30 лет своей жизни Я.Н. Федоренко посвятил службе в ВС СССР. От рулевого матроса до маршала бронетанковых войск - таков его нелегкий, но славный ратный путь.
Родился Яков Федоренко 10 (22) октября 1896 г. в слободе Цареборисово Харьковской губернии (ныне село Оскол Изюмского района Харьковской области, Украина) в многодетной семье (5 детей). Его отец работал грузчиком в портах и на переходах Чёрного и Азовского морей, а мать занималась домашним хозяйством. Нужда заставила девятилетнего мальчика после окончания в 1905 г. местной церковно-приходской школы начать трудовую жизнь.
В течение последующих 9 лет он работал пастухом, кучером, батраком по месту жительства, чернорабочим на шахтах Донбасса, солеваром - на Славянском солеваренном заводе, и рулевым-матросом на баржах Черного и Азовского морей.
В мае 1915 г. его призвали на военную службу и направили на Черноморский флот, где он окончил школу рулевых, а затем служил на тральщике № 283 8-го дивизиона кораблей траления мин. В 1917 г. произведён в унтер-офицеры. Во время Февральской революции 1917 г. его избрали председателем судового комитета и в возрасте 20 лет в Одессе приняли в ряды РКП(б). В дни Октябрьской революции командовал ротой Одесского красногвардейского отряда моряков и участвовал в захвате штаба Одесского военного округа. В ноябре 1917 г. добровольно вступил в Красную гвардию и стал командиром роты Одесского красногвардейского отряда моряков. С января 1918 г. - комиссар г. Тирасполя, а с марта 1918 г. - военный комиссар г. Березовск Херсонской губернии. В марте 1918 г. назначен комиссаром штаба 2-й Революционной армии и членом Ревтрибунала (гг. Днепропетровск-Синельниково). С апреля 1918 г. - комиссар для особых поручений Тираспольского отряда. С июля 1918 г. - военком бронепоезда № 4 «Коммунар» 15-й Инзенской революционной (15-й стрелковой) дивизии 1-й армии. В апреле 1919 г. - июне 1920 г. - военный комиссар, помощник командира по политической и строевой частям этого бронепоезда. В июле-августе 1920 г. - командир и военком бронепоезда № 4. С августа 1920 г. - командир 1-й группы бронепоездов 13-й армии Южного фронта, потом с ноября 1920 г. вновь командир бронепоезда № 4. Участвовал в боевых действиях на Восточном фронте против войск чехословацкого корпуса и адмирала А.В. Колчака, на Западном фронте - генерала Н.Н. Юденича и Польши, на Южном фронте - генерала П.Н. Врангеля и Н.И. Махно. Получил два ранения и одну контузию. За успешные боевые действия бронепоезда под Двинском в январе 1920 г. получил орден Красного Знамени.
Два раза привлекался к уголовной ответственности. Первый - в 1919 г. осуждён Нижегородским губернским судом на один год условно за расстрел своего помощника, отказавшего выполнять его приказание и оказавшего сопротивление при аресте. Второй - в ноябре 1921 г. по приговору Реввоентрибунала Харьковского военного округа получил один год принудительных работ за непринятие мер к подчиненным частям, расхищавших соль на Чонгарском полуострове. Наказание не отбывал вследствие постановления Верховного суда об отмене приговора Ревтрибунала, как неправильного и применения амнистии в связи с четырёхлетней годовщиной Октябрьской революции.
