Представитель старинного дворянского рода Давыдовых, русский поэт, яркий представитель «гусарской поэзии», мемуарист, генерал-лейтенант Денис Васильевич Давыдов родился 16 (27 июля) в Москве, в семье бригадира [1] Василия Денисовича Давыдова (1753-804), служившего под командованием А.В. Суворова, и его жены Елены Евдокимовны Щербининой, дед которой, Е.А. Щербинин (1728-1783), был генерал-аншефом [2].
Детство Дениса прошла в военной обстановке, поскольку его отец командовал Полтавским легкоконным полком. Благодаря этому он хорошо выучился верховой езде.
Портрет Дениса Васильевича Давыдова мастерской Дж. Доу.
Военная галерея Зимнего Дворца, Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург)
(источник фотоматериала)
Памятным событием стал приезд в их имение А.В. Суворова. Суворов, оглядев двух сыновей Василия Денисовича, сказал, что Денис «этот удалый, будет военным, я не умру, а он уже три сражения выиграет».
После смерти Екатерины II (1796) и восшествия на престол Павла I, который недолюбливал Суворова, благополучию Давыдовых пришёл конец. Проведённая ревизия Полтавского полка, которым командовал отец, обнаружила недостачу в 100 тыс. руб. Давыдова-старшего уволили и по суду обязали выплатить эту сумму. Пришлось продать имение, но, со временем, выбравшись из долгов, отец купил небольшую подмосковную деревню Бородино близ Можайска, которой вскоре, в 1812 г., предстояло оказаться в центре грандиозного сражения.
Военная карьера Д. Давыдова началась в 1801 г., с поступления на службу в Кавалергардский полк, располагавшегося в Петербурге. Несмотря на низкий рост и невзрачную внешность, Денисова за обаяние, остроумие и скромность полюбили офицеры полка. Позднее в автобиографии он так обрисует себя в это время (ведя речь о себе в третьем лице): «Наконец привязали недоросля нашего к огромному палашу, опустили его в глубокие ботфорты и покрыли святилище поэтического его гения мукою и треугольною шляпою». 28 сентября 1801 года он стал эстандарт-юнкером [3].
Его наставником в полку стал двоюродный брат Александр Каховский, который взялся за восполнение пробелов в образовании Дениса Давыдова. Он составил для Дениса специальную учебную программу, подобрал книги по самым различным отраслям знаний - от военной истории, фортификации и картографии до экономических теорий английских экономистов и словесности.
В сентябре 1802 г. Давыдов был произведён в корнеты, в ноябре 1803 - в поручики. В это же время попробовал себя на литературном поприще, начав писать стихи и басни.
Сатирические стихи, в том числе на первых лиц государства, стали поводом для перевода Дениса из гвардии в Белорусский гусарский полк с дислокацией в Подольской губернии. Там он познакомился поручиком Бурцовым, героем «зачашных песен», в которых он воспевал лихие пирушки, флирт и розыгрыши.
А к тому времени Россия уже активно участвовала в военных действиях против Наполеона, но гусарский полк пока был в стороне.
Решив во что бы то ни стало, попасть на фронт, Давыдов в ноябре 1806 г. проник на квартиру к фельдмаршалу М.Ф. Каменскому, в тот момент главнокомандующему русской армии. Однако смогла помочь ему в этой просьбе Мария Антоновна Нарышкина, фаворитка государя - в начале 1807 г. он был назначен адъютантом к генералу П.И. Багратиону.
Уже с 24 января 1807 г. Денис Давыдов участвовал в боях с французами. В сражении при Прейсиш-Эйлау он находился при Багратионе, на самых опасных и ответственных участках. Один бой, по мнению Багратиона, был выигран только благодаря Давыдову. Денисов в одиночку бросился на отряд французских улан и те, преследуя его, отвлеклись и упустили момент появления русских гусар. За этот бой Денис получил орден Святого Владимира IV степени, бурку от Багратиона и трофейную лошадь.
Храбрость Дениса Давыдова в кампании 1807 г. была отмечена золотым Прейсиш-Эйлауским крестом, орденом святой Анны 2-го класса, золотой саблей с надписью «За храбрость» и прусским орденом «За достоинство».
