Николай Герасимович Кузнецов - советский военно-морской деятель, Адмирал Флота Советского Союза (3 марта 1955). В 1939-1947 и 1951-1955 годах возглавлял советский Военно-морской флот (как Народный комиссар Военно-морского флота (1939-1946), Военно-морской министр (1951-1953) и Главнокомандующий ВМФ СССР). Герой Советского Союза (14.09.1945). Член ЦК ВКП(б) (1939-1956), депутат Верховного Совета СССР 2-го и 4-го созывов.
Родился Н.Г. Кузнецов 24 июля 1904 года в деревне Медведки Котласского района Архангельской области в семье казенных крестьян Герасима Федоровича и Анны Ивановны Кузнецовых.
Адмирал флота Н. Г. Кузнецов.
(источник фотоматериала)
С 1912 по 1915 гг. Николай учился в церковно-приходской школе. Окончил 3 класса.
После смерти отца в 1915 г. помогал матери по хозяйству. С осени 1917 г. по 1918 г. работал в Архангельском порту, затем снова вернулся в деревню, помогал семье, работал на деревенской мельнице.
Осенью 1919 г. мать отвезла сына в Котлас к своему брату, чтобы тот устроил его работать в депо. Здесь вместо этого Николай поступил в Северо-Двинскую флотилию. Ему было только 15 лет, туда же брали с 17, из-за высокого роста он выглядел старше и ему удалось получить в сельсовете справку, в которой годом его рождения был указан 1902. Путь в военные моряки Николаю был открыт.
Н.Г. Кузнецов оказался на службе в Военно-морском флоте с октября 1919 года. Был участником Гражданской войны 1918-1920 годов: сначала был матросом на кораблях Северо-Двинской речной флотилии, с февраля 1920 года - матрос на кораблях в Архангельске и Мурманске. С 6 декабря 1920 года направлен в подготовительную школу при Военно-морском училище. В 1921 году поступил в комсомол. 20 сентября 1922 г. Н. Кузнецов был зачислен в само училище командного состава флота, тогда же переименованное в Военно-морское училище им. М.В. Фрунзе.
Николай Кузнецов - курсант 2-го курса Военно-морского училища
(источник фотоматериала)
В январе 1924 г. в составе лучшего подразделения моряков-курсантов Петрограда участвовал в похоронах В.И. Ленина. В 1925 г. провожал в последний путь Наркомвоенмора М.В. Фрунзе, чьи мечты, каким должен стать Рабоче-крестьянский Красный Флот, Н.Г. Кузнецов позже старался воплощать в жизнь. В училище вступил в ряды ВКП(б).
1 октября 1924 г. курсант Н. Кузнецов был допущен к исполнению обязанностей командира отделения. В октябре 1925 г. он был назначен командиром взвода первого курса нового набора.
В мае-сентябре 1926 г. участвовал в практическом плавании на линкоре «Парижская Коммуна». Имел отличную характеристику от командования.
5 октября 1926 г. Николай Кузнецов с отличием окончил военно-морское училище, получил звание командира РККФ с зачислением в средний строевой командирский состав ВМС РККА и с предоставлением права выбора флота. От запроса служить при штабе морских сил Балтийского флота отказался. Местом будущей службы избрал Черноморский флот и крейсер «Червона Украина». Был назначен вахтенным начальником крейсера с одновременным исполнением обязанностей командира первого плутонга (взвода) и командира строевой роты.
Период службы на «Червонной Украине» имел важные последствия не только для молодого командира, но и для команды крейсера и флота в целом. Под руководством и при деятельном участии Н.Г. Кузнецова была разработана система боевой готовности одиночного корабля, отработан метод экстренного прогревания турбин, позволивший готовить турбины вместо 4 часов за 15-20 минут, отработаны стрельбы главного калибра на самых больших скоростях хода крейсера и на предельной дистанции обнаружения цели. Позднее нововведения были приняты на всех флотах СССР. На крейсере начато движение «Борьба за первый залп». Чисто артиллеристское понятие «первый залп» превратилось в общефлотское, стратегическое, позволившее значительно повысить боеготовность соединений ВМФ. Впервые артиллеристы стали использовать самолет для корректировки невидимой цели. В 1935 г. крейсер «Червона Украина» занял первое место в Морских Силах СССР. На крейсере совершил поход С.Г. Орджоникидзе, наградивший командира легковой машиной.
