав ему настоящую путевку в жизнь.
В ночь на 26 января 1878 года на Батумском рейде появились два небольших катера «Чесма» и «Сухум-Кале», которыми командовали лейтенанты Зацаренный и Щешинский. Минные катера, которые несли по одной торпеде каждый, были спущены на воду с борта специально переоборудованного для их транспортировки пассажирского парохода «Великий князь Константин». Наводка торпед на цель осуществлялась тогда поворотом корпуса катера. Ночь выдалась лунной и позволила экипажам катеров рассмотреть турецкие суда, находившиеся на Батумском рейде, всего кораблей было семь. Охранение осуществлял военный двухмачтовый пароход «Интибах» водоизмещением примерно 160 тонн. Именно он и стал целью небольших минных катеров. Русские моряки отправили торпеды в цель с дистанции 50 метров, обе торпеды поразили пароход. От взрывов торпед «Интибах» лег на правый борт и буквально за две минуты его мачты уже скрылись под водой.

Картина Л. Ф. Лагорио «Потопление катерами парохода «Великий князь Константин» турецкого парохода «Интибах» на Батумском рейде в ночь на 14 января 1878 г.»
(источник фотоматериала)
Каждая из торпед несла заряд примерно в 27 килограммов взрывчатки, этого оказалось более чем достаточно для турецкого военного парохода, занимавшегося охраной рейда. Из 35 находившихся на борту парохода «Интибах» моряков в результате взрыва и затопления корабля погибли 23. Лейтенант Зацаренный собирался спасти выживших членов команды потопленного парохода, но из-за большого количества плавающих вокруг крупных обломков, не рискнул приблизиться к месту затопления судна. Первое успешное применение торпед в бою стало событием, которое освещалось в мировой прессе, восторгавшейся русскими моряками и офицерами. Эта же операция стала последней морской операцией на Черном море в победоносной для отечественного оружия Русско-турецкой войне 1877-1878 годов.
Прошло уже полтора века с момента первого успешного боевого применения минного оружия русскими моряками, а минно-торпедное вооружение не утратило своей актуальности. После артиллерии именно минное оружие на флоте является старейшим и одним из самых эффективных. Во время всех войн XX века именно при помощи мин и торпед военным морякам удалось повредить и потопить наибольшее количество транспортных и боевых кораблей противника. Значение минно-торпедного вооружения остается очень высоким и в XXI веке, более того огромное количество боевых кораблей и все подлодки ВМФ России являются носителями подобного оружия.
Служба минно-торпедного вооружения ВМФ РФ - важный орган военного управления, специалисты которого занимаются вопросами технического обслуживания, хранения подводного морского оружия и обучения личного состава его применению.
Особое подразделение службы - испытательная минно-торпедная группа, специалисты которой наряду с другими задачами выполняют работы по обезвреживанию затонувших боеприпасов времен Великой Отечественной войны.
советник РАРАН
А.Н. Зыков