Выдающийся советский авиаконструктор Олег Константинович Антонов родился 7 февраля 1906 г. (25 января по старому стилю) в селе Троицкое Московской губернии (ныне Подольского района Московской области), умер 4 апреля 1984 г. и похоронен на Байковом кладбище в Киеве, Украина. О.К. Антонов – Лауреат Государственной премии СССР (1952) и Ленинской премии (1962), Герой Социалистического Труда (1966), награждён тремя орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Отечественной войны 1-й ст., Трудового Красного Знамени, многими медалями; в том числе золотой медалью им. А.Н.Туполева АН СССР за выдающиеся работы в области авиационной науки и техники (1983), доктор технических наук (1960), академик АН УССР (1967), академик АН СССР (1981), депутат Верховного Совета СССР 5-11-го созывов.
Родителями О.К. Антонова были потомственные дворяне Анна Ефимовна и Константин Константинович Антоновы. Семья Антоновых недолго жила в Московской губернии: в 1912 г. она переезжает в Саратов. В Саратове со своими сверстниками Антонов создает «Клуб любителей авиации» и старается выпустить рукописный журнал об авиации.
В 17 лет Олег Константинович создает первый свой планер. Это был учебный аппарат с красивым названием «Голубь». За эту конструкцию юноша получает первую свою грамоту. Антонов становится студентом отделения гидроавиации корабельного факультета Ленинградского политехнического института. Во время учебы молодой конструктор создает множество учебных планеров: ОКА – 3, «Стандарт – 1», «Стандарт – 2», «ОКА – 7», «ОКА – 8», «Город Ленина». В 1930 г. О.А. Антонов заканчивает свое обучение в ВУЗе и его направляют в Москву, где работает конструктором, а с 1931 г. – главным конструктором планёрного завода, где им были созданы планеры «Упар» (учебный паритель), «Рот фронт» и др. С 1938 г. он трудился в КБ А.С. Яковлева, где сконструировал санитарный самолёт короткого взлёта, который успешно прошёл государственные испытания, но запуску его в серийное производство помешала начавшаяся война. С началом Великой Отечественной войны Антонов получает задание от правительства организовать производство многоместного десантно-транспортного планера «А-7», который был разработан Антоновым в 1940 г. Война заставляет завод эвакуироваться и Антонов вместе с заводом переезжает в Тюмень. Там он изготавливает более 500 транспортных планеров, в т. ч. разработанные О.К. Антоновым «А-7», который широко использовался для доставки грузов партизанам. Руководимый Антоновым коллектив проектировал и строил специальные планеры для действующей армии – грузовые, трансп. и десантные. Большим успехом в разработке планеров стал созданный конструктором «крылатый танк». Так называли планер для транспортировки легкого танка.
В 1943 г. О.А. Антонов возвращается в конструкторское бюро и продолжает работу с А.С. Яковлевым, который в свою очередь предлагает Антонову место своего заместителя. Там Олег Константинович помогает Яковлеву в создании истребителя «Як». Но мечта о создании собственного самолета не покидает его. И после войны в 1945 г. Антонов обращается к Яковлеву с просьбой отпустить его для самостоятельной деятельности. Яковлев соглашается, и в октябре 1945 г. О.К. Антонов уезжает в Новосибирск. Там он руководит конструкторским бюро Яковлева на авиационном заводе. 31 мая это бюро преобразовали из филиала в новое конструкторское бюро, а Олег Константинович стал его главным конструктором, продолжая конструировать новые планеры типа «А-9», «А-9бис», «А-10», «А-11» и др.
О.К. Антонов, 1946 г.
О.К. Антонов, 1962 г.
Первым самолётом конструкции Антонова стал одномоторный биплан «Ан-2» (создан в 1947 г., выпускался серийно – построено более 10 тыс. машин), который обслуживал огромное количество пассажиров на местных авиалиниях. В 1955 г. совершил первый полёт созданный в КБ военно-транспортный самолёт «Ан-8» принципиально новой схемы, с большим фюзеляжем и двумя турбовинтовыми двигателями. С постройкой «Ан-8» была решена сложная задача – воздушное десантирование крупногабаритной техники, в т. ч. военной. Затем под руководством О.А. Антонова были разработаны самолёты с турбовинтовыми двигателями для воздушных линий малой и средней протяжённости: пассажирский «Ан-10» и «Ан-24», транспортно-десантные «Ан-12», «Ан-14» и др. их модификации, которые успешно эксплуатировались в военной и гражданской авиации с полевых аэродромов.
В связи с дальними перевозками многих видов боевой техники, войск, а также крупногабаритных грузов в народном хозяйстве возникла необходимость создания особо тяжёлого транспортно-десантного самолёта. В 1964 г. в ОКБ Антонова был создан не знавший себе равных в мировой практике широкофюзеляжный «Ан-22» («Антей»), первый полёт которого состоялся в феврале 1965 г. 26 октября 1967 г. на нём установлено сразу 15 мировых рекордов грузоподъёмности – от 35 до 100 т. Это первый в мире широкофюзеляжный самолет. Уже первые полеты «Антея» подтвердили его новизну и достоинства. Армия страны получила в подарок прекрасный самолет.
В 1980-х гг. под руководством О.К. Антонова на базе «Ан-14» созданы и прошли испытания пассажирский самолёт «Ан-28» для перевозки пассажиров и грузов на коротких местных воздушных линиях на расстояние 600-800 км, транспортный самолёт укороченного взлёта и посадки «Ан-72» и др. В 1985 г. на Международном авиакосмическом салоне в Ле Бурже (под Парижем) был представлен самолёт «Ан-124» («Руслан») с 4 турбореактивными двигателями, способный поднимать до 150 т груза. Его разработка началась под руководством О.К. Антонова, а завершилась под руководством П.В. Балабуева, возглавившего ОКБ с 1984 г. Этот самолет получился удачным, на нем установлено 30 рекордов. 21 декабря 1988 г. с заводского аэродрома ОКБ им. O.K. Антонова поднялся в воздух транспортный самолёт «Ан-225» («Мрия»), способный доставлять грузы до 250 т на расстояние более 4000 км со скоростью 800 км/ч.
Научно-конструкторскую деятельность O.K. Антонов сочетал с подготовкой инженерных кадров в Харьковском авиационном институте и Киевском институте инженеров гражданской авиации.
Имя О.К. Антонова в 1984 году было присвоено ОКБ, где он работал (с 1989 года — Авиационный научно-технический комплекс «Антонов»).
Советник РАРАН В.П. Зимонин
Член-корреспондент РАРАН В.И. Ивкин