День Воздушного Флота России (ранее известный как День Авиации) - профессиональный праздник всех пилотов воздушного флота, авиаторов, инженерно-технического и диспетчерского состава, бортпроводников и работников авиационной инфраструктуры России. Праздник не имеет фиксированной даты в календаре. В начале 80-х был издан указ, который затем обновили в России, но оставили суть без изменений: праздник отмечается ежегодно в третье воскресенье августа на основании Постановления Президиума Верховного Совета Российской Федерации № 3564-1 от 28 сентября 1992 года «Об установлении праздника День Воздушного Флота России».
(источник фотоматериала)
В этот день традиционно проводятся праздничные мероприятия, посвященные и Дню Военно-воздушных сил России, с показательными выступлениями пилотажных групп, вертолетов и парашютными прыжками.
Дата празднования Дня Воздушного Флота России неоднократно менялась, это связано с достаточно обширной историей становления данного праздника.
В феврале 1885 года на бывшем артиллерийском полигоне на Волковом поле, в окрестностях Санкт-Петербурга (Волкова деревня), была сформирована Воздухоплавательная команда - первое в русской армии регулярное подразделение такого рода - под началом поручика А.М.Кованько.
Для служащих, из-за удаленности парка от города, по проекту военного инженера Н.А.Архангельского была устроена из прежнего барака деревянная церковь с двумя главками и звонницей. Заложение церкви произошло 19 марта, а уже 4 апреля 1899 года она была освящена военным протопресвитером А.А.Желобовским во имя Пророка Божьего Илии. По благословению протопресвитера армии и флота отца Георгия Шавельского Пророк Божий Илия, который почитался и почитается как небесный покровитель авиаторов с первых лет существования авиации в России, стал покровителем воздухоплавания, а затем и авиации в целом. Свой профессиональный праздник первые воздухоплаватели и авиаторы отмечали именно в день этого святого, а именно - 2 августа.
Праздник воздухоплавания в Ильин день
(источник фотоматериала)
Интерес к авиации охватил Россию в начале XX века, когда началось ее практическое развитие. В 1908 году был основан Всероссийский аэроклуб. В 1910 году состоялись первые полеты отечественных самолетов конструкции Александра Кудашева, Игоря Сикорского, Якова Гаккеля. В 1912-1913 годах под руководством Сикорского были построены первые в мире многомоторные самолеты «Русский витязь» и «Илья Муромец». С 1909 года в ряде высших учебных заведений ввели лекции по авиации. В 1910 году началась подготовка российских военных летчиков во Франции, а также в отечественных летных школах. В 1909-1911 годах в России производство самолетов стали осваивать заводы «Дукс» (Москва), «Первое Российское товарищество воздухоплавания С.С.Щетинин и Ко» и Русско-Балтийский вагонный завод (Санкт-Петербург).
Осенью 1911 года император Николай II принял участие в торжествах, посвящённых первой годовщине Севастопольской авиационной школы и первому выпуску офицеров-авиаторов. Это явилось поводом для высочайшего повеления от 5 декабря 1911 года: «Все вопросы по воздухоплаванию в армии сосредоточить в Главном управлении Генерального штаба». Реализация царского распоряжения растянулась на 8 месяцев, и 12 августа 1912 года военный министр, генерал от кавалерии В.А.Сухомлинов подписал приказ № 397 по военному ведомству, в соответствии с которым все вопросы воздухоплавания и авиации передавались в ведение воздухоплавательной части Главного управления Генерального штаба, возглавляемой генерал-майором М.И.Шишкевичем. Эта дата впоследствии была принята как день образования воздушного флота России.
В декабре 1913 года воздухоплавательная часть была ликвидирована, а её функции в части снабжения авиационной техникой были переданы воздухоплавательному отделению Главного военно-технического управления Военного министерства, а в части организации и боевой подготовки - в отдел по устройству и службе войск Генерального штаба.
История Императорского Военно-Воздушного Флота закончилась в 1917 году, но история отечественной авиации продолжалась и уже в декабре 1917 года для надзора за Управлением Воздушного Флота (УВоФлот) создаётся большевистская коллегия, затем УВоФлот переименовывается в Главное управление Рабоче-Крестьянского Воздушного Флота, которое в 1925 году стало Управлением ВВС РККА.
В 1920-1930 годах в молодой Советской республике стремительными темпами развивалось авиастроение, авиационный спорт и военное применение авиации. Популярность авиации среди населения не имела себе равных.