В сентябре 1922 г. при реорганизации бронепоезда № 4 и его слияния с бронепоездами № 61 и № 89 назначен командиром и военкомом бронепоезда первого. Командование бронепоездами сочетал с учебой. С апреля 1923 г. учился в Харьковской высшей повторной школе (с июня того же года - высшие повторные курсы старшего комсостава РККА). В октябре 1923 г. продолжил учебу в Высшей артиллерийской школе комсостава (в настоящее время - факультет переподготовки и повышения квалификации им. маршала артиллерии В.И. Казакова Михайловской артиллерийской академии). После её окончания в октябре 1924 г. исполнял должность командира и комиссара дивизиона полевых бронепоездов, с апреля 1925 г. командовал территориальным полком бронепоездов. В ноябре 1925 г. был направлен на Артиллерийские курсы усовершенствования старшего комсостава РККА, по окончании которых в августе 1927 г. получил назначение на должность командира и военкома 2-го полка бронепоездов Белорусского военного округа. С октября 1929 г. по апрель 1930 г. учился на курсах партийно-политической подготовки командиров-единоначальников при Военно-политической академии им. Н.Г. Толмачева и вернулся на прежнюю должность. С этой должности в мае 1931 г. поступил на основной факультет Военной академии им. М.В. Фрунзе. После успешного её окончания в мае 1934 г. по первому разряду был назначен командиром 3-го отдельного танкового полка Московского военного округа, а через год 2 мая - командиром 15-й механизированной бригады Украинского военного округа.
В служебно-партийной характеристике на комбрига Федоренко отмечалось: «...Прибыв в бригаду в момент её формирования, приложил много труда в сколачивание таковой. Под его руководством она росла и крепла, получив вполне удовлетворительную оценку боевой и политической подготовки от наркома обороны тов. Ворошилова в 1936 году. ...Как, командир волевой, энергичный, решительный. Настойчив в выполнении своих решений...».
В эти годы происходит становление его как опытного командира-танкиста. В августе 1937 г. комбриг Федоренко был назначен начальником автобронетанковых войск Киевского (с 26 июля 1938 г. - Киевского Особого) военного округа. Его службу на этой должности была высоко оценена в аттестации, данной в 1938 г. командующим войсками округа командармом 2 ранга С.К. Тимошенко. В ней, в частности, указывалось: «...повседневно и хорошо связан с массами, с партийной и комсомольской организациями... Часто и с большой пользой бывает в подчиненных ему войсках, складах и ремонтных базах, лично проводит там большую работу... Много внимания уделяет состоянию, хранению и ремонту боевой техники и вооружения, материальной обеспеченности подчиненных ему войск и всегда хорошо знает их состояние... В результате чего боеготовность и боевая подготовка танковых частей округа находится на хорошем уровне... Энергичный, мобильный, решительный и с сильной волей командир. Обладает широкой инициативой, самостоятельностью и высоким чувством ответственности, исполнителен, требователен к себе и подчиненным...».
После назначения командарма 1-го ранга С.К. Тимошенко наркомом обороны СССР (7 мая 1940 г.) 7 июня был назначен начальником Автобронетанкового (с 26 июня 1940 г. - Главного) автобронетанкового управления РККА. Одновременно ему присваивается воинское звание генерал-лейтенанта танковых войск.
В предвоенные годы войска начали поступать танки Т-34 и КВ. Он принял все меры к тому, чтобы в скорейшие сроки эти танки запустили в массовое производство. За 1940 г. танковая промышленность произвела всего 115 танков Т-34. Федоренко добился увеличения темпов производства новых машин: за первые шесть месяцев 1941 г. удалось выпустить больше одной тысячи танков Т-34 и около 400 КВ. Это позволило начать формирование танковых и моторизованных дивизий, которые составляли основу механизированных корпусов РККА, ошибочно расформированных в 1939 г.
К концу 1940 г. было создано 9, а в феврале-марте 1941 г. началось формирование еще 20 корпусов. Все важнейшие проблемы строительства нового рода войск решались при активном участии Якова Николаевича. Большую помощь и поддержку он оказывал конструкторам бронетанковой техники и танкостроителям, много труда вложил в оснащение ею армии.
Как известно, война застала бронетанковые и механизированные войска в стадии реорганизации и продолжавшегося перевооружения, завершать которые пришлось уже в ходе кровопролитных сражений с вермахтом и в условиях перебазирования целого ряда предприятий танковой промышленности на восток страны. Там в короткие сроки было организовано массовое производство бронетанковой техники. В решении этой нелегкой задачи непосредственное и активное участие принимал начальник Главного автобронетанкового управления Красной армии и одновременно заместитель наркома обороны СССР (с 20 июля 1941 г. по 20 мая 1943 г.) Я.Н. Федоренко.