С 1 октября 1927 г. по 4 мая 1932 г. Н.Г. Кузнецов учился в Военно-морской академии, также окончил ее с отличием и с правом выбора флота. Николай вновь избрал Черное море и отправился служить старшим помощником на новый крейсер «Красный Кавказ».
В 1936 году Николай Кузнецов был направлен в Испанию в качестве военно-морского атташе и главного военно-морского советника, с 1936 по 1937 годы руководил советскими моряками-добровольцами, участвовавшими в боях гражданской войны в Испании.
В июле 1937 годах был заместителем командующего Тихоокеанским флотом, а затем с 10 января 1938 года - командующим Тихоокеанским флотом в звании флагман 2-го ранга. Он принимал меры по повышению боевой готовности флота, внимательно следил за обстановкой и выступал против провокаций японцев у озера Хасан, организовывая помощь Сухопутным войскам и лично бывая в районе боев. Впервые на Тихоокеанском флоте под руководством Н.Г. Кузнецова начинает разрабатываться и внедряться трехступенчатая система боевой готовности флота.
В марте 1938 г. Н.Г. Кузнецов был введен в состав Главного военного совета ВМФ при созданном в декабре 1937 г. Наркомате ВМФ.
28 апреля 1939 года Николай Кузнецов был назначен народным комиссаром ВМФ СССР, став самым молодым наркомом в Советском Союзе и первым моряком в этой должности.
17 марта 1939 г. Н.Г. Кузнецов выступил на XVIII съезде ВКП(б), делегатом которого был избран на 1-ой краевой партийной конференции Приморья. На съезде он был выбран в состав ЦК ВКП(б).
В мае 1939 г. под флагом наркома состоялись большие учения Черноморского флота, в июне он выезжает на Север, в конце июля Н.Г. Кузнецов руководит учениями Краснознаменного Балтийского флота, анализирует их результаты. В сентябре нарком снова на Северном флоте вместе со штабом и военным советом флота разрабатывает планы боевой подготовки ВМФ.
На этом посту Николай Кузнецов стал инициатором открытия новых морских училищ и морских спецшкол (впоследствии нахимовских училищ). 16 октября того же года своим приказом нарком ввел в действие «Корабельный устав ВМФ СССР», а в конце месяца - «Дисциплинарный устав ВМФ СССР». 24 июля 1939 года по его инициативе введен День Военно-Морского Флота.
В начальный период войны (1941 г.) Кузнецов был членом Ставки Верховного Главнокомандования, а с 1941 по 1945 год занимал должность главнокомандующего ВМФ.
19 июня 1941 года Н.Г. Кузнецов приказал командующим флотами и флотилиями западных направлений объявить: «Готовность №2», что означало рассредоточить и затемнить корабли и главные базы. 21 июня 1941 года Кузнецов передал сигнал - «готовность №1», лично связался с Балтийским, Северным и Черноморским флотами и приказал, не дожидаясь получения командующими флотами посланного им сигнала, немедленно перевести флоты в высшую боевую готовность. В результате 22 июня 1931 года ВМФ СССР встретил врага во всеоружии. В тот день не были потеряны ни один корабль и ни один самолёт.
В дальнейшем Николай Герасимович руководил боевыми действиями советского флота не протяжении всей Великой Отечественной войны. Лично многократно бывал на всех воюющих флотах, участвовал в разработке и планировании боевых действий флота и многих операций советских войск на прибрежных направлениях. С февраля по сентябрь 1945 года - был членом Ставки Верховного Главнокомандования СССР. Участник Ялтинской и Потсдамской конференций глав союзных держав.
В 1944 году Н.Г. Кузнецову было присвоено звание адмирала флота.