В 1920-х годах были организованы конструкторские бюро, которые возглавляли Андрей Туполев, Николай Поликарпов, Дмитрий Григорович, Константин Калинин. В 1922 году начались полеты на международной авиалинии Москва - Кенигсберг. В феврале 1923 года был учрежден Совет по гражданской авиации, в марте 1923 года - Акционерное общество российского добровольного воздушного флота «Добролет» (в 1932 году переименовано в «Аэрофлот»). В июле 1923 года в России была открыта первая регулярная авиалиния Москва - Нижний Новгород.
В эти годы военная авиация страны пополнилась самолетами отечественной разработки, что позволило исключить из ее парка иностранные воздушные суда. Разработанный Поликарповым многоцелевой самолет У-2 (По-2) сыграл важную роль в укреплении военно-воздушных сил и развитии гражданской авиации Советского Союза. В 1927 году на спортивном самолете, разработанном авиаконструктором Александром Яковлевым, были достигнуты в СССР первые (неофициальные) мировые рекорды.
В 1930-е годы в стране активно расширялась сеть аэроклубов, организовывались новые учебные заведения, конструкторские бюро и научно-исследовательские организации авиационного профиля, вводились в строй новые самолетостроительные и авиамоторные заводы, строились экспериментальные и опытные летательные аппараты. В 1930 году в СССР был построен первый экспериментальный вертолет. Парк пассажирских самолетов постоянно пополнялся новыми машинами, началось крупносерийное производство боевых самолетов, гидросамолетов и других воздушных судов. Состоялись первая арктическая воздушная экспедиция, выдающиеся перелеты экипажей Валерия Чкалова, Михаила Громова, Валентины Гризодубовой, рекордные полеты Владимира Коккинаки, Андрея Юмашева и других авиаторов.
ЦАГИ 1-ЭА - первый советский экспериментальный вертолёт
(источник фотоматериала)
По мере развития авиации росло число машин, демонстрируемых на парадах 1 мая и 7 ноября. Если в 1925 году на Первомай в небе была лишь одна эскадрилья, то в 1928 году их было уже шесть. В первомайском параде 1930 года впервые была продемонстрирована дальняя тактическая авиация - бомбардировщики ТБ-1 Воронежской авиабригады. К 1932 году количество самолетов было увеличено до 300, включая бомбардировщики ТБ-1 и ТБ-3 и официально принят термин «авиапарад».
Начальник ВВС РККА Я.И.Алкснис в ноябре 1932 года внёс на рассмотрение Революционного Военного Совета (высшего военного органа СССР) предложение ВВС об учреждении нового праздника - «Дня авиации», «с целью дальнейшей популяризации гражданской и военной авиации в массах».
Праздник предлагалось проводить ежегодно в августе («наилучшем времени по метеоусловиям, после подготовки в летних лагерях личного состава ВВС») в виде авиационных парадов, с демонстрацией лучших образцов военной и гражданской авиации, пилотируемых лучшими военными и гражданскими лётчиками, а также с участием выдающихся спортсменов авиаторов и парашютистов.
Указанное предложение было рассмотрено в Правительстве и ЦК, после чего 28 апреля 1933 года Совет Народных Комиссаров Союза ССР принял постановление № 859 «О праздновании дня воздушного флота Союза ССР».
По одной из версий выбора даты праздника «Дня воздушного флота CCCP» в 1933 году И.В. Сталин дал задание начальнику Центрального управления единой гидрометеорологической службы СССР профессору А.Ф.Вангенгейму определить дату «Дня Воздушного Флота», по наиболее благоприятным погодным условиям.
Было несколько вариантов, из которых, в том числе и по соображениям набора к этой дате максимальной слетанности личного состава в летних лагерях, «равноудаленности» от других революционных праздников и выбрали третий выходной августа, который выпал на 18 августа по «шестидневке». На вопрос Сталина «А гарантируете?» нужно было отвечать утвердительно. Хорошую погоду 18 августа 1933 года Вангенгейм рассчитал правильно. Так, с 18 августа 1933г. в третий выходной месяца возникла традиция ежегодно проводить празднование Дня Воздушного Флота СССР.
Следует напомнить, что советский календарь 30-х годов несколько отличался от современного.
Официально «шестидневка» была отменена 26 июня 1940 года Указом Президиума Верховного Совета СССР «О переходе на восьмичасовой рабочий день...».
Таким образом с 1933 по 1939 год включительно «День Воздушного Флота СССР» 18 августа всегда был третьим выходным месяца (по «шестидневке»). В праздник авиации предполагалось проведение воздушного парада. А воздушный парад проводили в выходной день, когда возможно присутствие максимального количества зрителей. Отсюда следует логичный вывод: праздник авиации был изначально задуман как «праздник выходного дня».
