Алексей Прошляков родился 18 февраля 1901 г. в селе Голенищево Сапожковского уезда Рязанской губернии (ныне – Чучковского района Рязанской области) в семье рабочего. Его отец, Иван Константинович, работал слесарем-инструментальщиком в паровозном депо станции Бирюлево Рязанско-Уральской железной дороги до последнего дня жизни в 1923 г.
Мать Александра Алексеевна вела домашнее хозяйство, воспитывая четырех сыновей и трех дочерей, умерла в 1925 г.
С 1911 г. по 1916 г. Алексей учился в Бирюлевском двухклассном железнодорожном училище, а затем – в Рязанской Александровской учительской семинарии (ныне школа № 17 г. Рязани). После окончания семинарии он поступил на физико-математический факультет Московского университета. Одновременно, чтобы хоть как-то помочь семье, устроился работать диспетчером транспортного отдела Наркомата продовольствия РСФСР по Московскому железнодорожному узлу (август 1919 г. – февраль 1920 г.). Затем за хорошую работу был переведен в Главное управление по снабжению продовольствием Красной Армии на должность станционного агента (февраль-май 1920 г.). Отдавая все время работе, Алексей Прошляков не смог посещать занятия в университете, к тому же с него сняли бронь, освобождающую от призыва в ряды Красной Армии, которая выдавалась служащим.
17 мая 1920 г. девятнадцатилетнего юношу Варварским военкоматом г. Москвы призвали в ее ряды и направили в 7-го запасный стрелковый полк Московского военного округа (г. Кострома). В июне 1920 г. красноармейца Прошлякова, как имевшего среднее образование, перевели в 1-й запасный стрелковый полк (г. Москва) и направили на курсы. Однако, вместо курсов в июне 1920 г. его перевели в отдельную запасную понтонную роту (г. Тутаев Ярославской области) и зачисли в школу младшего командного состава при этой роте. По окончании школы в октябре 1920 г. получил назначение на должность командира понтонного отделения одного из взводов этой роты. В начале 1921 г. роту передислоцировали в Петроградский военный округ.
С января 1921 г. июнь 1923 г. он и проходил службу в этом округе на различных должностях.
Служба в 4-м отдельном понтонном батальоне впервые на практике позволила познать значимость инженерного обеспечения боевых действий. Будучи командиром взвода, командиром роты и помощником начальника школы младших командиров по политчасти с августа 1923 г. по октябрь 1924 г. и с июня по сентябрь 1925 г. принимал участие в борьбе с басмачеством.
Командир роты. Середина 1920-х годов.
Подразделения батальона выполняли боевые задачи по усилению имевшихся и строительству новых мостов, устройству и содержанию переправ через реки для маневренных действий войск Туркестанского фронта, а также снабжения не только их, но и населения.
В августе 1925 г. Прошлякову разрешили обучение в Московском инженерном училище. Обучение на первом курсе азам инженерного дела не устроило, и он попросил командование изменить программу или перевести его на выпускной курс. Проучившись четыре месяца в училище, он был отчислен по собственному желанию с направлением в свою часть.
В 1927 г. батальон передислоцировали в Московский военный округ (г. Старица Тверской губернии). Туда же в сентябре 1928 г. перевели и Прошлякова и назначили временно исполняющим должность командира этого батальона, а в октябре 1929 г. – помощником командира батальона, который к этому времени передислоцировали в Белорусский военный округ.
Отсутствие военного образования, партийное взыскание (строгий выговор с предупреждением за женитьбу на дочери бывшего мещанина-мясоторговца, снято в 1932 г.), тормозили его продвижение по службе. Требовалось повышение образовательного и профессионального уровней и Алексея Ивановича направили на Курсы усовершенствования командного состава инженерных войск при Ленинградской военно-инженерной школе, которые он окончил в июне 1931 г. После их окончания он вернулся в родной батальон, которым и командовал до марта 1933 г.
Значительную оперативную подготовку он получил в 1933–1938 гг., проходя службу в штабе Белорусского военного округа (с 26 июля 1938 г. – Белорусского особого военного округа). С марта 1933 г. по апрель 1935 г. занимал должность помощника начальника 1-го сектора начальника инженеров округа, затем до января 1938 г. – помощника начальника отдела инженерных войск по боевой подготовке. В эти годы велось строительство Минского укрепрайона, который включал в свою структуру не только ДОТы, но и развитую сеть различных инженерных заграждений, окопов полного профиля, воздушных и подземных линий связи, а также развитую сеть дорог. В планировании и проведении этих мероприятий по линии инженерных войск принимал самое активное участие и А.И. Прошляков.