С июня 1945 года находился на Дальнем Востоке, участвовал в планировании разгрома японских войск, а с августа 1945 года лично принимал участие в советско-японской войне, находясь на Дальнем Востоке и выполняя функции заместителя по флоту Главнокомандующего советскими войсками на Дальнем Востоке Маршала Советского Союза А. М. Василевского.
14 сентября 1945 года за заслуги в деле руководства ВМФ в годы Великой Отечественной войны и проявленные при этом мужество и героизм, адмиралу флота Н. Г. Кузнецову присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
25 февраля 1946 года самостоятельный Наркомат ВМФ СССР был упразднён и Военно-морской флот был включён в состав объединённого Наркомата Вооружённых сил СССР. Кузнецов был назначен главнокомандующим ВМФ - заместителем Наркома (затем Министра) Вооружённых сил СССР.
Н.Г. Кузнецов превратился в зрелого государственного руководителя и флотоводца, со сложившимися взглядами на роль и развитие флота, его место в системе Вооруженных Сил страны. Он мечтал о перспективах создания "сбалансированного морского и океанского флота" и не мог предположить, что впереди его ждали жестокие разочарования, несправедливость и опала.
Камнем преткновения стала проблема судостроения. Итоги войны, тяжелейшие потери, понесенные советским флотом в ходе боевых действий, заставили Н.Г. Кузнецова критически оценить качества кораблей отечественной постройки.
Главные идеи новой судостроительной программы основывались на изучении богатейшего опыта войны. Еще летом 1945 г. нарком ВМФ поручил ГМШ под руководством Л.М. Галлера подготовить проект новой судостроительной программы. Основными классами боевых кораблей были названы авианосцы (большие и малые), крейсера с 9-дюймовой артиллерией, подводные лодки, эсминцы и т.д.
Кузнецов очень рано понял и высоко оценил перспективность использования на флоте ядерной энергии для кораблей и особенно для подводных лодок. В советском ВМФ в рамках подготовки новой программы началась большая научная работа по разработке методов защиты от ядерного оружия и исследованию возможностей применения ядерной энергии.
Маршал Жуков и адмирал Кузнецов
(источник фотоматериала)
В послевоенный период у Н. Г. Кузнецова возникли существенные разногласия с И. В. Сталиным по поводу программы дальнейшего развития ВМФ, начавшиеся с того, что в 1945 году Сталин отверг разработанную под руководством Кузнецова десятилетнюю программу военного судостроения, а Кузнецов не согласился с рядом взглядов Сталина на вопросы послевоенного развития флота. В проекте десятилетнего плана кораблестроения на 1946-1955 годы Николай Герасимович считал первостепенной задачей создание сбалансированного по родам сил и классам кораблей флота в т.ч. авианосцев с истребительной авиацией, прежде всего для Северного и Тихоокеанского флотов, где они должны были существенно усилить ПВО эскадр надводных кораблей. Однако это его предложение не было принято в полном объеме - закладка первых двух легких авианосцев предусматривалась лишь в конце 50-х годов.
Кроме того, он возражал против разделения Балтийского флота на два самостоятельных флота - Южно-Балтийский и Северо-Балтийский (позднее 4-й и 8-й ВМФ), инициированного Сталиным в 1946 году. В январе 1947 года был снят с поста Главкома и в феврале 1947 года назначен начальником Управления военно-морских учебных заведений.
12 января 1948 года Кузнецов вместе с группой адмиралов (Л. М. Галлером, В. А. Алафузовым и Г. А. Степановым) был предан Суду чести Министерства Вооружённых сил СССР под председательством Маршала Советского Союза Говорова. Обвинение состояло в том, что в 1942-1944 годах они без разрешения Правительства СССР передали Великобритании и США секретные чертежи и описания высотной парашютной торпеды, дистанционной гранаты, нескольких корабельных артиллерийских систем, схемы управления стрельбой, а также большое количество секретных морских карт. Суд чести 15 января признал их виновными и постановил ходатайствовать перед Советом министров СССР о предании виновных суду Военной коллегии Верховного суда СССР.
