7 (19) февраля 2023 г. исполняется 135 лет со дня рождения прославленного советского конструктора, разработчика танков, бронепоездов, береговых и корабельных артиллерийских систем К.К. Сиркену.
Константин Карлович родился 7 (19) февраля 1888 года в Санкт-Петербурге в семье камердинера и прачки.
После окончания трех классов городского общеобразовательного училища работал мастером оптико-механического производства, затем токарем на Адмиралтейском судостроительном заводе, а в конце 1907 г. авторемонтником в гараже фирмы «Бенц».
Параллельно занимался гиревым спортом, неоднократно выступал на спортивных олимпиадах.
Константин Карлович Сиркен Фото взято из доступного источника в Интернете: Военное обозрение: https://topwar.ru/96886-tank-sirkena-proekt-tyazhelogo-tanka-proryva.html
В 1914 г. был призван в императорскую армию. Проходил службу бригадиром по ремонту автотехники в Военно-автомобильной школе. В ноябре 1915 г. получил назначение старшим механиком Броневого отдела школы.
В августе 1917 г. Константин Карлович в качестве войскового техника был переведен в Особый автоброневой отряд, а в октябре того же года направлен в Харьковскую усиленную автомастерскую.
В ноябре 1917 г. переехал в г. Пятихатки (ныне – город в Днепропетровской области Украины), где проживала его семья. Устроился на работу в депо, а в начале 1918 г. был назначен начальником ревштаба Пятихатского района.
Летом 1918 г. Константин Карлович продолжил работу инструктором-организатором в Центральном Совете народного хозяйства, занимался формированием губернской автосекции на Тамбовщине.
В Красную Армию вступил добровольцем в марте 1919 г., служил начальником ремонтной базы бронепоездов 13-й армии Южного фронта, одновременно выполняя функции инспектора бронесил Южного фронта.
С осени 1919 г. на Константина Карловича была возложена задача по руководству постройкой, переоборудованием и ремонтом бронепоездов на Брянском (Бежитском) паровозостроительном заводе.
В ходе работы им была разработана полноповоротная башенная карусельная установка нового типа для бронепоездов типа БП-35 и НКПС-42. При изготовлении и переоборудовании бронепоездов К.К. Сиркен применял двухслойную броню с 25-мм прослойкой из стальной стружки. Таким образом, при ударе во внешний лист бронировки, стружка поглощала энергию взрыва, а проникновению осколков в каземат препятствовал второй слой.
Бронепоезд типа БП-35 Фото взято из доступного источника в Интернете: https://yandex.ru/images/search?pos=8&img_url=http%3A%2F%2Fnaukatehnika.com%2Ffiles%2Fjournal%2Ftehnika-vooruzhenie%2Fbronekatalog%2F13.06.19-sovetskie-tyazhelyie-bronepoezda%2Fimage-
Одновременно на Константина Карловича была возложена задача по решению вопроса о ведении кругового обстрела морскими орудиями железнодорожных транспортов «Красная Москва» и «Красный Петроград» (1921 - 1922 гг.).
В 1923 г. К.К. Сиркен был назначен старшим приёмщиком, затем районным инженером Инспекции артприёмов Главного артиллерийского управления (ГАУ).
Константин Карлович Сиркен Фото взято из доступного источника в Интернете: Наука и техника: https://naukatehnika.com/bronepoezda-krasnyx-7.html
В 1928 г. Константин Карлович получил назначение на должность директора артиллерийского завода №13. В 1930 г., в составе комиссии Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ), был направлен в загранкомандировку в Чехословакию, Германию, Англию, Францию и США с целью изучения танкового производства в этих странах и возможной закупки соответствующих технологий. По возвращению домой К.К. Сиркена назначили главным инженером, а чуть позже – начальником танкового отдела завода «Большевик». В последующем заводское танковое производство было преобразовано в отдельный завод №174, директором которого был назначен К.К. Сиркен.
В мае 1932 г. «За заслуги специального характера» Константин Карлович был награждён орденом Красной Звезды. Награда была вручена за развертывание массового производства танков Т-26. Советский лёгкий танк Т-26
Фото взято из доступного источника в Интернете: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2-26
К.К. Сиркин принимал непосредственное участие в разработке танкетки Т-23, а также лично спроектировал два варианта 37-мм САУ на шасси танкетки Т-27.
В 1932 г. Константин Карлович был назначен первым заместителем председателя треста «Спецмашиностроение», где отвечал за техническую часть производства, а через год – районным инженером автобронетанковых войск при Управлении бронетанковыми заводами г. Ленинграда. Здесь он работал над оборудованием подводного вождения танков Т-26ПХ.
После увольнения из армии продолжил работать на заводе «Большевик» в должности начальника внешнего монтажа и начальника цеха №46. Курировал монтажные работы по сборке впервые изготовленных в СССР крейсерских башен и модернизации башенных установок береговой обороны на Балтийском, Черноморском и Тихоокеанском флотах.
В начале 1942 г. был откомандирован в Комсомольск-на-Амуре на завод №199, где в должности заместителя главного инженера по морскому вооружению и освоению новых видов вооружения занимался организацией сборки и монтажа башен, командно-дальномерных постов на крейсерах «Калинин» и «Каганович», за что был награжден вторым орденом Красной Звезды.
Указ Президиума Верховного Совета о награждении орденом Красной Звезды К.К. Сиркена, №83, 1944 г. Фото взято из доступного источника в Интернете: Память народа: https://pamyat-naroda.ru/heroes/podvig-chelovek_nagrazhdenie1560703396/
После окончания Великой Отечественной войны, с августа 1945 г. К.К. Сиркин продолжил работу главным инженером по спецпроизводству Старокраматорского машиностроительного завода (СКМЗ), где занимался производством морских башенных установок.
В 1951 г. за усовершенствование методов их производства ему была присуждена Сталинская премия (в 1966 г. Сталинская премия была приравнена к Государственной премии СССР).
В 1956 г. Константин Карлович вышел на пенсию. Скончался 6 ноября 1963 г.
На доме в г. Краматорске, где в 1959-1963 гг. жил К.К. Сиркен, установлена мемориальная доска.
Мемориальная доска в память о К.К. Сиркене, г. Краматорск Фото взято из доступного источника в Интернете: https://ru.wikipedia.org/wiki/Сиркен,_Константин_Карлович
Советник РАРАН
С. Лавренов