Михаил Федорович Балжи (1908-1970) - конструктор тракторов и танков: С-65, С-2, КВ, С-80, ИС-2, ИС-3, ИС-4, АТС-2, Т-10. Автор проекта тяжелого танка «ИС-3». Лауреат Сталинской премии первой степени.
Родился 6(19) августа 1908 г. в с. Боевое (ныне Никольский район Донецкой обл., Украина) в семье переселившегося в Россию грека.
В августе 1923 г. был принят смазчиком на газогенераторную мельницу в с. Ново-Каракуба, профсоюзом в 1925 г. командирован на обучение в Мариуполь.В 1927 г. окончил Мариупольскую профтехшколу.
Работал токарем на Мариупольском, затем Харьковском заводе «Серп и молот».С 1931 по 1935 г. - конструктор Харьковского тракторного завода; одновременно учился в Харьковском механико-машиностроительном институте. С 1935 г.- инженер-конструктор на Челябинском тракторном заводе, участвовал в создании гусеничных тракторов.
С 1937 по 1938 г. руководил группой трансмиссий и шасси в конструкторском бюро. В 1940-1941 гг. - заместитель главного конструктора специального конструкторского бюро 3-го танкового отдела.
В 1941-1943 гг.- старший инженер по новым танкам. С 23 июня 1943 г.- заместитель главного конструктора завода.В годы Великой Отечественной войны в составе конструкторского бюро под руководством Н.Л. Духова и Ж.Я. Котина занимался проектированием и организацией производства танков и самоходных артиллерийских установок.
Идея танка ИС-3 родилась в ходе работ по модернизации ИС-2, но началом послужила мысль Балжи, пришедшая ему во время утреннего бритья, о придании корпусу башни танка формы мыльницы, которую он и принес главному конструктору Духову.
Вот небольшая предыстория.
Труд конструкторов, инженеров, всех работников завода в военные годы был очень напряженным. Скудное питание и большой объем работы изматывали людей. Но в 1944 г. недалеко от Челябинска на р. Миасс (пос. Шершни) кировцы построили летние дачи. В этом году впервые за все время войны Михаилу Федоровичу в августе неожиданно дали отпуск. Настоял Духов. Вытолкал его с завода на целых десять суток. Духову нужны были знания и способности талантливого конструктора как никогда, ведь перед отдыхом он познакомил Балжи с интересной статьей военного инженера полковника Завьялова. Завьялов вместе с сотрудниками Бронетанковой академии изучал характер повреждений наших танков вражескими снарядами. Красной армии нужен был танк, имевший тактико-технические характеристики, существенно превышающие прежние.
В Шершнях Балжи бродил по лесу, плавал, а сам мысленно разрабатывал новый танк, башня у которого будет сферической формы, корпус - сварной, из сильно наклоненных броневых листов, броня- усиленная и одновременно облегченная в местах теоретически безопасных. В конце сентября в кабинете Духова было развешано огромное количество чертежей. Духов одобрил планы Балжи, освободил его от остальной работы и дал в помощь сильных конструкторов: Т.В. Крученых, С.В. Федоренко, В.И. Торотько. Они были заняты только новым танком ИС-3 («Победа»). В последних числах октября 1944 г. первый образец танка вышел из ворот завода.
В 1947-1952 гг.М.Ф. Балжи - главный конструктор специального конструкторского бюро.С 1949 г.- на преподавательской работе в Челябинском политехническом институте, с 1953 г.- заведующий кафедрой гусеничных и колесных машин, в 1965-1970 гг.- декан автотракторного факультета.
Умер Михаил Федорович Балжи 14 сентября 1970 г. Похоронен в Челябинске на Успенском кладбище.
Танк Т-10
Награды и премии: Сталинская премия первой степени (1946) - за создание конструкции танка ИС-1 и коренное усовершенствование существующего танка, орден Отечественной войны I степени (1945), орден Отечественной войны II степени (1944), орден Трудового Красного Знамени (5.08.1944), орден Красной Звезды (1942).