Зимой 1808 г. Д. Давыдов участвовал в военных действиях на территории Финляндии, а в 1809 г. находился при князе Багратионе, командовавшем войсками в Молдавии, участвовал в боевых операциях против турок.
Наградой за доблесть в этой кампании стали алмазные знаки ордена Святой Анны 2-го класса и чин ротмистра. Начиная с 1810 г. Давыдов начал работать над серией очерков о военных событиях, в которых ему довелось участвовать. Но, как писал Давыдов накануне Отечественной войны, «1812 год стоял уже посреди нас, русских, с своим штыком в крови по дуло, с своим ножом в крови по локоть». И Давыдов испросил разрешения Багратиона «стать в рядах Ахтырского гусарского полка».
По представлению Багратиона, 8 апреля 1812 г., Д.В. Давыдов был произведён в подполковники и назначен командиром 1-го батальона Ахтырского гусарского полка.
Д. В. Давыдов. Художник Карл Гампельн
(источник фотоматериала)
Ахтырские гусары совместно с Харьковским, Черниговским, Киевским и Новороссийским драгунскими полками, а также с Литовским уланским полком входили в состав 4-го кавалерийского корпуса под командованием генерал-майора К.К. Сиверса, воевавшего в арьергарде 2-й Западной армии, которым командовал донской атаман М.И. Платов.
С первых дней Отечественной войны 1812 г. Ахтырский гусарский полк, которым командовал генерал-майор князь Васильчиков, не выходил из боя, прикрывая отход 2-й Западной армии Багратиона.
Вместе с полком Денис Давыдов принял участие в многочисленных столкновениях с неприятелем: у дер. Мир (28 июня), под Романовом (2 июля), Салтановкой (11 июля) и Смоленском, в арьергардных боях у с. Усвяты и у р. Осьма (15 августа).
24 августа Ахтырские гусары отличились в схватке у Колоцкого монастыря, которая переросла в ожесточённый многочасовой бой. «Бой ужасный! - писал Д. В. Давыдов, - Нас обдавало градом пуль и картечей, ядра рыли колонны наши по всем направлениям».
21 августа 1812 г. у деревни Бородино, где вырос Давыдов и где уже разбирали родительский дом на фортификационные укрепления, за пять дней до великого сражения Денис Давыдов предложил Багратиону идею создания собственного партизанского отряда.
Логика была простая: Наполеон надеялся победить Россию за несколько недель - на такое же время было взято в поход и провианта. Если начать захватывать у него обозы, фураж и рушить мосты, то это могло создать для наполеоновской армии огромные проблемы. Разрешение Багратиона о создании летучего партизанского отряда было получено. Вскоре сам Багратион был смертельно ранен в ходе Бородинского сражения.
Первоначально партизанский отряда Д. Давыдова состоял из 50 ахтырских гусар и 80 донских казаков, которых он отбирал лично. Сразу же по завершении боя за Шевардинский редут, отряд Давыдова отделился от действующей армии и отправился в рейд по тылам французской армии.
В последующем отряд стал быстро пополняться за счет добровольцев-крестьян. Отряд громил отставшие регулярные подразделения противника, провиантские и артиллерийские обозы.
Вот как описывал Денис Давыдов в «Дневнике партизанских действий» одно из дел своего отряда: «...На рассвете мы атаковали в виду города неприятельский отряд, прикрывавший транспорт. После стремительной атаки большая часть прикрытия рассыпалась, успех превзошел моё ожидание: 270 рядовых и 6 офицеров сложили оружие, до 100 человек легло на месте. Сей транспорт состоял в новой одежде и обуви на весь 1-й Вестфальский гусарский полк и (по найденной накладной) стоил 17 тысяч франков».
Успехи отряда Давыдова убедили главнокомандующего русской армии М.И. Кутузова в целесообразности развертывания партизанской войны.
