Вторая мировая война переросла в противостояние между США и СССР. Наступил век ядерного оружия. Страны-соперники включились в гонку вооружений, стремясь превзойти противника в военных технологиях. Особо остро для СССР вставал вопрос борьбы с авианосными ударными группами. С этой целью в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от июня 1958 г. была организована разработка системы вооружения К-22. Коллектив этого проекта был сформирован в основном из конструкторов и инженеров, участвующих в работах над системой воздух-море «Комета». Головным исполнителем являлось ОКБ в г. Дубна (в последующем машиностроительное конструкторское бюро «Радуга»). Главным конструктором являлся А.Я. Березняк.
Система вооружения предусматривала внедрение ряда прорывных технологий. Особую сложность представлял комплекс наведения. Обнаружение и захват цели осуществлялись при помощи радиолокационной станции, размещенной на подвесе самолета. Точка пуска крылатой ракеты, входящей в состав системы, обеспечивалась определением местоположения носителя, рассчитывая его путь, осуществлялась корректировка по радиолокационным ориентирам и программирование маршрута полета.
После сброса боеголовки, она осуществляла свободное падение, затем включался ее двигатель, и она поднималась вверх, превышая точку пуска. Достигнув нужной высоты, крылатая ракета Х-22 двигалась к цели, осуществляя самонаведение. Она обладала счислителем пути, обеспечивающим наведение снаряда на цель после отстыковки от самолета без радиолокационного контакта. Для этого перед пуском в крылатую ракету передавались координаты объекта поражения. Наведение осуществлялось рулевыми машинами, которые управляли оперением ракеты и газодинамикой. Точность в данном случае была ниже чем при радиолокационном наведении, но это обеспечивало помехоустойчивость от радиоэлектронного подавления.
При подлете к цели боезаряду давалась команда на подрыв. Поражение осуществлялось ядерным боезарядом или фугасно-кумулятивной частью. Кроме морских целей, крылатую ракету предполагалась применять по наземным целям, например, командным пунктам.
Летные испытания системы вооружения К-22 начались в 1965 г. Самолетом-носителем являлся Ту-22 – первый советский бомбардировщик средней дальности.
Осуществить проект в короткие сроки не удалось. В первую очередь в связи с проблемами с аппаратурой управления ракетой. Сложности были настолько серьезными, что даже спустя несколько лет испытаний в декабре 1968 г. самолет ТУ-22К с системой вооружения К-22 был принят на вооружение с условием последующей доработки. Устранение недостатков потребовало более двух лет. Официальной датой принятия на вооружение указанной системы стало 9 февраля 1971 г. В этом же году ее разработчики во главе с А.Я. Березняком были награждены Государственной премией СССР.
В последующем крылатая ракета, входящая в состав системы вооружения, имела несколько модификаций. Совершенствовалась система наведения, изменялась головная часть. Одна из моделей имела противорадиолокационное назначение.
Таким образом разработка системы вооружения К-22, и подобных этому проектов, способствовали обороноспособности государства, гарантировали сохранение стратегической стабильности, приводили к научно-техническому прогрессу.
Советник РАРАН, к.и.н. Кузнецов А.А.
Литература:
1. Крылатая ракета Х-22 (комплекс К-22) // Сайт ИС Ракетная техника https://missilery.info/missile/x22
2. Малафеев В.П. Противоракетная оборона и крылатые ракеты – в одной жизни. М., 2009. С. 54–71, 82–93.
3. Марковский В., Перов К. Авиационные крылья России // Авиация и космонавтика. 2005. № 9. С. 16–17.