Главный маршал авиации Павел Степанович Кутахов родился 3 (16) августа 1914 г. в семье крестьянина, в селе Малокирсановка Таганрогского округа Области войска Донского (ныне - Матвеево-Курганского района Ростовской области). В раннем возрасте остался без отца, умершего от тифа.
В 1930 г. окончил Фёдоровскую школу-семилетку. Для того, чтобы продолжить образование, приехал в Таганрог, где некоторое время учился в средней школе (ныне - средняя школа №9). Затем поступил в школу фабрично-заводского ученичества, которую окончил в 1933 г. После этого работал слесарем на авиационном заводе №31 им. Димитрова в Таганроге. Тогда же Павел Кутахов поступил на вечерний рабфак при Таганрогском индустриальном институте, который окончил в 1935 г.
Главный маршал авиации Павел Степанович Кутахов
(источник фотоматериала)
В августе 1935 г. по комсомольскому призыву вступил в Красную Армию, был направлен в Сталинградскую военную школу лётчиков, которую окончил в 1938 г.
После окончания школы лётчиков прибыл в истребительный авиационный полк ВВС Ленинградского военного округа, где вскоре был назначен командиром звена истребителей. Сделал несколько вылетов во время Польского похода РККА (сентябрь 1939).
Во время советско-финляндской войны (ноябрь 1939-март 1940) воевал командиром звена в составе 7-го истребительного авиационного полка, совершил 131 боевой вылет на истребителе И-16. В бою в декабре 1939 г. был сбит зенитной артиллерией противника, спустился на парашюте в его тылу, после чего пешком смог добраться до расположения советских войск.
Накануне Великой Отечественной войны проходил службу в должности заместителя командира эскадрильи 7-го истребительного авиаполка, дислоцированного в районе Выборга. Здесь открыл свой победный счёт, сбив 24 июля 1941 г. немецкий самолёт связи «Шторх». В июле 1941 г. переведён в 145-й истребительный авиационный полк на Карельский фронт, где был сначала заместителем командира, затем - командиром эскадрильи. Участвовал в обороне Мурманска, Кандалакши и Кировской железной дороги.
На этом направлении немецкое командование стремилось ударами 5-го воздушного флота вывести из строя Мурманский порт, чтобы не допустить прохода по Баренцеву и Белому морям конвоев союзников и сорвать работу Кировской железной дороги.
П.С. Кутахов обеспечивал авиационное прикрытие союзных караванов транспортных судов, доставляющих грузы в Советский Союз в рамках программы ленд-лиза.
Зимой 1942 г. в воздушном бою сбил новую модификацию немецкого истребителя «Ме-109», что стало ценным приобретением для советских лётчиков, получивших возможность ознакомиться с немецкой конструкцией.
В короткие сроки освоил полёты на американском истребителе «Аэрокобра».
P-39 Airacobra - американский истребитель в годы Второй мировой войны, отличавшийся необычной для своего времени компоновкой (двигатель располагался сзади кабины пилота и был связан с воздушным винтом длинным валом).
(источник фотоматериала)
15 мая 1942 г. четверка советских истребителей, ведомая П.С. Кутаховым, встретила у линии фронта 20 вражеских самолетов Ме-110 и Ме-109. Потеряв три Ме-109 и не сбив ни одного советского самолета, немецкие лётчики были вынуждены отказаться от выполнения боевой задачи.
П.С. Кутахов после боя, на крыле истребителя Bell H-39 Airacobra, 1943 год.
(источник фотоматериала)
За достижения в выполнении боевых задач, мужество и воинское мастерство личного состава 145-й истребительный авиационный полк в апреле 1943 г. был преобразован в 19-й гвардейский истребительный авиационный полк.
Майор П.С. Кутахов. Карельский фронт, 1943
(источник фотоматериала)
За умелое командование эскадрильей, высокое летное мастерство, мужество и отвагу, проявленные в боях, за 7 лично сбитых самолетов противника и 24 - в составе группы в 40 воздушных боях Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1943 г. майору Кутахову Павлу Степановичу было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
В период с июля 1943 г. по сентябрь 1944 г. П.С. Кутахов проходил службу в должности помощника командира, а затем заместителя командира 19-го гвардейского истребительного авиаполка.
В мае 1944 г. гвардии майор Кутахов был назначен командиром 20-го гвардейского истребительного авиационного полка, воевавшего в составе 16-й гвардейской истребительной авиадивизии 7-й воздушной армии на Карельском фронте. Личный состав полка под его командованием совершил 1998 боевых самолето-вылетов, уничтожив 39 самолетов противника. В конце 1944 г. полк в короткие сроки и без летных происшествий освоил новый истребитель Як-9.
Як-9 - советский одномоторный истребитель-бомбардировщик времён Великой Отечественной войны. Являлся самым массовым советским истребителем периода войны
(источник фотоматериала)
В 1944 г. гвардии майор Кутахов за высокое лётное мастерство и подвиги при охране морских северных конвоев был награждён орденом Британской империи 4-го класса.
Всего за годы войны П. С. Кутахов совершил 367 боевых вылетов на истребителях И-16, «Аэрокобра», Як-9, провёл 79 воздушных боёв, в которых сбил 14 самолётов лично и 28 - в составе группы.
