19 января 2023 г. в Красногорском филиале Музея Победы, более известном как Музей антифашистов, был проведен с участием члена РАРАН научно-практический семинар сотрудников Музея во главе с заведующей филиала Светланой Викторовной Любенковой и ветеранов спецпропаганды Вооруженных сил России, посвященный урокам борьбы с фашизмом в годы Второй мировой войны для фашизирующегося Запада и национал-фашистской Украины.
Решение познакомиться с экспонатами этого уникального Музея в канун 80-летия разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве, положившей начало денацификации гитлеровской Германии, было вызвано ситуацией, сложившейся на Украине после 2014 года, и ходом Специальной военной операции в этой бывшей советской республике. Совершая экскурсию по Музею, ветераны увидели массу совпадений между нацистской Германией в пред-и военные годы и отколовшейся от СССР и вставшей на путь национал-фашизма Украиной.
Для проведения семинара была избрана форма дискуссии в ходе экскурсии по богатым экспонатами залам музея, одном из немногих целостно и структурно представляющих историю Второй мировой войны, начиная с ее причин. Особое место в экспозиции занимает тема военного плена и спецпропаганды в годы Великой Отечественной войны. Экскурсовод Маргарита Викторовна Иващенко, демонстрируя артефакты, рассказала об истории гитлеризма: возникновении, развитии национализма и перерастании его в нацизм в Германии. Об одурманивании немцев на фоне состояния униженности немецкого народа как «жертвы» Первой мировой войны, сопровождаемого экономическим кризисом в этой стране, идеями счастливой жизни за счет жизненного пространства, завоеванного у других народов.
До нападения на Советский Союз эти идеи срабатывали. Механизированные колонны гитлеровцев победным маршем шли по соседним странам. Европейцы легко сдавались агрессору, вкладывались в его экономику, воевали на стороне Германии. Объединившись в единый кулак под руководством гитлеровских генералов в 1941 году против СССР, пошли испанские дивизии и французские легионы, армии Венгрия, Италии, Румынии, Финляндии, Хорватии. Брестскую крепость штурмовали австрийцы, Севастополь – румыны и итальянцы. Против нас воевали дивизии СС: албанская «Скандербег», голландская «Норд–Ланд», французская «Шарлемань». Воевали против СССР и швейцарцы, фламандцы, валонцы, датчане... Всего около миллиона солдат стран-союзниц фашистской Германии. Вместе с ними на стороне Вермахта сражались литовская, латышская, эстонская дивизии СС, дивизия СС «Галичина», грузинский, туркестанский легионы: всего более 400 тысяч коллаборационистов, из которых только украинские добровольные помощники вермахта или так называемые «хиви», составляли 250 тысяч. А на Дальнем Востоке реальную угрозу представляла не менее опасная, зверствовавшая с 18 сентября 1931 года на территории Китая и обширных просторах Восточной Азии многомиллионная армия Японии.
Эта многонациональная военная машина рассчитывала на традиционное победное шествие, безусловные разгром советских Вооруженных сил, оккупацию и раздел территории Советского Союза. Осуществив 22 июня 1941 года внезапное нападение на западные границы СССР, она, казалось, достигла своих целей, сломив сопротивление первого эшелона советских войск, окружив Ленинград и подступив к Москве. Однако просчиталась, не учтя мобилизационные возможности и моральный дух советского народа, которые наиболее ярко проявились во втором полугодии 1942 года в крупнейшем сражении в мировой истории на подступах к Сталинграду. В этом, продолжавшемся более полугода, с 17 июля 1942 по 2 февраля 1943 года, сражении участвовало свыше 2 млн солдат и офицеров противника, в том числе тысячи румын, итальянцев, хорват и венгров, воевавших на стороне Вермахта против Красной армии.
Сталинградская битва означала коренной перелом в войне. Она перевернула сознание неудавшихся завоевателей, побудила их пересмотреть взгляды о своем превосходстве и вседозволенности, положила начало процессу денацификации стран-агрессоров. Большим успехом советских войск в этом отношении были капитуляция 6-й армии и пленение 31 января 1943 года ее командующего генерал-фельдмаршала Ф. Паулюса, одного из главных авторов плана «Барбаросса», предусматривавшего «молниеносную войну» против СССР, но полностью признавшего после пленения провал этого плана и выступившего свидетелем на Нюрнбергском процессе.
Под Сталинградом было пленено порядка 300 тысяч вражеских солдат, офицеров и генералов. Для них был экстренно организован лагерь № 108. В высшей степени гуманным была госпитализация здесь оказавшихся в плену 35 тысяч раненых, еще 28 тысяч раненых было отправлено на лечение в другие лагеря.
После первых поражений врага под Сталинградом заработали листовки, звуко- и радиопрограммы, убеждавшие немецких солдат на всем советско-германском фронте в том, что в советском плену они останутся живы и с относительным комфортом скоротают время, оставшееся до конца войны.