Командование округа оценило инициативного инженера, убедилось в способности его дальнейшего роста как руководителя и направило в январе 1938 г. на учебу на Академические курсы усовершенствования командного состава при Военно-инженерной академии РККА имени В.В. Куйбышева. По их окончании в августе 1938 г. полковника Прошлякова назначили начальником отдела инженерных войск штаба Бобруйской армейской группы, В ее состав входили части, учреждения и заведения, дислоцирующие на территории Могилевской, Гомельской и Полесской областей, и гарнизоны гг. Пуховичи и Слуцк Минской области.
С сентября 1939 г. он начальник инженерного отдела штаба 4-й армии, созданной на базе этой группы со штабом в г. Кобрин. В составе армии под командованием генерал-лейтенанта В.И. Чуйкова в сентябре 1939 г. принимал участие в походе Красной Армии в Западную Белоруссию.
г. Кобрин. 1940 г.
В последующем руководил работами по инженерному оборудованию западной границы СССР: строительством Брестского укрепрайона и Днепро-Бугского канала. Строительство и оборудование первой полосы узлов обороны Брестского укрепрайона намечалось завершить к концу 1941 г., а вторые полосы обороны – возводить вплоть до 1945 г. К 22 июня 1941 г. возвели около 30% укреплений. Через два дня ожидалось пополнение войск.
Наиболее ярко дарование А.И. Прошлякова как талантливого военного инженера проявилось в годы Великой Отечественной войны. В ее первые недели полковник Прошляков организовал инженерное обеспечение оборонительных действий 4-й армии Западного фронта в приграничных районах, а также под Бобруйском и Гомелем. По воспоминаниям начальника штаба армии полковника Л.М. Сандалова по инициативе А.И. Прошлякова создавались заграждения и завалы на путях продвижения противника, перекапывались дороги, разбирались мосты, что позволило выиграть время для обороны Бобруйска и Могилева. С июля по сентябрь 1941 г. в качестве заместителя начальника инженерного управления Центрального (1-го формирования), а с сентября – Брянского фронтов руководил строительством тыловых оборонительных рубежей, в частности Тульского рубежа обороны. Они сыграли важную роль в срыве планов вермахта по захвату Москвы.
В январе 1942 г. он назначается начальником инженерных войск Южного, а в августе этого же года – Сталинградского, затем – Донского фронтов.
Генерал-майор инженерных войск (с 1.10.1942) Прошляков принимал активное участие в оборонительной (17.7 – 18.11.1942) и наступательной (19.11.1942 – 2.02.1943) операциях Сталинградской битвы.
В ходе оборонительной операции саперы активно вели инженерную разведку, помогая командованию правильно оценивать обстановку и принимать решения. Инженерные войска фронта приспосабливали здания к обороне, принимали участие в строительстве огневых точек, убежищ, блиндажей, в отрывке окопов. Всего за период обороны в Сталинграде было построено около 2500 различных окопов, 200 дзотов, 37 железобетонных и броневых колпаков, около 450 блиндажей и убежищ и приспособлено к обороне 186 зданий. Прошляков также создал различного вида заграждения, прежде всего минно-взрывные, что принудило войска противника снизить темпы наступления, заставило его наступать на невыгодных направлениях и позволило выиграть время для подхода наших главных сил. Инженерные части оборудовали переправы через Волгу, наладили водоснабжение войск.
В период наступательной операции, руководимые им понтонные под-разделения, переправили ударные группы армий, а инженерно-минные батальоны успешно производили разградительные работы по пути движения основных сил фронта.
В ходе боев на Курской дуге начальник инженерных войск Центрального фронта (с 15.02.1943) большое значение придавал борьбе с прорывавшимися танками противника в глубь обороны наших войск путем минирования местности на угрожаемых направлениях силами подвижных отрядов заграждения. Командующий войсками Центрального фронта генерал армии К.К. Рокоссовский отмечал: «В результате упорной, настойчивой работы начальника инженерных войск... инженерные войска фронта уничтожили на минных заграждениях 396 танков и около 4000 солдат противника… На энергию и инициативу этого генерала можно было полностью положиться. Скромный, даже несколько застенчивый, он умел проявить и волю, и непреклонную решимость. Глубокие знания и богатый практический опыт позволяли ему справляться с самыми сложными задачами». Это подтверждает и бывший начальник штаба 48-го танкового корпуса вермахта генерал-лейтенант Ф. Меллентин, он писал: «Ни одного минного поля, ни одного противотанкового района не удалось обнаружить до тех пор, пока не подрывался на мине первый танк или не открывало огонь русское противотанковое оружие».
