В ходе тяжелых оборонительных боев на сталинградском направлении в Ставке ВГК и Генеральном штабе Красной армии проводилась большая работа по планированию и подготовке контрнаступления в целях разгрома вражеской группировки под Сталинградом. В основу плана Сталинградской наступательной операции Красной армии под кодовым названием «Уран» был положен двухсторонний обходный маневр с целью окружения группировки противника.
На направлении главного удара Юго-Западного фронта, игравшего главную роль в операции, наступали 5-я танковая армия (командующий - генерал-лейтенант П.Л. Романенко) и 21-я армия (командующий - генерал-лейтенант И.М. Чистяков). Переход соединений армии от обороны к наступлению потребовал значительных перегруппировок артиллерии в целях создания решительного превосходства над противником на участке прорыва. Запасы материальных средств составляли 2-3 боекомплекта, 2-3 заправки горючего и 9-15 суточных дач продовольствия.
К началу операции командование румыно-немецких войск в полосе 5-й танковой армии успело создать сильную тактическую оборону, которая носила очаговый характер и опиралась на систему опорных пунктов, эшелонированных в глубину. В ходе подготовки к наступлению в полосе 5-й танковой армии шириной 35 км было сосредоточено 2166 орудий, минометов и боевых машин реактивной артиллерии (РА). Распределение артиллерии в 5-й танковой армии обеспечивало сосредоточение ее основных усилий на 10-километровом участке прорыва обороны румыно-немецких войск силами 47-й гвардейской (гвардии полковник Ф.А. Осташенко) и 119-й (полковник И.Я. Кулагин, с 20 ноября 1942 г. - полковник М.М. Данилов) стрелковых дивизий. Было создано почти трехкратное превосходство над артиллерией противника на участке прорыва шириной 10 км - до 1070 орудий, минометов и боевых машин РА, или 107 орудий, минометов и боевых машин РА на 1 км фронта. Кроме того, на направлении главного удара армии в составе ее второго эшелона имелось до 550 орудий и минометов.
Основную массу артиллерии в соединениях армии первого эшелона удалось развернуть на удалении 3-4 км от переднего края обороны противника. Тем самым были созданы условия для успешного решения огневых задач с меньшим расходом боеприпасов несмотря на открытую местность и, следовательно, трудности маскировки. В итоге, основную задачу по взлому обороны противника и сопровождению вводимых в прорыв танковых корпусов артиллерия могла теперь успешно решать без смены огневых позиций. Это представлялось особенно важным при некомплекте средств связи и тяги.
Управление артиллерией в 5-й танковой армии (командующий артиллерией - полковник Б.В. Корольков) и стрелковых дивизиях осуществлялось через командиров артиллерийских групп и их штабы. При этом наблюдательные пункты артиллерии развертывались, как правило, на удалении 1-1,5 км от переднего края обороны противника.
В стрелковых дивизиях создавались только группы поддержки пехоты (ПП) по числу стрелковых полков первого эшелона.
Созданная артиллерийская группировка 5-й танковой армии обеспечивала высокую плотность артиллерии на участках прорыва 47-й гвардейской и 119-й стрелковых дивизий в сочетании с организованным управлением артиллерией. Это позволило создать объективные предпосылки для массирования ее огня в период артиллерийской подготовки. Артиллерийская и авиационная подготовка должна была создать условия для стремительной атаки пехоты и танков и прорыва тактической обороны противника. На огневые налеты по вражеским опорным пунктам отводилось 15 мин и на решение задач методическим огнем в сочетании с беглым огнем - 65 мин.
Ровно в 7.30 19 ноября 1942 г. артиллерия армии начала артиллерийскую подготовку атаки. Начавшийся обильный снегопад и плотный туман исключали вылет авиации и мешали артиллеристам вести наблюдение за полем боя. Поэтому часть задач авиации пришлось возложить на артиллерию.
Первый 5-минутный огневой налет - мощный внезапный огневой удар всей артиллерии 5-й танковой армии, дополненный залповым огнем пехоты и шквальным огнем пулеметов, ошеломил врага, и он понес значительные потери и был деморализован. Затем последовали еще два огневых налета.
Затем в течение 65 мин артиллерия вела огонь на разрушение и уничтожение целей на переднем крае и в глубине по планам командиров стрелковых дивизий. При этом армейская группа ДД через каждые 20 мин проводила 5-минутные огневые налеты по вновь обнаруженным, прежде всего, проявившим себя огнем батареям, резервам и штабам противника.
В 8.50 после 80-минутной артиллерийской подготовки пехота и танки непосредственной поддержки 47-й гвардейской и 119-й стрелковых дивизий, используя результаты огня артиллерии, выдвинулись к переднему краю румынской обороны на 200-300 м перешли в атаку и овладели опорными пунктами на переднем крае обороны противника.
Артиллерия стрелковых дивизий поддерживала атаку последовательным сосредоточением огня. Огонь был достаточно эффективным.
Танковые корпуса, начав в 9.00 выдвижение из исходного района, к 13.00 вышли на линию передовых частей 47-й гвардейской, 119-й и 124-й стрелковых дивизий и вступили в сражение с целью завершить прорыв вражеской обороны и развить успех в глубину.
В докладе в Ставку ВГК о боевой работе артиллерии 19 ноября, подготовленном командующим артиллерией Красной армии генерал-полковником артиллерии Н.Н. Вороновым, отмечалось: «Артиллерия, минометы и реактивные установки выполнили поставленную боевую задачу по обеспечению наступления и прорыва нашей пехотой и танками оборонительного рубежа противника на направлениях главного удара. Результаты огня хорошие. Обработка началась мощным, внезапным для противника огневым налетом всех средств по его переднему краю и глубине. Есть данные, что этот огневой налет нанес противнику большое поражение, так как был проведен в тумане, при плохой видимости».
Таким образом, контрнаступление под Сталинградом явилось новым этапом в массировании артиллерии на участках прорыва. 19 ноября 1942 г. на участке прорыва 5-й танковой армии было сосредоточено до 75% всей артиллерии, что позволяло сосредоточить до 107 и более орудий на 1 км фронта вместо 60-70 в начале 1942 г. Созданная группировка артиллерии в основном отвечала замыслу операции, обеспечивала удобство управления при взломе вражеской обороны и взаимодействие артиллерии с пехотой и танками.
Со времени битвы на Волге за артиллерией упрочилась роль главной огневой ударной силы Красной армии. В ознаменование больших заслуг советской артиллерии в Великой Отечественной войне советское правительство еще до окончания войны, в 1944 г., учредило всенародный праздник - День артиллерии (с 1964 г. - День ракетных войск и артиллерии), который ежегодно отмечается 19 ноября - в день начала разгрома войск противника под Сталинградом.

Группировка и огонь артиллерии 5-й танковой армии на 19 ноября 1942 года

Командующий артиллерией 5-й танковой армии полковник В.Ф.Корольков

Командующий 5-й танковой армией генерал-лейтенант П.Л. Романенко

Мощные артиллерийские и ракетные залпы возвестили о начале контрнаступления Советской Армии