День народного единства - российский государственный праздник, отмечаемый 4 ноября начиная с 2005 года.
Приурочен к Дню освобождения Москвы силами Второго народного ополчения под водительством Кузьмы Минича Минина и Дмитрия Михайловича Пожарского от польских интервентов (1612).
Исторически этот праздник связан с окончанием Смутного времени в России в XVII веке. Смутное время - период с момента появления самозванца Лжедмитрия I на территории Речи в 1604 г. и до февраля 1613 г., когда на русском престоле воцарился Михаил Фёдорович, первый из династии Романовых. Это было время глубокого, системного кризиса Российского государства, которое оказалось на грани распада. Страну поразили многочисленные бедствия, череда самозванцев, повсеместные насилие, разбой и предательство.
(источник фотоматериала)
Многим современникам казалось, что произошло окончательное разорение Российского государства. Взявшая после свержения Василия Шуйского власть в стране «семибоярщина» во главе с князем Фёдором Мстиславским не нашла ничего лучшего как пустить в Москву польские войска с намерением посадить на русский престол, при выполнении ряда условий, польского королевича Владислава.
В это тяжкое для России время патриарх Гермоген призвал русский народ встать на защиту Отечества и изгнать польских захватчиков не только из Москвы, но и с территории всей страны. Его призыв был подхвачен русскими людьми, сохранившими своё достоинство.
Первое народное ополчение возглавил рязанский воевода Прокопий Ляпунов, однако из-за распрей между дворянами и казаками, он был убит на казачьем круге. Это, а также другие обстоятельства стало причиной поражения антипольского восстания.
В сентябре 1611 г., в критические дни для российской государственности, нижегородский земский староста Кузьма Минин, обратился к горожанам с призывом сформировать новое народное ополчение. На городском сходе он произнес свою знаменитую речь: «Православные люди, похотим помочь Московскому государству, не пожалеем животов наших, да не токмо животов - дворы свои продадим, жен, детей заложим и будем бить челом, чтобы кто-нибудь стал у нас начальником. И какая хвала будет всем нам от Русской земли, что от такого малого города, как наш, произойдет такое великое дело».
Среди горожан развернулось добровольное пожертвование в пользу ополчения. Сам Минин отдал на его нужды не только все свои сбережения, но золотые и серебряные оклады с икон и драгоценности жены.
На пост главного воеводы был приглашен патриотически настроенный, опытный военачальник, князь Дмитрий Михайлович Пожарский.
Под знамена Пожарского и Минина стекались тысячи служилых людей, «даточных людей» из крестьян, представители всех сословий и народов, населявших Российскую державу.
Кузьма Минин и Д. Пожарский
(источник фотоматериала)
22 октября (1 ноября) 1612 г. Второе народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского, который, по преданию держал в руках Казанскую икону Божией Матери, штурмом овладели Китай-городом, вынудив польский гарнизон отступить в Кремль.
26 октября (5 ноября) командование польского гарнизона было вынуждено выпустить из Кремля взятых в заложники московских бояр и других знатных лиц. На следующий день 27 октября (6 ноября) польский гарнизон окончательно капитулировал.
Победа народного ополчения над поляками. Барельеф с памятника Минину и Пожарскому
(источник фотоматериала)
В феврале 1613 года Земский собор, куда вошли представители разных сословий (духовенство, боярство, дворянство, посадские люди, казачество, черносошные крестьяне и др.), избрал новым царем молодого Михаила Фёдоровича Романова (сына будущего патриарха Московского и всея Руси Филарета, двоюродного брата царя Ивана Грозного).
Земский собор 1613 года подвел черту под Смутой, стал торжеством православия и национального единства. Позже на деньги князя Дм. Пожарского на Красной площади был воздвигнут Казанский собор. Святую икону, бывшую в войсках Пожарского при освобождении Москвы, в 1636 году перенесли в новоустроенный храм, где она хранилась почти 300 лет. Сейчас этот святой образ находится в Богоявленском кафедральном соборе Москвы.
В память об освобождении Москвы от иноземных захватчиков указом царя Алексея Михайловича, правившего в 1645-1676 годах, был установлен праздник - День Казанской иконы Божией Матери, находившейся в ополчении и ставшей его символом. Этот православно-государственный праздник Российского государства отмечался 4 ноября (22 октября по старому стилю) вплоть до 1917 года.
В новой, демократической России предложение сделать праздничным день 4 ноября как День народного единства была высказана Межрелигиозным советом России в сентябре 2004 года. Предложение получило поддержку Комитета по труду и социальной политике Государственной Думы Федерального Собрания РФ.
29 сентября 2004 г. Патриарх Московский и всея Руси Алексий публично поддержал эту инициативу, сказав «Этот день напоминает нам, как в 1612 году россияне разных вер и национальностей преодолели разделение, превозмогли грозного недруга и привели страну к стабильному гражданскому миру». 27 декабря 2004 г. Государственная Дума в третьем чтении приняла соответствующий закон.
400 лет восстановлению единства Российского государства, почтовый блок России, 2012.
Изображены: руководители Второго народного ополчения Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский; патриарх Гермоген, духовный лидер сопротивления польской интервенции (слева); женщины, жертвующие свои драгоценности на нужды ополчения; Казанская икона Божией Матери, почитаемая как оказывающая помощь в борьбе против захватчиков; герб Русского царства в 1612-1620 годах; вид Московского кремля в XVII веке.
(источник фотоматериала)
Память о преодолении патриотическими силами России Смутного времени важно для всех россиян как пример героического сплочения наших предков перед угрозой распада страны. Они встали на защиту своего Отечества независимо от национальной, сословной и религиозной принадлежности.
Советник РАРАН
С. Лавренов