Одним из выдающихся подвигов Давыдова за это время было дело под Ляховым, где он вместе с партизанскими отрядами А.Н. Сеславина, А.С. Фигнера и В.В. Орлова-Денисова 28 октября (9 ноября) 1812 года взял в плен двухтысячный отряд генерала Ожеро.
3 ноября отряд Давыдова взял в плен трёх генералов, до 900 солдат, четыре орудия и большой обоз. На другой день снова был отбит значительный обоз и захвачено около 500 солдат и офицеров.
В конце ноября М. И. Кутузов приказал Давыдову занять Гродно «и очистить окрестности оного более через дружелюбные переговоры, нежели посредством оружия». 9 декабря гарнизон Гродно, состоявший из 4 тысяч солдат и офицеров и 30 орудий, оставил город.
Денис Давыдов. Портрет В.П. Лангера
(источник фотоматериала)
24 декабря 1812 г. Денис Давыдов получил повеление соединиться с корпусом генерала Дм. Дохтурова, на этом для него партизанская война закончилась. Наградами за кампанию 1812 года Денису Давыдову стали ордена Св. Владимира 3-й степени и Св. Георгия 4-го класса.
8 марта 1813 г. Д. Давыдов с тремя казачьими полками вышел к стенам Дрездена, разложил огромные костры, чтобы ввести неприятеля в заблуждение, и послал требовать сдачи города. После длинных переговоров французский генерал Дюрют с пятитысячным отрядом согласился очистить весь новый Дрезден и отступить за Эльбу.
Позже Давыдов был назначен командиром Ахтырского гусарского полка. В октябре 1813 г., в ходе «Битвы народов» при Лейпциге Ахтырский гусарский полк, находившийся в составе прусской армии, был брошен в атаку прямо с похода, захватил пять орудий и до 560 пленных.
20 декабря 1813 г. вместе с прусской армией Блюхера ахтырцы под командой полковника Д. В. Давыдова вступили в пределы Франции. Одно за другим следовали столкновения под Бриеном, Ла-Ротьером. За отличие в сражении под Ла-Ротьером, когда под Давыдовым было убито пять лошадей, но он вместе со своими кавалеристами всё же прорвался сквозь гусар бригады Жакино к французской артиллерийской батарее и, изрубив прислугу, решил исход сражения, 20 января 1814 года он был произведён в генерал-майоры.
Денис Давыдов, 1814 год
(источник фотоматериала)
После Отечественной войны 1812 года у Дениса Давыдова начались неприятности. Ему сообщили, что чин генерал-майора ему присвоен по ошибке, и он, по-прежнему, остается полковником с прохождением дальнейшей службы командиром конно-егерской бригады в Орловской губернии. Однако в ситуацию вмешался император Александр I, направивший Д.В. Давыдова командиром гусарского полка и сохранивший за ним генеральский чин.
В свободное от службы время Д.В. Давыдов писал «Дневник партизанских действий 1812 года». Получив длительный отпуск, он приехал в Москву, где в 1815 г. был избран членом закрытого дружеского общества и литературного кружка «Арзамасское общество безвестных людей» («Арзамас»). Вместе с поэтами А.С. Пушкиным и П.А. Вяземским представлял в Москве отделение арзамасского кружка.
В конце 1815 г. Давыдов был назначен членом Военного общества при гвардейском Главном штабе, где выступал с чтением своего военно-теоретического труда «Опыт теории партизанского действия».
С февраля 1818 г. Д.В. Давыдов занимал место начальника штаба сначала в 7-м, а потом в 3-м пехотном корпусе. 17 марта 1820 г. Давыдов был освобождён от должности и определён «состоять по кавалерии», то есть в резерве.
Удалившись от военных дел, Денис Давыдов целиком отдаётся написанию партизанского дневника. В этот период он особенно сближается с А. С. Пушкиным, часто встречается с А.С. Грибоедовым, В.Ф. Одоевским, В.К. Кюхельбекером, композиторами А.А. Алябьевым и А.Н. Верстовским.