Еще более высоких результатов, как начальника инженерных войск Белорусского (с 20 октября 1944 г. – 1-го Белорусского) фронтов, он добился в битве за Днепр, в Белорусской, Висло-Одерской операциях.
В них генерал-лейтенант инженерных войск (29.10.1943) А.И. Прошляков (с 26.07.1944 – генерал-полковник инженерных войск) показал себя выдающимся мастером инженерного обеспечения войск в наступательных операциях, проводимых в высоких темпах, на большую глубину с форсированием с ходу многочисленных водных преград.
Начальник инженерных войск 1-го Белорусского фронта. 1944 г.
Во всей широте проявились его талант и богатый боевой опыт в Берлинской операции (1 апреля – 8 мая 1945 г.), завершившейся полным разгромом Германии. Он организовал массирование инженерных сил и средств на главных направлениях наступления войск фронта, создал их оптимальную группировку и ее умелым применением обеспечил успешное выполнение задач инженерного обеспечения в ходе подготовки и ведения операции. Большая часть инженерных войск 1-го Белорусского фронта привлекалась для оборудования водных переправ, преодоления многочисленных баррикад, барьеров, дотов, подземных казематов и крепостей. Под руководством Прошлякова при подготовке к операции в зоне обороны противника было выявлено около 500 км траншей, в системе минных заграждений сделано 300 проходов, разминировано более 6 тыс. км дорог, построено 24 моста.
Один из них был с висячей проезжей частью на стальных канатах грузоподъемностью 12 тонн с 8 пролетами по 50 метров и балочных эстакад по 80 метров с каждого берега. В составе штурмовых групп участвовали 84 инженерные (саперные) роты, т. е. до одной трети всех наличных инженерных сил, находившихся в армиях, которые штурмовали Берлин.
Строительство висячего моста через Одер (слева А.И. Прошляков). Апрель 1944 г.
В ходе штурма столицы рейха саперы фронта захватили 47 мостов, навели 15 паромных переправ, 6 понтонных мостов, построили и восстановили 35 мостов, устроили 1500 проломов в стенах и перекрытиях зданий и около 1 тыс. проходов в баррикадах. Последний подрыв и пролом в стенах саперы сделали в здании рейхстага утром 30 апреля, и в том же день в 14. 25 над ним было водружено Знамя Победы.
Выезжая на самые ответственные участки боевых действий фронта, А.И. Прошляков лично следил за своевременным выполнением инженерных задач. Именно за штурм Берлина 29 мая 1945 г. он и был удостоен звания Героя Советского Союза. Алексей Иванович принимал участие в историческом событии – при подписании Акта о безоговорочной капитуляции германских вооружённых сил в берлинском предместье Карлсхорсте в здании офицерского клуба бывшего военно-инженерного училища, разминированием территории и зданий которого он руководил. Саперы Прошлякова разминировали и дворец Цецилиенхоф, в котором 17 июля – 2 августа 1945 г. состоялась знаменитая Потсдамская конференция, а также всемирно известный парк Сан-Суси в этом городе.
После окончания войны генерал Прошляков до июня 1950 г. возглавлял инженерные войска Группы советских оккупационных войск в Германии.
Первый – в районе Нидершёнхаузен округа Панков (открыт 7 ноября 1949 г.) и второй – с монументом «Воин-освободитель» в берлинском округе Трептов-Кёпеник (открыт 8 мая 1949 г.). При этом для последнего использовался мрамор из стен бывшей имперской канцелярии.
Это были не первые памятники, увековечивающие память павших в боях за Родину, которыми занимался А.И. Прошляков. Так, по инициативе инженерных войск были построены памятники саперам под Понырями после Курской битвы, в Познани, Лодзи, Калише, Праге (предместье Варшавы) и Кюстрине.
Много времени генерала Прошлякова занимали вопросы демилитаризации, которые сводились к уничтожению подрывом всех военных объектов, промышленных предприятий, работавших на войну, а также военных институтов и полигонов. Особая сложность этих работ заключалась в том, что объекты, подлежащие подрыву, как правило, располагались не только в черте города, но и рядом с жилыми и административными зданиями.
Во время службы в Германии ему приходилось заниматься и борьбой со стихийными бедствиями большого масштаба, где также были востребованы его опыт и знания. Так, в 1948 г. он боролся с ледовыми заторами на реках Эльба и Одер и спасал местное население от наводнения.