Дата 18 августа не была связана ни с каким историческим или авиационным событием нашей страны. В этот день никто не умер, как 21 января В.И.Ленин, никто не выходил на «маёвки», как 1 мая, никто никого не «сверг», как 7 ноября... Именно поэтому, День авиации, с 1941 г., «безболезненно» переносили на разные выходные дни, в основном по погодным условиям или по распоряжению руководства страны.
18 августа 1933 г. в День Воздушного Флота СССР на Центральном аэродроме имени М. В. Фрунзе летчики Горошенко, Алексеев, Юрьев и Анисимов, показали искусство высшего пилотажа - сложнейшие виражи, мертвые петли, штопоры и полеты вверх колесами, 62 парашютиста школы ОСОАВИАХИМа совершили с АНТ-14 и АНТ-9 прыжки с высоты 1500 метров. В полете и на земле демонстрировались десятки самолетов, в том числе АИР-5, АИР-6 и АИР-7.
Газета "Красная Звезда" от 18 августа 1933 года
(источник фотоматериала)
В 1934 г. воздушный парад обрел на долгие годы постоянную прописку, став легендарным - Тушинским. Стал формироваться и традиционный сценарий праздника. Обязательными элементами стали: воздушные шары с портретами лидеров партии и правительства, пролет самолетов строем, изображающим слова, в зависимости от пожеланий руководителей страны «ЛЕНИН», «СТАЛИН». В первом отделении Тушинских воздушных парадов свое мастерство демонстрировали летчики и планеристы ОСОАВИАХИМа, показывали свою технику и летчики Гражданского Воздушного Флота. Второе, наиболее яркое, отделение было отдано Военно-воздушным Силам. Безусловно, наиболее ожидаемым был пилотаж знаменитой «Красной пятерки». Но самым масштабным действом была имитация боевых действий.
До начала Великой Отечественной войны советская военная авиация выдержала испытания в боях у озера Хасан и на Карельском перешейке, а также у реки Халхин-Гол на территории Монголии. Советские летчики отважно сражались в небе Испании и Китая. Во время Великой Отечественной войны советская авиация внесла большой вклад в победу над врагом, летчики произвели более трех миллионов боевых самолетовылетов, в ходе которых уничтожили 57 тысяч вражеских самолетов. В этот период авиационная промышленность страны выпустила свыше 125 600 самолетов.
В военные годы с 1941 г. по 1945 г. (кроме 1942 г.) День Воздушного Флота всегда отмечали в третий выходной августа месяца, вне зависимости от даты.
После войны быстрыми темпами стала развиваться реактивная военная авиация, скоростной воздушный транспорт, происходило освоение и расширение практического использования вертолетов. С начала 1950-х годов реактивные самолеты стали использовать и в гражданской авиации, широко развивалось вертолетостроение, в Военно-воздушных силах появились сверхзвуковые самолеты. Продолжала расширяться сеть союзных и местных линий, сооружались новые аэровокзалы и взлетно-посадочные полосы.
С 1946 г. по 1959 г. включительно, День Воздушного Флота СССР всегда отмечали в выходной день июня, июля или августа месяца.
С 1960 г. по 1971 г. включительно День Воздушного Флота СССР стали отмечать строго 18 августа вне зависимости от дня недели, воздушные парады уже не проводили. Однако исключением стал 1961 год, год первого полёта человека в космос, в который День авиации с 18 августа (пятница) перенесли на воскресенье 9 июля и провели воздушный парад на Тушинском аэродроме. Также исключением стал 1967 год, год 50-летия Октябрьской революции, когда День авиации с 18 августа (пятница) перенесли на воскресенье 9 июля и провели воздушный парад в Домодедово.
Традиция проведения воздушных праздников, посвящённых Дню Воздушного Флота СССР, сохранилась на региональном (местном) уровне. Ежегодно воздушные праздники проводились в Жуковском (силами лётчиков-испытателей ЛИИ), в Монино, в Кубинке и других авиационных городах.
Мероприятия, посвящённые Дню Воздушного Флота СССР, открывались торжественными заседаниями, проводимыми накануне праздника, руководителями ВВС Минобороны, Минавиапрома, Министерства гражданской авиации, ДОСААФ. Торжественное заседание в 1955 году состоялось в «Зелёном театре» парка им. Горького в Москве.
30 ноября 1971 г. был принят Указ Президиума Верховного Совета (ПВС) СССР № 2367-VIII «О праздновании Дня Воздушного Флота СССР». ПВС СССР постановил: установить ежегодное празднование Дня Воздушного Флота СССР в третье воскресенье августа. С 1972 года День Воздушного Флота СССР стали отмечать строго в третье воскресенье августа.