В сентябре 1826 г. Давыдов был вновь призван на военную службу - теперь уже для участия в Кавказской войне. Смещение «неблагонадёжного», после восстания декабристов, генерала А.П. Ермолова, начальника Кавказского корпуса, вынуждает его вернуться в Москву. Он не сидел без дела, высказавшись следующим образом по поводу сложившейся ситуации: «...Не позволяют драться, я принялся описывать, как дрались. Я переделываю мой Партизанский опыт. Я думаю, что это сочинение не потонет в лете и бесполезно не будет...»
В это же время Давыдов создает цикл лирических стихотворений о событиях 1812 г.
Что касается ратных дел, то Д.В. Давыдов в последний раз участвовал в военной кампании против польских повстанцев в 1831 г. За взятие Владимира-Волынского и упорный бой у Будзинского леса, где ему пришлось скрестить оружие с польским генералом Каролем Турно, Д.В. Давыдов получил чин генерал-лейтенанта и орден Св. Владимира 2-й степени.
Последние годы жизни Д. В. Давыдов провёл в селе Верхняя Маза Симбирской губернии, принадлежавшем его жене, Софье Николаевне Чирковой. Здесь он продолжал заниматься творчеством, вёл обширную переписку с А.Ф. Воейковым, М.Н. Загоскиным, А.С. Пушкиным и В.А. Жуковским, другими писателями и издателями.
Библиография Д.В. Давыдова огромна. Помимо лирических стихотворений, его перу принадлежат многие прозаические произведения, среди них: «Опыт теории партизанского действия». Москва: в типографии С. Селивановскаго, 1821; «Разбор трех статей, помещенных в Записках Наполеона Денисом Давыдовым». Москва: в типографии Семена Селивановскаго, 1825; «Замечания на некрологию Н. Н. Раевского, изданную при Инвалиде 1829 года, с прибавлением его собственных записок на некоторые события войны 1812 года, в коих он участвовал». Москва: Салаев, 1832; «Записки покойного Дениса Васильевича Давыдова во время поездки его в 1826 г. из Москвы в Тифлис. Санкт-Петербург», 1842; «Письма поэта-партизана Д. В. Давыдова к князю П. А. Вяземскому». Петроград: тип. М-ва зем., 1917 и др.
Он является автором многих статей, наиболее известные из них: «Встреча с великим Суворовым», «Встреча с фельдмаршалом графом Каменским», «Воспоминание о сражении при Прейсиш-Эйлау», «Тильзит в 1807 г.», «Дневники партизанских действий», «Мороз ли истребил французскую армию?» и «Записки о польской кампании 1831 г.» и др. По ценности сообщаемых данных, эти военные воспоминания до сих пор сохраняют значение важных источников для истории войны той эпохи.
Собрания сочинений Давыдова выдержали шесть изданий; из них наибольшей полнотой отличаются трёхтомные издания 1860 и 1893 годов, под редакцией А. О. Круглого (приложение к журналу «Север»).
В последние годы жизни Д.В. Давыдов неоднократно выступал с предложением о перенесении праха П. И. Багратиона из церкви села Симы Владимирской губернии на Бородинское поле. Хлопоты Давыдова увенчались успехом - император Николай I повелел захоронить останки героя у подножия главного памятника Бородинского поля, заложенного на батарее Раевского. Командовать почётным конвоем было поручено генерал-лейтенанту в отставке Давыдову, который не дожил немногим более трёх месяцев до осуществления своей мечты.
22 апреля 1839 г. около 7 часов утра на 55-м году жизни Денис Давыдов скоропостижно скончался от апоплексического удара.
Прах его был перевезён в Москву и погребён на кладбище Новодевичьего монастыря.
Могила Д. В. Давыдова на кладбище Новодевичьего монастыря
(источник фотоматериала)
Память о Д.В. Давыдове многократно увековечена. Ему установлен памятник в г. Пензе.
Бюст Дениса Давыдова в г. Пензе
(источник фотоматериала)
На расположенном на цоколе пьедестала памятника Кутузову (в Москве у панорамы «Бородинская битва») горельефе, отражающем роль партизан в Отечественной войне 1812 г., представлена и фигура Дениса Давыдова.
