С.В. Ильюшин - один из самых одаренных и разносторонних отечественных авиаконструкторов, один из главных представителей их славной плеяды, сформировавшейся в 30-е годы XX века. Его жизнь вмещает почти всю историю отечественной авиации. Он создатель легендарного штурмовика Ил-2 периода Великой Отечественной войны - самого массового самолета в истории мирового авиастроения, которого противник называл «черная смерть» и который внес существенный вклад в достижение Великой Победы. В инженерной биографии Ильюшина одно из главных мест занимали бомбардировщики - главная ударная сила Военно-Воздушных Сил. Именно самолеты его разработки нанесли первые бомбовые удары по Берлину в грозном 1941 г. Одним из первых Ильюшин перешел к использованию реактивных двигателей для тяжелых самолетов. Огромен вклад возглавляемого им конструкторского коллектива в оснащение Аэрофлота пассажирскими лайнерами, а Военно-Воздушных Сил, МЧС и народного хозяйства - транспортными самолетами. Сергеем Владимировичем, его сподвижниками были впервые в нашей стране разработаны широкофюзеляжные самолеты, к которым относится и президентский «Борт № 1».
С.В. Ильюшин. 1946 г. Из собрания Центрального военно-морского музея
Путь в авиацию Сергея Владимировича Ильюшина оказался непростым. Он родился в деревне Дилялево (ныне Вологодского района Вологодской области) в многодетной семье крестьянина-бедняка Владимира Ивановича Ильюшина и его жены Анны Васильевны. Из 11 их детей выросли девять, Сергей был младшим. Он увлекался чтением и считался по деревенским меркам весьма грамотным. В 15 лет Ильюшин ушел из родной деревни на заработки, работал на фабриках под Костромой, в Иваново-Вознесенске и Петербурге.
В 1910 г. Сергей нанялся землекопом на столичный Коломяжский ипподром, который готовили к проведению первого Всероссийского праздника воздухоплавания. С этого времени у него, как он сам отмечал, появилась любовь к авиации.
В последующие годы Ильюшин находился на заработках в разных регионах России и сменил ряд профессий. После начала Первой мировой войны, осенью 1914 г. его призвали в армию. Он служил в учебной пехотной команде, затем писарем в управлении воинского начальника Вологды. Когда пришел запрос откомандировать солдат для службы в авиации, Сергея Ильюшина по его просьбе перевели в команду Северного района авиации в Петроград на Комендантский аэродром, где он служил мотористом и готовил к полетам самолеты петроградских авиационных заводов. Летом 1917 г. он сдал экзамен на звание пилота-авиатора, пройдя обучение во Всероссийском аэроклубе.
В марте 1918 г. аэродромную команду расформировали. Ильюшин уехал в родную деревню, а затем работал заведующим отделом промышленности Вологодского совета народного хозяйства, налаживая работу лесопилок, паровых мельниц, маслобойных заводов.
В марте 1919 г. Ильюшина призвали в РККА и направили в Красный воздушный флот, где особенно не хватало авиационных специалистов. В качестве авиамеханика он в районе Петрозаводска разобрал вместе с товарищами подбитый белогвардейский самолет английского производства и доставил в Москву. Позже на базе этого самолета был создан первый советский учебный биплан У-1. Затем Сергей Владимирович служил в авиационных формированиях Кавказского фронта, был начальником авиаремонтного поезда, колесившего по фронтам. Для Ильюшина эта работа стала своеобразной начальной школой авиационного конструктора: он досконально изучил аэропланы того времени, особенности их эксплуатации и боевого применения, приобрел организаторские навыки.
В сентябре 1921 г., сдав экзамены, С.В. Ильюшин был зачислен в Институт инженеров Красного воздушного флота (с 1922 г. - Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского). Среди слушателей он выделялся своими организаторскими и конструкторскими способностями. Во время учебы Ильюшин активно работал в кружке планеристов и создал пять оригинальных конструкций, которые участвовали в соревнованиях.
В 1926 г. С.В. Ильюшин окончил академию, и ему присвоили звание военного инженера-механика воздушного флота. До конца 1931 г. он занимал один из важнейших постов в советской авиации - председателя Первой (самолетостроительной) секции Научно-технического комитета ВВС, занимался изучением мирового опыта самолетостроения, разработкой тактико-технических требований к новым самолетам. Под руководством Сергея Владимировича составлялись тактико-технические требования к самолетам Н.Н. Поликарпова, А.Н. Туполева, Д.П. Григоровича. Одновременно в 1930-1931 гг. Ильюшин служил помощником начальника Научно-испытательного института ВВС по научно-технической части.