Под воздействием Красной армии количество военнопленных в СССР с 1941 года по 1945 год составляло: немцев – 2 389 560 чел., японцев – 639 635, венгров – 513 767, румын – 187 370, австрийцев – 156 682, чехов и словаков – 129 977, поляков – 60 260, итальянцев – 48 957, французов – 23 136, голландцев – 14 729, финнов – 2 377, бельгийцев – 2 010, люксембуржцев – 1 652, датчан – 457, испанцев – 452, норвежцев – 101, шведов – 72. На конец Второй мировой войны в русском плену (исключая немцев) побывало до полутора миллионов европейцев.
К концу Великой Отечественной войны, по словам экскурсовода Маргариты Викторовны Иващенко, в СССР было развернуто порядка 2,5 тыс. лагерей для военнопленных. В Красногорском лагере размещалось около 50 тыс., в том числе 4 тыс. японских солдат и офицеров. Здесь же размещалась Центральная антифашистская школа, обучение в которой до конца войны прошли порядка 4 тыс. военнопленных, ставших убежденными антифашистами. Они готовились и в дальнейшем использовались для подрывной пропагандистской работы среди своих земляков на фронте, разведдеятельности в тылу нацистской Германии и других государств, а также для руководства и восстановления народного хозяйства в своих странах после освобождения.
Участники семинара ведут дискуссию в сохранившем свой первоначальный вид классе Центральной антифашистской школы Красногорского лагеря военнопленных (фото предоставлено дирекцией Красногорского филиала Музея Победы). Из архива В.П. Зимонина
Военнопленные содержались в достаточно приличных для военного времени условиях: спали на двухъярусных кроватях с одеялами и простынями, носили свою военную форму без знаков различия, питались согласно установленной суточной норме, включавшей в том числе 600 грамм ржаного хлеба, 90 грамм разной крупы, 100 грамм рыбы, 30 грамм мяса, 600 грамм картофеля, 170 грамм капусты. Они с полным основанием писали письма на родину и своим сослуживцам, в которых говорилось, что «кратчайший путь на родину – это русский плен»
Там же, в нынешнем здании Красногорского филиала Музея Победы 12 июля 1943 года был создан Национальный комитет «Свободная Германия» – орган политического руководства немецким антифашистским движением, провозгласивший лозунг «За свободную независимую Германию, против Гитлера!» Этот лозунг увлек большую часть здравомыслящего населения Европейского континента. Президентом комитета стал ссыльный немецкий писатель-коммунист Эрих Вайнерт, а его заместителями – лейтенант Генрих Граф фон Айнзидель и майор Карл Хетц.
Для работы с пленными немецкими офицерами и выходцами из военной аристократии 12 декабря 1943 года был учреждён «Союз германских офицеров», который возглавил генерал артиллерии Вальтер фон Зейдлиц-Курцбах. Главной целью Союза была антифашистская пропаганда в германских вооруженных силах. Впоследствии, по мере изменения обстановки на фронте и явного приближения конца войны не в пользу Германии, многие высокопоставленные офицеры Вермахта присоединились к этому Союзу, и самым видным из них был генерал-фельдмаршал Ф. Паулюс. 8 августа 1944 года, в день, когда в Берлине по приказу Гитлера был казнён генерал-фельдмаршал фон Вицлебен, он выступил по радио «Свободная Германия» против фюрера.
Экспозиция, посвященная допросу Ф. Паулюса на Нюрнбергском процессе. Дорос ведет генерал-лейтенант Р. Руденко (фото предоставлено дирекцией Красногорского филиала Музея Победы).
В ходе дискуссии были продемонстрированы и подтверждены на экспонатах роль патриотизма, единства и мужества советского народа и его Вооруженных Сил при активной идеологической работе органов спецпропаганды в подрыве боевого духа солдат и офицеров Вермахта и последующей денацификации Германии, точкой коренного перелома в борьбе с которой стал Сталинград, и важность учета уроков минувшей войны для современности.
Ветераны спецпропагвнды, посетившие Красногорский филиал Музея Победы, заключили, что 1) формы и методы денацификации стран-агрессоров в годы Великой Отечественной войны с учетом специфики специальной военной операции могут и должны быть использованы на Украине; 2) экспозицию Музея следует пополнять тематическими экспонатами с территории проведения спецоперации; 3) крайне важна организация посещения экспозиций Музея максимальным количеством россиян и иностранных гостей, в первую очередь молодежи.
Ветераны передали в дар Музею крупную монографию «Петр Великий и язык моряков России» и электронную версию документального фильма о деятельности органов спецпропаганды в дальних походах кораблей советского ВМФ «Мы полпреды Советского государства» (авторы – капитаны 1 ранга в отставке соответственно: А.В. Яковлев и В.П. Зимонин).
Фото предоставлено дирекцией Красногорского филиала Музея Победы
Фото предоставлено дирекцией Красногорского филиала Музея Победы
Действительный член РАРАН В.В. Изонов,
член-корреспондент РАРАН В.П. Зимонин