На расположенном на цоколе пьедестала памятника Кутузову (в Москве у панорамы «Бородинская битва») горельефе, отражающем роль партизан в Отечественной войне 1812 г., представлена и фигура Дениса Давыдова
(источник фотоматериала)
В 1962 г., к 150-летию Отечественной войны 1812 г., снят художественный фильм «Гусарская баллада», где показан командир партизанского отряда Давыда Васильева (Дениса Давыдова). К этой дате были выпущены почтовые марки СССР.
Денису Давыдову посвятили свои стихотворения многие поэты XIX-XX веков. Среди них: Василий Жуковский Давыдов, пламенный боец...»; Пётр Вяземский Партизану-поэту («Анакреон под доломаном...»), 1814; К партизану-поэту («Давыдов, баловень счастливый...»), 1814; К старому гусару, 1832; Денису Васильевичу Давыдову («Икалось ли, тебе...»), 1838; «Так из чужбины отведенной...», 1854; Фёдор Толстой - «Надпись к портрету Давыдова», 1810-е годы; Александр Пушкин. Денису Давыдову («Певец-гусар, ты пел биваки...»), 1821; «Недавно я в часы свободы...», 1822; Д. В. Давыдову. При посылке «Истории Пугачёва», 1836; Евгений Баратынский - «...Не мне...», 1824; Д. В. Давыдову («Пока восторгом я умею...»), 1825; Вильгельм Кюхельбекер «...Софа, в углу - комод...», 1833; Николай Языков - Д. В. Давыдову («Давным-давно люблю я страстно...»), 1833; «Жизни баловень счастливый...», 1835 и др.
В 1980 г. о Денисе Давыдове был снят фильм «Эскадрон гусар летучих» (реж. - Андрей Ростоцкий).
18 сентября 1986 г. в честь Дениса Давыдова астероиду, открытому 8 октября 1969 г. Л.И. Черных в Крымской астрофизической обсерватории, присвоено наименование 3126 Davydov.
Дни Памяти Дениса Давыдова и фестивали систематически проводят в Музее «Бородинское поле», а также члены историко-патриотического объединения «Багратион» на базе московской библиотеки имени Д. В. Давыдова проводят Давыдовские чтения.
К 176-летию со дня рождения Д. В. Давыдова, 16 июля 1960 г., в селе Верхняя Маза Радищевского района Ульяновской области был установлен памятник Д.В. Давыдову.
Во Владивостоке есть улица Дениса Давыдова, в сквере у начала которой установлен его бюст. Улица Дениса Давыдова есть в городах Москве, Можайске, Казани, Новосибирске, Орле, Перми, Подольске (РФ), Белыничах (Белоруссия).
В Уфе бюст Дениса Давыдова установлен во дворе кафедрального соборного храма Рождества Богородицы.
Советник РАРАН
С. Лавренов
1. Бригадир - воинское звание и военный чин в вооружённых силах государства в пехоте или коннице, выше полковника и ниже генерал-майора.
2. Согласно Воинскому уставу Петра I 1716 года, генерал-аншеф - главнокомандующий, равный фельдмаршалу (хотя на практике стоял ниже его), возглавлявший «консилию» генералов. Ниже стоял генерал -фельдмаршал-лейтенант - помощник главнокомандующего, всегда при нём находящийся (это звание в российской армии не прижилось и с 1711 года не присваивалось), которому подчинялись три генерала от родов войск: генерал-фельдцейхмейстер (начальник артиллерии), генерал от кавалерии и генерал от инфантерии (пехоты).
После того как к концу царствования Петра I в Российской армии перестали использовать чины генерала от кавалерии и генерала от инфантерии, чин генерал-аншефа стал обозначать полного генерала, стоявшего рангом ниже фельдмаршала. Во второй половине XVIII века в Табели о рангах чин генерал-аншефа соответствовал 2-му классу.
Уставами 1796-1797 гг. чин генерал-аншеф заменен чинами по родам войск: генерал от инфантерии, генерал от кавалерии, генерал от артиллерии и инженер-генерал.
3. Звание эстандарт-юнкера носило временный характер, после подыскания офицерской вакансии шло производство в первый офицерский чин.