2 - 3 февраля 1948 года Военная коллегия Верховного суда СССР признала Кузнецова виновным в предъявленных ему обвинениях, но, учитывая его большие заслуги в прошлом, постановила не применять к нему уголовного наказания. Одновременно Военная коллегия постановила ходатайствовать перед Советом Министров о понижении Кузнецова в воинском звании до контр-адмирала. Остальные обвиняемые были осуждены на различные сроки заключения.
С июня 1948 года Кузнецов - заместитель Главнокомандующего войсками Дальнего Востока по военно-морским силам.
С февраля 1950 - командующий 5-м военно-морским флотом на Тихом океане.
В январе 1951 года Кузнецову было присвоено очередное воинское звание - вице-адмирал.
20 июля 1951 года Кузнецов вновь возглавил флот как Военно-морской министр СССР (до 15 марта 1953 года), но звание адмирала флота было возвращено только 13 мая 1953 года - после смерти Сталина и снятия судимости.
В 1953-1955 годах Кузнецов - первый заместитель Министра обороны СССР, Главнокомандующий ВМФ. 3 марта 1955 года в советской системе воинских званий звание адмирал флота было заменено на «Адмирал Флота Советского Союза». Также было установлено ношение особого знака отличия Маршальская звезда при парадной форме. В этот период Кузнецов уделял большое внимание технологическому перевооружению флота,
в частности, развитию авианосцев.
Проектируемый легкий авианосец должен был нести 40 реактивных истребителей, два вертолета, иметь стандартное водоизмещение в 24 000 т и дальность плавания от 5000 миль.
Согласно проекту, авианосец должен был быть оснащен угловой полетной палубой, аэрофинишерами и паровыми катапультами. С лета 1955 года проектирование эскизного проекта поручено ЦКБ-16, главный конструктор К.И. Трошков. Согласно плану судостроения, на 1956-1965 годы (представлен Н.Г. Кузнецовым в марте 1954 года) предполагалось строительство 5 кораблей пр.85 для Северного и Тихоокеанского флотов со сдачей головного корабля ВМФ в 1960 году. После изменения концепции развития ВМФ и снятия Н.Г. Кузнецова с поста Главкома ВМФ решением нового главкома ВМФ С.Г. Горшкова работы по пр.85 полностью прекращены в декабре 1955 года.
Проект легкого авианосца, предложенный Н.Г. Кузнецовым для ВМФ
(источник фотоматериала)
Основные характеристики планировавшегося авианосца: двигательная установка - котлотурбинная ЭУ мощностью 4 х 36000 л.с.; длина - 250 м.; длина по ватерлинии - 235 м.; ширина - 30 м.; ширина по ватерлинии - 23,6 м.; осадка - 8.3 м.; водоизмещение стандартное - 23400 т.; водоизмещение полное - 28400 т.; скорость хода полная - 31.4 уз.; скорость хода экономическая - 18 уз. Вооружение: 8 х 2 х 100 мм универсальных артиллерийских установок; 6 х 4 х 57 мм АУ; 8 х 2 х 25 мм АУ;
Оборудование: две паровых катапульты, аэрофинишеры, два подъемника авиатехники из ангара на летную палубу. Оборудование обеспечения полетов, навигационное оборудование.
Авиакрыло: 40 самолетов (истребители "Тигр" на базе МиГ-19, масса 7000 кг, скорость до 1500 км/ч, дальность до 2000 км), 2 вертолета Ми-1;
К 1955 году у него, по его словам, «сложились явно неприязненные отношения» с Хрущёвым, отношения с министром обороны Г. К. Жуковым были также нетоварищеские. В начале 1955 года Кузнецов перенёс инфаркт и в мае 1955 года обратился к Жукову с просьбой освободить его от должности по состоянию здоровья. Ответа не было, но в июне исполнение обязанностей главкома ВМФ было возложено на С. Г. Горшкова.