В результате в первом полугодии 1942 г. действующая армия получила более 11 тыс. танков, во втором - более 13 тыс., при этом выпуск легких танков неуклонно сокращался, а производство средних возросло почти в два раза. Продолжая наращивать темпы производства, танкостроители в 1943 г. дали действующей армии танк Т-34 с 85-мм пушкой, новый тяжелый танк ИС-1, затем ИС-2. К концу 1944 г. создается новый средний танк Т-44 с 85-мм пушкой, в 1945 г. - тяжелый танк ИС-3. Опыт боевых действий подсказал необходимость расширения производства и создания новых образцов первоклассных самоходно-артиллерийских установок, которые во всевозрастающем количестве стали поставляться фронту. Боевые машины новых образцов на завершающем этапе войны являлись основным вооружением бронетанковых и механизированных войск и составляли 80% всего танкового парка.
Все эти усилия дали возможность не только увеличить число танковых полков и бригад, но и весной 1942 г. приступить к формированию танковых корпусов, а затем и армий. Только за весну и лето 1942 г. были сформированы 4 танковые армии смешанного состава, 21 танковый и 6 механизированных корпусов.
Увеличение производства танков и развертывание бронетанковых и механизированных войск потребовали постоянного роста подготовки кадров. Под руководством Я.Н. Федоренко значительно было расширено количество танковых училищ (с 11 до 28), создана широкая сеть учебных и запасных танковых частей и подразделений, учебных танковых центров, танковых военных лагерей, обеспечивших подготовку в короткие сроки необходимого количества младших специалистов-танкистов. Федоренко лично добился у И.В. Сталина, чтобы танкистов, оставшихся без танков, не переводили в строевые части. Пока налаживалось производство их стали отправлять на заводы, где они помогали осваивать производство и учиться на новой технике. Именно благодаря этой инициативе в августе 1942 г. танки укомплектовывались не только танкистами, но и работниками завода и прямо из цехов уходили в бой, что позволило остановить прорыв немцев к Сталинградскому тракторному заводу. Это во многом также помогло сохранить фонд танкистов.
Я.Н. Федоренко также занимался разработкой принципов использования бронетанковых и механизированных войск. Он принимал участие в разработке проекта приказа НКО № 325 от 16 октября 1942 г. с обобщением боевого опыта применения частей и соединений бронетанковых и механизированных войск в бою и операции в соответствии с их новой организационной структурой. Основные положения приказа сохраняли свою силу вплоть до издания в феврале 1944 г. боевых уставов бронетанковых и механизированных войск Красной армии. Все это позволило танковым и механизированным частям работать четко и слаженно, взаимодействовать с пехотой, кавалерией, артиллерией и авиацией.
Слева направо: начальник штаба 3-го танкового корпуса Баскаков В.Н., командир 3-го танкового корпуса П.А. Ротмистров, комиссар 3-го танкового корпуса Н.В. Шаталов, командующий бронетанковых войск Красной армии Я.Н. Федоренко.
Летом и осенью 1942 г., а также в 1943 г. генерал Федоренко в качестве представителя Ставки ВГК неоднократно выезжал в войска Северо-Западного, Брянского, Воронежского, Сталинградского фронтов для оказания помощи в наиболее целесообразном использовании бронетанковых и механизированных войск в боях и операциях, в организации всестороннего обеспечения их действий. На одном из участков Брянского фронта 30 июня 1942 г. он лично руководил боевыми действиями 4, 17 и 24-го танковых корпусов.
Постановлением ГКО от 7 декабря 1942 г. его назначили командующим бронетанковыми и механизированными войсками, и Федоренко становится первым командующим этими войсками как самостоятельного рода войск. Он все свои силы продолжал отдавать делу дальнейшего повышения их боевой мощи. Постоянно осуществлял контроль за их действиями на фронтах, анализировал отчеты и донесения, живо отзывался на предложения и запросы из войск, поддерживал тесную связь с конструкторами и танкостроителями, добивался постоянного увеличения выпуска боевой техники новых образцов.