После учебы (06.1950-07.1951) на Высших академических курсах при Военной академии Генерального штаба Советской Армии его назначили начальником Управления боевой подготовки инженерных войск Советской Армии, а в мае 1952 г. – начальником инженерных войск Советской Армии (с декабря 1960 г. – инженерных войск Министерства обороны СССР). Занимал он эту должность до февраля 1965 г. За это время под его командованием была проведена колоссальная работа по разработке и организации производства новых средств инженерного вооружения с учетом их работы в условиях применения ядерного оружия. В результате инженерные войска получили высокопроизводительные, маневренные машины для инженерного оборудования позиций войск, производства дорожных работ, постройки мостов, устройства и преодоления различных заграждений и препятствий, форсирования водных преград. Испытание новых средств прошло на Тоцких учениях.
Генерал-полковник Прошляков принимал активное участие в строительстве полигона в Капустином Яре Астраханской обл. (ныне – 4-й Государственный Центральный межвидовой полигон МО РФ), Семипалатинском испытательном полигоне и космодроме «Байконур».
Под постоянным контролем генерала А.И. Прошлякова находилась и организационно-штатная структура инженерных войск. Она была приведена в соответствие с изменениями, которые произошли в способах ведения вооруженной борьбы, теоретических взглядах на инженерное обеспечение боевых действий в новых условиях, коренных изменениях технической оснащенности и вооружении инженерных частей и подразделений.
Значительное место в деятельности маршала занимали вопросы подготовки кадров. Военно-инженерная академия им. В.В. Куйбышева по его указанию с учетом опыта прошедшей войны разработала пособия и учебники, которыми в последующем многие годы использовались в инженерных войсках. Благодаря его усилиям 22 июня 1957 г. создано Тюменское военно-инженерное училище (ныне Тюменское высшее военно-инженерное командное училище (ТВВИКУ) им. маршала инженерных войск А.И. Прошлякова).
6 мая 1961 г. плодотворная деятельность А.И. Прошлякова была отмечена присвоением ему воинского звания маршала инженерных войск. Последующие годы его деятельности насыщены участием во многих оперативно-стратегических командно-штабных учениях, как на территории СССР, так и стран-участниц Варшавского Договора, приведением в качестве уполномоченного министра обороны СССР приграничных с Китаем укрепрайонов в боеготовое состояние и ряда других.
С 4 февраля 1965 г. А.И. Прошляков – военный инспектор-советник Группы генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. 53-летний путь армейской службы Алексей Иванович завершил 12 декабря 1973 г. Похоронили его в Москве, на Новодевичьем кладбище. Этот путь был очень трудным и сложным, неудачи сменялись успехами, огорчения – надеждами, однако трудности, как трудности роста, не вселяли паники, так как маяком к их преодолению всегда была одна цель – защита Отечества.
Надгробие на могиле А.И. Прошлякова на Новодевичьем кладбище Москвы.
Родина высоко оценила его заслуги. Маршал инженерных войск А.И. Прошляков удостоен звания Героя Советского Союза (29.05.1945) и награжден орденами: Ленина – трижды (06.04.1945; 30.04.1945; 29.05.1945), Красного Знамени – трижды (14.02.1943; 03.11.1944; 15.11.1950), Кутузова 1-й степени (29.07.1944), Суворова 2-й степени (15.01.1944), Отечественной войны 1-й степени (27.08.1943), Красной Звезды – дважды (23.02.1961, 22.02.1968) и медалями СССР. Он также награжден иностранными орденами: Британской Империи степени Командора (1944), Польши – «Крест Грюнвальда» 3-й степени и «За воинскую доблесть» 2-й степени.
Памятник А.И. Прошлякову в Тюменском ВВИКУ.
Его именем названы Тюменское ВВИКУ (30.04.1974), улица в Москве (9.10.2012) и школа № 17 в Рязани (2005). Установлены мемориальные доски на его родине в селе Голенищево, на здании школы № 17 в Рязани, где он учился, в Москве на доме, в котором он жил, на зданиях Главкомата Сухопутных войск (ныне МО РФ) и Военно-инженерной академии им. В.В. Куйбышева. В 2013 г. открыт памятник в Тюменском ВВИКУ.
Маршал инженерных войск А.И. Прошляков заслуженно относится к плеяде военачальников, при непосредственном участии которых была до-стигнута Победа в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. и проводи-лись коренные преобразования в ВС СССР в послевоенные годы. Его жиз-ненный путь – это пример беззаветного служения Родине и безупречного выполнения воинского долга.
Советник РАРАН
В.С. Хохлов