13 мая 1783 года эскадра из пяти фрегатов и восьми других судов Азовской флотилии под командованием вице-адмирала Федота Алексеевича Клокачева, прибыла в Ахтиарскую бухту. С этого времени морские силы на юге России стали именоваться Черноморским флотом.
Создание флота на Черном море было стратегически необходимо, ведь доступ к нему обеспечивает возможность переброски сил в Восточное Средиземноморье, на север Среднего Востока, в Закавказье и в континентальную Европу. Кроме того, Черное море – уникальная торговая артерия, открывающая для Российской империи выход в Средиземное море.
Ф.А. Клокачёв – первый главный командир Черноморского флота, один из создателей Черноморского флота и города Севастополя. Источник фотоматериала: https://flot.com/history/personalities/klockachev.htm
Формально же Черноморский флот был создан указом императрицы Екатерины II от 24 августа 1785 года. Документом был утверждён корабельный состав флота: два 80-пушечных и десять 66-пушечных линейных кораблей, восемь 50-пушечных, шесть 32-пушечных и шесть 22-пушечных фрегатов, пять 12-пушечных судов и восемь транспортов. Личный состав флота был утверждён в количестве 13 504 человека. Командующим флотом был назначен его основатель — генерал-фельдмаршал князь Г.А. Потёмкин. Указом было создано Черноморское адмиралтейское правление. Россия теперь уже насовсем закрепилась на Чёрном море.
Ахтиарская бухта стала основным пунктом базирования кораблей флота. 3 июня 1783 г. в торжественной обстановке были заложены первые четыре здания будущего города и порта. Первоначально он назывался Ахтиар (Белый утес), а затем в соответствии с указом Екатерины II от 10 февраля 1784 г. был назван Севастополем («Достойный город»).
Ахтиарская бухта в Севастополе. Источник фотоматериала: https://syringa147.livejournal.com/51778.html
В 1787 г. году Черноморский флот прошел боевое крещение в новой Русско-турецкой войне, в котором новый флот нанес флоту противника крупные поражения, несмотря на его существенное численное превосходство.
За время своего существования Черноморский флот пережил большое число сражений.
В 1788 году «молодой» флот сумел победить турецкую флотилию в битвах в днепровском Лимане, а затем у Фиониси. В 1790 году черноморские моряки проявили себя в боях в Керченском проливе и у мыса Тендра, а в 1791 году – у мыса Калиакрия.
Чесменское сражение (1770 год). Источник фотоматериала: https://crimea.ria.ru/20200707/Velikaya-bitva-russkogo-flota-250-let-Chesmenskomu-srazheniyu-1118476163.html
В первой половине XIX века Черноморский флот принимал активное участие в морских сражениях с Францией (Средиземноморский поход Ф.Ушакова в 1798-1800 гг.) и Турцией (во время войн 1806-1812 и 1828-1829 гг.).
На 1830 — начало 1850-х годов пришелся расцвет Черноморского флота. В это время он считался лучшим в мире парусным флотом.
Сложным испытанием для молодого флота стала Крымская война (1853-1856 гг.). Начало войны было удачным для черноморских флотоводцев и моряков. В ноябре 1853 года русская эскадра, возглавляемая вице-адмиралом П.С. Нахимовым, в ходе Синопского сражения разгромила турецкую эскадру. А затем в войну вступили Британия и Франция. Эти страны направили в акваторию Черного моря свои пароходные суда, которые превосходили черноморский парусный флот по многим техническим характеристикам.
Во время героической Севастопольской обороны большинство кораблей Черноморского флота было затоплено. Несмотря на героические усилия моряков, Севастополь пал, а Россия проиграла в войне.
Синопское сражение. Источник фотоматериала: https://karpinsklib.ru/
Согласно Парижскому трактату, подписанному в марте 1856 года, Российская империя и другие черноморские державы лишились права иметь военный флот на Черном море. Этот запрет был снят через 15 лет.
После снятия ограничений Парижского трактата в 1871 году Российская империя сразу стала воссоздавать Черноморский флот. К концу XIX века в Севастопольской бухте размещалось семь современных эскадренных броненосцев, а также четыре крейсера (в том числе три минных), шесть канонерок, двадцать два миноносца и другие суда.
Севастополь в 1841-1842 годах. Источник фотоматериала: https://pastvu.com/p/1221626
В 1905 году первая русская революция и удручающие условия на флоте подтолкнули черноморских моряков к восстанию. Летом взбунтовалась команда броненосного корабля «Князь Потёмкин», а осенью –Севастопольский гарнизон. Эти выступления моряков были быстро и жестко подавлены властью.
В последующие годы Черноморский флот динамично развивался. Государственной Думой были выделены средства для строительства новых судов. К началу Первой мировой войны в составе флота числились шесть броненосцев, два бронепалубных крейсера типа «Богатырь», семнадцать эсминцев, а также подводные лодки и другие корабли. Во время войны черноморские моряки проявили себя как храбрые бойцы Россия, благодаря их мужеству, одерживала победы на Черном море и контролировала почти всю его акваторию. Русские корабли поддерживали сухопутные войска артиллерией, высаживали на берег отвлекающие десанты и диверсионные отряды, поставляли орудия и провизию.