После окончания Великой Отечественной войны подполковник П.С. Кутахов до ноября 1948 г. командовал 20-м гвардейским истребительным авиационным полком в Заполярье, затем был направлен на Высшие офицерские лётно-тактические курсы в г. Липецк.
После их окончания с отличием в 1949 г. получил назначение на должность заместителя командира 175-й истребительной авиационной дивизии ВВС Группы советских войск в Германии. С декабря 1950 г. занимал должность командира 145-й истребительной авиадивизии, с ноября 1951 года - заместитель командира, а с декабря 1953 года - командир 71-го истребительного авиационного корпуса 24-й воздушной армии (ГСВГ).
После окончания Высшей военной академии имени К.Е. Ворошилова в 1957 г. получил назначение на должность заместителя командующего по боевой подготовке 30-й воздушной армии в Прибалтийском военном округе, а в октябре 1959 г. - первого заместителя командующего этой армией. В ходе службы освоил полёты на сверхзвуковых истребителях.
С августа 1961 года по июль 1967 года - командующий 48-й воздушной армией Одесского военного округа.
Принятие на вооружение новой авиационной техники потребовало от командования разработки и применения на практике новых тактических приемов ведения воздушного боя и нанесения штурмовых ударов по наземным целям. Лётчики должны были надежно освоить новую тактику ведения воздушного боя, чему П.С. Кутахов уделял постоянное внимание. 48-я воздушная армия по уровню боевой подготовки в течение ряда лет признавалась лучшей в ВВС.
Проходя службу на командных должностях, П.С. Кутахов нередко сам читал лекции по методике летной подготовки и летал в качестве инструктора. Обязательным его требованием было проводить подготовку летчиков в условиях, максимально приближенных к боевым.
В 1966 г. ему в числе первых было присвоено почётное звание «Заслуженный военный лётчик СССР».
В июле 1967 г. генерал-полковника авиации Кутахова назначают первым заместителем главнокомандующего Военно-воздушными силами СССР, а в марте 1969 г. маршал авиации П.С. Кутахов становится главнокомандующим ВВС. В1972 г. ему было присвоено воинское звание «Главный маршал авиации».
На этой высокой должности П. С. Кутахов, в условиях возрастающей угрозы со стороны НАТО, выдвинул и активно проводил в жизнь идею нанесения массированных авиационных ударов в ограниченное время. Большим размахом отличалось учение ВВС, проведенное под его руководством в 1975 г. В нем участвовали две воздушные армии и ВВС Белорусского округа. Советская авиация действовала с аэродромов в ГДР, Чехословакии, Польши и СССР.
Главком постоянно заботился о создании благоприятных условий для жизни и службы летного и инженерно-технического состава: благоустройстве гарнизонов, обеспечении жильем и достойной оплате их труда. В частности, добился того, чтобы комиссованные по здоровью военные лётчики получали пенсии с более высокооплачиваемой последней летной должности, а не с той, с которой они ушли на пенсию.
За время летной работы П.С. Кутахов освоил около 30 типов самолетов, из них: 7 реактивных, в том числе МиГ-21 и его модификации, Су-7б и Як-28. Летал на современных истребителях вплоть до 60-летнего возраста.
Одновременно вел активную общественную деятельность. Являлся депутатом Верховного Совета Украинской ССР 6 и 7 созывов (1963-1971), депутатом Совета Союза Верховного Совета СССР 8-11 созывов (1970-1989) от Азербайджанской ССР, с 1961 г. избирался делегатом на все партийные съезды. С 1971 г. член ЦК КПСС.
В 1983 г. он стал лауреатом Ленинской премии, а за большой вклад в развитие ВВС, повышение их боевой готовности, оснащение современной авиационной техникой и в связи с 70-летием со дня рождения в августе 1984 г. был удостоен второй медали «Золотая Звезда».
Умер 3 декабря 1984 г. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Могила главного маршала авиации П.С. Кутахова
на Новодевичьем кладбище в Москве
(источник фотоматериала)
Награждён дважды медалями «Золотая Звезда» Героя Советского Союза» (1943, 1984), четырьмя орденами Ленина (1943, 1974, 1978, 1984) орденом Октябрьской Революции (1972), пятью орденами Красного Знамени (05. 1942, 07.1942, 1955, 1956, 1968) орденами Кутузова 1-й степени (1981), Александра Невского (1944), Отечественной войны 1-й степени (1943), двумя орденами Красной Звезды (1950, 1954), орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах» 3-й степен (1976), многочисленными боевыми, ведомственными и юбилейными медалями, а также иностранными наградами.
Память о Павле Степановиче Кутахове неоднократно увековечена.
Бронзовые бюсты П.С. Кутахова установлены в селе Малокирсановка и г. Люберцы Московской области. В Москве на доме, в котором жил Главный маршал авиации, и в Таганроге на здании школы, в которой он учился, установлены мемориальные доски.
Имя П.С. Кутахова было присвоено Армавирскому высшему военному авиационному Краснознаменному училищу лётчиков и рыболовецкому траулеру Мурманского морского пароходства.
Советник РАРАН
С. Лавренов