8 декабря 1955 года Кузнецов был вновь снят с должности, а с 17 февраля 1956 года понижен в звании до "вице-адмирала" и уволен в запас "без права работы во флоте". Поводом для такого решения стала гибель в Севастополе линкора "Новороссийск", в которой обвинили Кузнецова, несмотря на то, что он в это время находился в отпуске по болезни.
Писал воспоминания. Его первая крупная работа - исследование роли республиканского флота в гражданской войне в Испании в 1936 - 1939 годах в сборнике «Из истории освободительной войны испанского народа» (М.: издательство Наука, 1959) - вышла в свет под псевдонимом «Н. Николаев», но затем Кузнецов добился права публиковаться под своей фамилией. При жизни вышло четыре «официальных» книги мемуаров. Но, как оказалось, Кузнецовым была написана и пятая книга «Крутые повороты», опубликованная через 23 года после его смерти: о войне, о репрессиях, о Сталине, о послевоенной опале; в ней он резко критикует партийное вмешательство в дела армии и утверждает: «государством должен править закон». В отличие от многих других «маршальских» воспоминаний, записки написаны Кузнецовым лично и отличаются хорошим стилем. В официальной истории войны его роль из-за опалы часто затушёвывалась. Кроме книг, написал свыше 100 публикаций в ведущие исторические журналы («Военно-исторический журнал», «Вопросы истории», «Новая и новейшая история», «Нева», характерно, что в журнале Военно-Морского флота «Морской сборник» первая статья Н. Г. Кузнецова была опубликована уже после его смерти, в 1975 году) и в различные сборники.
После отставки Жукова в 1957 году и Хрущёва в 1964 году группа ветеранов ВМФ неоднократно ходатайствовала перед правительством о том, чтобы Кузнецов был восстановлен в звании и устроен в Группу генеральных инспекторов Министерства обороны (что дало бы ему, помимо почётных, и материальные преимущества). Тем не менее все эти инициативы наталкивались на противодействие главкома ВМФ, преемника Кузнецова, Сергея Горшкова.
После выступления нового Генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева в год 20-летия Победы, в котором Кузнецов был назван среди выдающихся военачальников, он стал постепенно входить в общественную жизнь.
Николай Кузнецов скончался 6 декабря 1974 года в Москве и был похоронен на Новодевичьем кладбище.
Даже посмертно Кузнецова не удавалось восстановить в звании, пока Горшков был жив. Лишь 26 июля 1988 года, через несколько месяцев после смерти Горшкова, Кузнецов был восстановлен в звании Адмирала Флота Советского Союза (посмертно).
Николай Кузнецов был членом ЦК КПСС в 1939-1955 годах, депутатом Верховного Совета СССР 1-2-го и 4-го созывов, был удостоен звания Героя Советского Союза, награжден 4 орденами Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденом Красной Звезды, 2 орденами Ушакова 1-й степени и медалями, а также орденами и медалями ряда зарубежных стран.
Именем Николая Кузнецова названы флагман российского ВМФ тяжелый авианесущий крейсер "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов" (по состоянию на 2009 год - единственный в составе ВМФ России в своем классе), Военно-морская академия в Санкт-Петербурге. В 2006 году на здании Главного штаба ВМФ в Москве была открыта мемориальная доска. Его портрет был помещен в галерею флотоводцев Российского государственного морского историко-культурного центра при правительстве Российской Федерации. В его честь названы улицы в Санкт-Петербурге, Архангельске и Котласе.
Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов»
в 2012 году
(источник фотоматериала)
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 1999 года безымянной подводной горе в Тихом океане было присвоено наименование гора Адмирала Кузнецова
В родной деревне Николая Кузнецова Медведки Архангельской области существует мемориальный музей.
В 1997 году был создан общественный Фонд памяти Адмирала Флота Советского Союза Николая Герасимовича Кузнецова.
27 января 2003 года приказом министра обороны Российской Федерации № 25 была учреждена ведомственная медаль Министерства обороны РФ "Адмирал Кузнецов".
советник РАРАН
А. Зыков
советник РАРАН
С. Лавренов