Александр Александрович Морозов родился 16 (29) октября 1904 г. в г. Бежице (ныне в Бежицком районе г. Брянска). Когда ему шёл десятый год, семья переехала жить в Харьков, где отец Александра устроился работать на местный паровозостроительный завод. Морозов-младший тем временем пошёл в реальное училище.
В 1919 г., после окончания шестого класса общеобразовательной школы, начал работать делопроизводителем на Харьковском паровозостроительном заводе (ХПЗ). Позже работал здесь копировщиком, чертежником и конструктором, участвовал в создании первых гусеничных тракторов «Коммунар».
Александр Александрович Морозов
(источник фотоматериала)
В 1928 г. вступил в РККА, служил в авиабригаде авиационным техником-мотористом. В 1929-1931 гг. учился заочно в Московском механико-электротехническом институте имени М.В. Ломоносова (после реорганизации в 1930 году - Московский автотракторный институт имени М.В. Ломоносова, ныне Московский государственный технический университет «Московский автомеханический институт»).
Входил в группу конструкторов по разработке танка Т-24 и БТ-7. К середине 1930-х гг. было разработано семейство этих машин - танки БТ-2, БТ-5, БТ-7, для которых А.А. Морозов проектировал трансмиссию и ходовую часть.
БТ-7 - лучший в линейке предвоенных быстроходных танков
(источник фотоматериала)
В мае 1934 г. окончил курсы командиров танков.
В середине 1937 г. главным конструктором ХПЗ был назначен М.И. Кошкин, его заместителем - А.А. Морозов.
На раннем этапе проектирования А.А. Морозов вел разработку важнейших агрегатов, узлов и систем танка и вместе с М. И. Кошкиным руководил компоновкой машины в целом - оба вложили в этот прославленный танк все свои знания, талант и энергию.
Танк Т-34 ранних серий выпуска
(источник фотоматериала)
Успешность проекта была предопределена применением новейшего высокоэкономичного дизель-мотора В-2, благодаря которому среднебронированный Т-34 унаследовал от лёгкобронированных БТ высокую удельную мощность (отношение мощности двигателя к боевой массе). При наличии широких гусениц и низкого удельного давления на грунт танк легко двигался по бездорожью. Очень важным оказался высокий модернизационный потенциал конструкции, что позволило эффективно повышать боевые качества танка одновременно с наращиванием его промышленного производства в течение всей войны
В 1940 г. А. А. Морозов, после смерти М.И. Кошкина, назначается главным конструктором Харьковского завода №183 имени Коминтерна, эвакуированного в октябре 1941 г. в г. Нижний Тагил.
С первых же дней работы в новой должности он проявляет себя не только как конструктор, но и как умелый организатор, способный взять на себя ответственность за решение поставленных перед коллективом задач.
С 1942 по 1945 годы основное крупносерийное производство Т-34 было развёрнуто на машиностроительных заводах Урала и Сибири.
В эти годы проявились характерные черты А. А. Морозова: целеустремленность, высокая техническая эрудиция и способность находить решения, казалось бы, неразрешимых проблем.
10 апреля 1942 г. был удостоен Сталинской премии I степени «За разработку конструкции нового типа среднего танка».
А.А. Морозов постоянно совершенствовал основной советский танк Великой Отечественной Войны, и в результате его глубокой модернизации к началу 1944 г. был выпущен средний танк Т-34-85, доказавший свою высокую эффективность. Всего в годы войны несколькими танковыми заводами было выпущено свыше 70 тыс. «тридцатьчетвёрок» разных модификаций.
Александр Морозов / Танки Т-34 выходят на боевой рубеж
(источник фотоматериала)
20 января 1943 г. А.А. Морозову было присвоено звание Героя Социалистического труда «За выдающиеся заслуги в деле организации производства, конструирования и усовершенствования танков и умелое руководством заводом».
Генерал-майор-инженер А.А. Морозов
(источник фотоматериала)
В 1945 г. присвоено воинское звание «генерал-майор-инженер».
В 1946 г. А.А. Морозов был удостоен Сталинской премии I степени «За разработку конструкции нового танка и коренное усовершенствование существующего среднего танка Т-34-85».
В послевоенный период А. А. Морозов приступил к проектированию нового танка с учётом боевого опыта и технических возможностей. Главными требованиями к танку стали усиление огневой мощи, повышение бронезащиты и способность преодолевать водные преграды. Такими танками стали Т-54 и Т-64. Танк Т-64 отличала повышенная манёвренность и комбинированная броня, новая ходовая часть, 700-сильный двигатель. 115-мм пушка была оборудована автоматом заряжания. Это была концептуально новая машина - со скоростью и подвижностью среднего танка, с защитой и огневой мощью тяжёлого. В 1966 г. в серийное производство была запущена его модификация Т-64 А.
Основной боевой танк Т-64
(источник фотоматериала)
В 1948 г. А.А. Морозов был удостоен Сталинской премии II степени «За создание нового танка Т-54».
С ноября 1951 г. - главный конструктор Харьковского Конструкторского бюро (КБ) машиностроения.
В 1967 г. удостоен Ленинской премии.
Александр Александрович Морозов
(источник фотоматериала)
В классическую компоновку танков А.А. Морозовым был внесен принципиально новый вклад. Среди усовершенствований следует отметить следующие: ликвидирован трудоемкий и медленный процесс ручного заряжания пушки, выполнение этой функции возложено на автомат заряжания с рациональным размещением выстрелов в кольцевом конвейере. Автомат заряжания позволил существенно уменьшить бронированный объем за счет исключения из экипажа заряжающего. Была осуществлена надежная противоснарядная (с помощью комбинированной брони) и противорадиационная (с помощью противорадиационного подбоя) защита экипажа. Осуществлена кратчайшая передача мощности от двигателя к ведущему колесу посредством соосной компоновки силовой передачи. Создана легкая ходовая часть с энергоемкой подвеской и катками, с внутренним расположением резины, защищающим её от механических повреждений и огня и др.
В 1974 г. А.А. Морозову вторично присвоено звание Героя Социалистического Труда.
С июня 1976 г. - консультант Харьковского КБ машиностроения и член Научно-технического Совета при Министерстве машиностроения СССР.
Заслуженный машиностроитель УССР.
Депутат Верховного Совета СССР 5-го созыва (1958-1962).
Проживал в г. Харькове.
Умер 14 июня 1979 г. Похоронен на кладбище № 2 в г. Харькове.
Памятник А.А. Морозову на кладбище № 2 в г. Харькове
(источник фотоматериала)
Награждён тремя орденами Ленина (1942, 1943, 1974), орденами Октябрьской революции, Кутузова I степени, Суворова II степени, тремя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды, а также многочисленными ведомственными и юбилейными медалями.
Память о А.А. Морозове неоднократно увековечена. Его имя было присвоено Харьковскому конструкторскому бюро, Харьковскому механическому техникуму; Специальному конструкторскому бюро машиностроения (танковое), улице в г. Харькове в Слободском районе.
Рядом с Брянским машиностроительным заводом был открыт бюст Александра Александровича Морозова.
О знаменитом конструкторе напоминают сотни «тридцатьчетверок» на пьедесталах городов нашей Родины.
Советник РАРАН
С. Лавренов