Тральщик типа «Альбатрос» в Севастопольской бухте (1915-1917 года). Источник фотоматериала: https://krym.rusarchives.ru/
В период 1915-1916 гг. Черноморский флот получил новые подлодки и миноносные корабли. Кроме того, были сформированы воздушные дивизии Черного моря. В дальнейшем гидроавиация использовалась в проведении масштабных десантных операций.
Февральская революция 1917 года подорвала обороноспособность флота и боевой дух черноморцев. Моряки отказывались подчиняться офицерам, а в Севастополе процветали бандитизм и пьянство. После Октябрьской революции и свержения Временного правительства Черноморский флот окончательно утратил боеспособность. Часть кораблей при отходе белогвардейцев была отправлены за границу, а некоторые –утоплены большевиками.
Затопление кораблей Черноморского флота в Цемесской бухте в июне 1918 года. Источник фотоматериала: https://novorab.ru/2020/06/24/tragichnaya-istoriya-zatopleniya-korablej-v-novorossijske/
В 1921 году после окончательного установления советской власти в Крыму началось медленное «воскрешение» Черноморского флота. К 1928 году оно было практически завершено. В последующее десятилетие началось усиление флота за счет балтийских кораблей и строительство новых судов. К началу 1940-х годов в его составе числилось более полутысячи боевых судов, свыше 600 самолетов военно-морской авиации, а также была создана система береговой защиты и ПВО.
Севастопольская бухта в 1940 году. Источник фотоматериала: https://smartik.ru/sevastopol/post/185392785
В период Великой Отечественной войны флот ждали новые испытания. К её началу Черноморский флот представлял собой внушительную силу. В его состав входили: 6 крейсеров, 3 лидера, 14 эсминцев, 47 подводных лодок, 4 канонерские лодки, 84 торпедных катера, 15 тральщиков, других кораблей и судов, а также 625 самолетов. Впереди флот ждали долгие месяцы обороны Одессы, а затем и обороны Крымского полуострова. Так, за 8 месяцев обороны враг потерял у стен Севастополя до 300 тыс. солдат убитыми и ранеными. Оборона Севастополя прекратилась только тогда, когда немецкая авиация вынудила корабли флота отойти от города.
Неоценимую роль сыграл Черноморский флот в содействии сухопутным войскам. Его корабли, главным образом торпедные катера и подводные лодки, наносили удары по кораблям и транспортам противника в портах и на коммуникациях. Всего же за годы войны флот провел 24 десантные операции, было потоплено 835 кораблей и судов противника, 539 повреждено.
Черноморский флот в период Великой Отечественной войны. Источник фотоматериала: https://libmir.com/book/241109-chernomorskiy-flot-v-velikoy-otechestvennoy-voyne-kratkiy-kurs-boevyih-deystviy-andrey-yaroslavovich-kuznetsov/image
После распада СССР Черноморский флот не могли «поделить» Россия и Украина. Некоторое время он существовал как объеденный флот двух стран. Лишь в 1997 году между бывшими советскими республиками было достигнуто соглашение по Черноморскому флоту. Россия получала в аренду на 20 лет несколько бухт Севастополя, а также право базироваться в Феодосии и временно в Николаеве. В дальнейшем, несмотря на соглашения, «холодная война» за Севастополь и флот продолжалась.
В современной России флот постоянно развивается. Несмотря на период до 2014 года, когда развитие материально-технической базы было ограничено, после возращения Крыма в состав России флот получил новые корабли и самолеты. За последние годы флот принял участие в Специальных военных операциях в Сирии и на Украине. В настоящее время в состав флота входят несколько военно-морских баз и аэродромов, а корабли Черноморского флота позволяют решать полных спектр стратегических задач: разведка, патрулирование, дальние морские походы и многое другое.
СКР «Адмирал Григорович» в Севастополе. Источник фотоматериала: https://matveychev-oleg.livejournal.com/3595045.html?view=comments
Материально-техническая база флота постоянно модернизируется и обновляется. В последние годы корабли флота активно наращивают возможности выполнения стратегических задач при помощи современных крылатых ракет. Так, большое количество кораблей и подводных лодок способны применять крылатые ракеты морского базирования 3М-14 «Калибр» и могут обеспечивать массированный залп. Отдельно стоит отметить, что за последние годы существенно увеличилось присутствие кораблей Черноморского флота в ближних и дальних морских зонах, регулярно выполняются дальние морские походы.
Виктор Николаевич Соколов — вице-адмирал, командующий Черноморским флотом в настоящее время. Источник фотоматериала: https://en.wikipedia.org/wiki/File:Viktor_Sokolov.jpg
Советник РАРАН В.В. Истомин