Между тем Сергей Владимирович стремился начать собственную конструкторскую деятельность в авиационной промышленности. С ноября 1931 г. он возглавлял конструкторское бюро ЦАГИ. Однако решение о создании этого учреждения оказалось нежизнеспособным. По предложению Ильюшина для разработки тяжелых самолетов в январе 1933 г. было организовано Центральное конструкторское бюро (ЦКБ) авиазавода имени В.Р. Менжинского, начальником которого назначили его самого. Одновременно он руководил конструкторской бригадой № 3 ЦКБ, которая в сентябре 1935 г. была преобразована в Опытное конструкторское бюро (ОКБ) авиазавода имени В.Р. Менжинского. При этом С.В. Ильюшин стал Главным конструктором ОКБ, деятельность которого была неразрывно связана с развитием в нашей стране штурмовой, бомбардировочной, пассажирской и транспортной авиации.
Первенцем ОКБ стал бомбардировщик ЦКБ-26, на котором был установлен первый советский мировой авиационный рекорд (подъема груза на высоту). За ним последовали бомбардировщики ДБ-3, ДБ-3ф (Ил-4) и его модификации, нашедшие широкое применение в ВВС Красной Армии и в ВМФ. Но подлинную славу Ильюшину принес «летающий танк» штурмовик Ил-2 (самый массовый в истории мирового самолетостроения, всего выпущено более 36 тыс. машин), дальнейшим развитием которого стал Ил-10, успевший повоевать в Корее.
Первым советским реактивным фронтовым бомбардировщиком, поступившим на вооружение ВВС, стал Ил-28. Он отличался высокими летно-тактическими данными и хорошей технологичностью, пригодной для массового серийного производства.
В самый разгар войны, в 1943 г., ОКБ Ильюшина приступило к разработке пассажирских самолетов, которые для СССР - самой большой страны мира имели особенно важное народнохозяйственное знамение. Первым стал Ил-12, за которым последовали поршневой Ил-14 и турбовинтовой Ил-18 - самая массовая машина Аэрофлота. На базе Ил-18 были созданы противолодочный самолет Ил-38 и самолет радиоэлектронной разведки Ил-20. На внутренние и международные линии вышел трансконтинентальный авиалайнер Ил-62, ставший флагманом Аэрофлота в 1970-х гг.
Ильюшинцы стали пионерами разработки в нашей стране широкофюзеляжных самолетов - аэробусов. За Ил-86 последовали Ил-96, Ил-96М, Ил-96-300. Один из последних находится в эксплуатации и исполняет функции самолета Президента Российской Федерации. Кроме того, в ОКБ Ильюшина разработан современный турбовинтовой пассажирский самолет Ил-114 и был создан ряд опытных и экспериментальных машин.
В 1970-е гг. ОКБ Ильюшина создало первый в СССР турбореактивный транспортный самолет Ил-76. Он стал основной машиной Воздушно-десантных войск, активно используется в операциях МЧС и для транспортировки самых разнообразных грузов.
Летом 1970 г. С.В. Ильюшин из-за болезни сложил с себя обязанности руководителя ОКБ и генерального конструктора, которым он являлся с 1956 г., однако остался членом Научно-технического совета и консультантом. Его преемником стал Генрих Васильевич Новожилов, который сохранил и приумножил славные традиции коллектива ильюшинцев.
С.В. Ильюшин разработал многие принципы и методы проектирования самолетов и создал свой стиль конструирования, свою школу в самолетостроении. Он - единственный в нашей стране лауреат семи Сталинских премий (1941, 1942, 1943, 1946, 1947, 1950, 1952), обладатель Ленинской премии (1960) и Государственной премии (1971). Трижды он был удостоен звания Героя Социалистического Труда (1941, 1957, 1974). Сергея Владимировича избрали академиком АН СССР (1968). В конце жизненного пути Ильюшин имел воинское звание генерал-полковник-инженер. Знаменитый конструктор был награжден 16 отечественными орденами, многими медалями.
Сергей Владимирович Ильюшин скончался 9 февраля 1977 г. и был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Его имя вписано золотыми буквами в историю отечественного самолетостроения и мировой авиации.
Р.Ш. Нехай