Известно выражение: «На этой фамилии вся Россия держится»... Может быть, конечно, и не вся Россия, но вот оборона нашей страны уж точно во многом держится на этой фамилии. Что такое «Калашников» - это, разумеется, никому объяснять не надо. Легкое стрелковое оружие в мире по традиции часто называют именем его конструктора. Если бы эта традиция распространялась и на ракетно-артиллерийские системы, то весь мир узнал бы очень похожую фамилию «Калачников». Впрочем, разве хватило бы одной этой фамилии на несколько поколений самых различных видов уникального вооружения? Ведь Юрий Николаевич Калачников - по сути, отец ракетных систем залпового огня «Град», «Ураган» и «Смерч», трех модификаций самоходного артиллерийского орудия «Нона», самоходного миномета «Тюльпан», наконец, двух видов еще одного самоходного орудия - пушки «Гиацинт» и т. д.
11 апреля Юрию Николаевичу Калачникову исполнилось бы 90 лет, и большую часть своей жизни он отдал созданию и совершенствованию ракетно-артиллерийских систем вооружения. «Мотовилихинские заводы» - вот та лаборатория, в которой на протяжении почти полувека работала творческая мысль Ю.Н. Калачникова и других конструкторов, воплощаясь в уникальных, даже по международным меркам, изделиях.
А пришел он сюда в далеком 1950 году, вскоре после окончания Ленинградского военно-механического института. Уже с первых шагов на конструкторском поприще Юрий Николаевич зарекомендовал себя работником, который все взвешивал, продумывал, неоднократно проверял. В нем чувствовалась упорная сила, направленная на решение поставленной задачи. И он шел к этому решению, никуда не сворачивая, не отвлекаясь. Проработав несколько лет конструктором, Юрий Николаевич, благодаря своему знанию теории и организаторским способностям, а также набранному опыту практической деятельности, становится в 1955 году начальником конструкторского отдела. В 1963 году он уже заместитель главного конструктора, а спустя еще два года - начальник СКБ и главный конструктор завода.
Здесь в полной мере проявился его огромный творческий потенциал, инженерный и конструкторский талант. Ю.Н. Калачников становится крупным специалистом отрасли, умелым руководителем, отдающим все свои силы и знания делу создания новой специальной техники.
Все эти годы напряженная работа, можно сказать, не прекращалась ни на день.
За 30 лет специальное конструкторское бюро, возглавляемое главным конструктором Ю.Н. Калачниковым, выполнило очень большой объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Более 150 НИР и ОКР были выполнены по артиллерийским системам и реактивным системам залпового огня. Более 20 опытно-конструкторских работ прошли опытную отработку, 12 изделий современной специальной техники были приняты на вооружение Советской армии.
Кроме внедрения в серийное производство разработанных артиллерийских и ракетных систем, проведено освоение и конструкторская отработка более чем 20 серийных изделий. Все опытно-конструкторские и научно-исследовательские работы были выполнены на уровне современных достижений науки и техники.
Однако этот сверхнапряженный рабочий ритм не помешал Юрию Николаевичу одновременно заниматься научно-преподавательской деятельностью в Пермском государственном техническом университете. Ведь главный конструктор Мотовилихи - еще и доктор технических наук, профессор кафедры проектирования и производства автоматических машин. В 1993 году он был избран действительным членом (академиком) Российской академии ракетных и артиллерийских наук (РАРАН). Ю.Н. Калачников - лауреат Государственной и Ленинской премий, является автором 32 изобретений. За большие заслуги перед Родиной Ю.Н. Калачников награжден орденом Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени и медалями.
Все, кто работал вместе с Ю.Н. Калачниковым в разные годы, отмечают его большую работоспособность, высокую требовательность к себе и окружающим, простоту и внимательность в общении. Он всегда пользовался заслуженным авторитетом в коллективе. И главное наследство, которое оставил Юрий Николаевич - это люди и их способность созидать. Коллектив, созданный им, инженерно-конструкторская школа «Мотовилихи», которую он сформировал, продолжают жить и работать на благо России.