Очередным Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 года № 3018-Х «О праздничных и памятных днях» было ещё раз установлено, что День Воздушного Флота СССР отмечается в третье воскресенье августа.
Последнее торжественное заседание, посвящённое Дню Воздушного Флота СССР, состоялось 16 августа 1991 года.
18 августа 1991 года (как и было в 1933 году) закончилась история празднования «Дня Воздушного Флота Союза ССР», но история празднования Дня Авиации продолжилась, но уже, как «День Воздушного Флота РОССИИ».
Успехи, которые имели авиационные парады 1989 г. в Тушино и Жуковском, сподвигли руководство авиации и страны к идее организации регулярной авиакосмической выставки. Первая из них, получившая название «Мосаэрошоу-92» была организована и проведена на территории ЛИИ им. М.М. Громова в Жуковском с 11 по 16 августа 1992 г.
Верховный Совет РФ обратил внимание на праздник «День Воздушного флота» в конце сентября 1992 г. Постановлением Президиума ВС РФ от 28 сентября 1992 г. №3564-1 было установлено - День Воздушного Флота России праздновать ежегодно в третье воскресенье августа.
В 1993 году состоялся первый в России Международный авиационно-космический салон МАКС-1993, местом проведения международных авиационно-космических салонов утвердили территорию ЛИИ им. М.М.Громова в Жуковском. Выставки МАКСа стали регулярно проводиться раз в два года по нечетным годам.
В настоящее время авиация способна решать широкий круг транспортных, хозяйственных и военных задач. Военная авиационная техника РФ удерживает лидирующие позиции в рейтинге всех стран, и не стоит на месте. Стоит отметить не так давно поступивший в серийное производство самолёт Су-57 - российский истребитель пятого поколения, разработанный в рамках программы ПАК ФА (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации). Является первым российским истребителем пятого поколения, и платформой для создания боевых самолётов следующего поколения.
Разработка российского истребителя пятого поколения Су-57 началась в середине 2001 года. В качестве базы использовались советские наработки по истребителю четвёртого поколения Су-27, а также по закрытым проектам истребителей МиГ-1.44 и Су-47 «Беркут».
Первый полёт Су-57 под проектным обозначением Т-50 совершил 29 января 2010 года. В 2013 году началось мелкосерийное производство самолётов на Комсомольском-на-Амуре авиационном заводе имени Ю. А. Гагарина (где проводилась сборка опытных образцов) для испытания вооружений. В 2018 году истребитель Су-57 получил опыт ведения реальных боевых действий в Сирии и подтвердил заявленные высокие характеристики. Летом 2019 года запущено серийное производство истребителя. 25 декабря 2020 года ВКС РФ получили первый серийный истребитель.
Истребитель Су-57.
(источник фотоматериала)
Ключевая особенность Су-57 - сочетание функций ударного самолета и истребителя. Это отражено и в системах вооружений. Истребитель может применять широкую номенклатуру как управляемых, так и неуправляемых средств поражения, в том числе ракеты класса «воздух-воздух» малой, средней и большой дальности, управляемые ракеты класса «воздух-поверхность» различных семейств (Х-31, Х-35, Х-38, Х-58, Х-59), корректируемые авиационные бомбы калибра 250, 500 и 1500 кг (последние - с внешних точек подвески). Максимальная боевая нагрузка самолета - 10 тонн.
Другой существенной особенностью истребителя Су-57 является его малозаметность. Снижение заметности в радиодиапазоне обеспечиваются как формой, поглощающими и отражающими радиоволны материалами в конструкции и покрытии планера самолета, так и средствами РЭБ.
Сегодня воздушный флот является важнейшим фактором экономического развития России, эффективным транспортным средством, обеспечивающим связь не только со всеми регионами и самыми труднодоступными районами страны, но и со всем миром. Он делает возможной мобильность людей, решает важнейшие социальные задачи по снабжению жителей труднодоступных районов продуктами питания, медикаментами и другими предметами первой необходимости, содействует развитию деловой активности, обеспечивает межрегиональные связи. Воздушный флот играет ключевую роль в защите воздушных рубежей России.
Создание авиации и ее эксплуатация - это результат самоотверженной работы людей. Ими создавалась и крепла воздушная мощь России, поднимались в воздух получившие мировое признание уникальные авиационные системы. В День Воздушного Флота отдается дань уважения всем, кто связал свою судьбу с небом - гражданским и военным летчикам, наземному персоналу, создателям крылатых машин и ветеранам авиации.
советник РАРАН
А.Н. Зыков