За годы войны танковая промышленность СССР выпустила 104,6 тыс. танков и САУ, Германии - 43,4 тыс. План их поставок, утвержденный Ставкой ВГК, пунктуально выполнялся, об этом он вместе с наркомом танковой промышленности СССС В.А. Малышевым докладывал И.В. Сталину. Всего по различным вопросам Я.Н. Федоренко был на приёмах у вождя 149 раз. Для сравнения В.А. Малышев 107 раз, начальник инженерных войск М.П. Воробьев - 25, нарком боеприпасов Б.Л Ванников - 21, нарком вооружения Д.Ф. Устинов - 20 раз.
1 января 1943 г. Я.Н. Федоренко получил воинское звание генерал-полковника, а 21 февраля 1944 г. - маршала бронетанковых войск и стал первым, наряду с П.А. Ротмистровым, советским военачальником, которому присвоили маршала бронетанковых войск.
Таким образом, Я.Н. Федоренко внёс большой вклад в развитие и совершенствование бронетанковых и механизированных войск Красной армии, способов их применения в ходе боевых действий, повышение выпуска танков и их техническое совершенствование исходя из опыта боёв и операций.
9 мая 1945 г. его фотография была размещена в центральных советских газетах под заголовком «Творцы Победы» вместе с 21 фотографией полководцев и военачальников Красной армии.
Яков Николаевич был дважды женат. Первая жена умерла в 1935 г., оставив его с двумя дочерями. Во втором браке имел троих детей (двух дочерей и сына). В годы Великой Отечественной войны (после реэвакуации из Челябинска) в Кубинке в районе танкового полигона вместе с ним проживали его родители и племянница, дочь старшего брата.
Во главе большой семьи.
После Великой Отечественной войны, с апреля 1946 г. он командовал бронетанковыми и механизированными войсками Сухопутных войск. 10 февраля 1946 г. был избран депутатом Верховного Совета СССР 2-го созыва.
Родина высоко оценила его заслуги. Он был награжден орденами: Ленина (четырежды), Суворова и Кутузова 1-й степени, Красного Знамени (дважды) и многими медалями.
В 1946 г. маршал Федоренко перенес инсульт, болел, лечился в Сочи и умер 26 марта 1947 года. Ему шел 49-й год. Похоронен на Новодевичьем кладбище. На его могиле установлен надгробный памятник работы выдающегося советского скульптора Е.В. Вучетича, автора скульптурных композиций «Воин-освободитель» в Трептов-парке в Берлине и «Родина-мать зовет» на Мамаевом кургане в Волгограде.
Надгробный памятник на могиле Я.Н. Федоренко.
Имя маршала Федоренко присвоено улицам в Москве, Харькове и Донецке, 38-му Научно-исследовательскому испытательному ордена Октябрьской революции Краснознамённому институту бронетанковой техники МО РФ в пгт. Кубинка Одинцовского района Московской области и школе № 1125 в районе Западное Дегунино Северного административного округа Москвы.
Рабочий кабинет Я.Н. Федоренко в музее танкистов и танкостроителей в школе № 1125 Москвы.
В этой школе созданы два музея: «Защитник Отечества» и танкистов и танкостроителей. Во втором музее оборудована экспозиция, посвященная жизни и деятельности маршала бронетанковых войск Я.Н. Федоренко, где воссоздан его рабочий кабинет, бережно хранятся документы и личные вещи маршала.
В столице России также установлены мемориальные доски на стене дома, по адресу ул. Серафимовича, дом 2, где он проживал с 1940 по 1947 гг. (Дом правительства или Дом на набережной) и на здании Минобороны России на Фрунзенской набережной, где в эти же годы размещалось Главное автобронетанковое управление Красной армии.
Советские бронетанковые и механизированные войска, возглавляемые Я.Н. Федоренко, внесли достойный вклад в разгром Германии и Японии, вписали немало ярких страниц в боевую летопись ВС СССР, а его имя навечно вписано в историю этого рода войск, как первого их командующего.
Советник РАРАН
к.и.н. В.С. Хохлов