18 мая 1703 года Балтийский флот одержал свою первую победу, взяв в плен шведские суда во время сражения в устье реки Невы гребной флотилии с солдатами Преображенского и Семёновского полков под командованием Петра I в ходе Великой Северной войны. Именно эта дата была установлена как день рождения Балтийского флота в 1996 году приказом Главнокомандующего Военно-Морского флота Российской Федерации.
2 февраля 1701 года царь Петр I издал указ о постройке военных кораблей на Ладожском озере. Создание флота на реках Сясь и Свирь в 1702-1703 годах и его первая победа в 1703 году являются важными моментами в истории российской морской силы. Создание Балтийского флота неразрывно связано с ключевыми моментами российской истории, начиная с основания Санкт-Петербурга и освоения земель вокруг Финского залива, заканчивая сражениями во время Русско-японской войны.
Взятие шведских кораблей в устье Невы. Художник Л.Д. Блинов. Источник фотоматериала: http://dimitri.moseparh.ru/2019/05/20/20-maya-1703-g-boj-v-uste-nevy/
Приход первого фрегата Балтийского флота «Штандарт» в Санкт-Петербург в 1703 г. Художник М.В. Петров-Маслаков. Источник фотоматериала: https://drikus.club/
Строительство кораблей для будущего Балтийского флота началось в 1703 году на Новгородской и Псковской верфях, а параллельно с этим возводилась новая столица России - Санкт-Петербург. Первый боевой парусный корабль Балтийского флота - «Штандарт» - был построен в 1703 году. В 1704 году была закладка Адмиралтейской верфи в Петербурге.
В этом же году в Россию из Голландии прибыл Корнелий Иванович Крюйс, контролирующий обучение присланных Петром I молодых людей и матросов, подбирая мастеров и офицеров для русского флота.
По прибытию в Санкт-Петербург Крюйс был назначен управляющим Балтийским флотом. В течение всего 1704 года он был занят приведением в порядок распределения команд по судам, написанием инструкций по снабжению судов и адмиралтейства припасами, продовольствием и обмундированием.
Корнелий Иванович также следил за строительством жилья для рабочих, возводивших первые здания Санкт-Петербурга, устанавливал первые сооружения, которые препятствуют наводнениям, занимался строительством оборонительных сооружений на острове Котлин, ликвидируя угрозу блокады устья Невы и уничтожения Петербурга шведским флотом.
Корнелий Иванович Крюйс – адмирал, первый командующий Балтийским флотом. Источник фотоматериала: https://topwar.ru/202225-kornelius-krjujs-poluzabytyj-sozdatel-voenno-morskogo-flota-rossii.html
Главной особенностью Балтийского флота в начале его развития было большое количество гребных судов, которые были маневренны и имели особую ценность на Балтийском море.
Основным гребным судном флота эпохи Петра I была скампавея, отличающаяся от традиционных галер Западной Европы лучшей маневренностью и легкостью конструкции. Такие корабли были особенно важны, учитывая театр военных действий на Балтике, особенно в условиях шхерных районов Ботнического и Финского заливов.
Военное быстроходное судно – скампавея. Источник фотоматериала: https://www.artfile.ru/i.php?i=150306
После возведения Адмиралтейской верфи на Неве Балтийский флот стал приобретать большую воинскую славу. Корабли активно участвовали в десантных операциях, перевозили и снабжали войска.
В годы Северной войны при содействии Балтийского флота были взяты Выборг, Ревель (ныне - Таллин), Рига, Моонзундские острова, Гельсинфорс (ныне - Хельсинки). Российский флот стал одним из сильнейших в мире и обошел на Балтике даже Швецию, которая не имела конкурентов вплоть до начала XVIII столетия.
После Северной войны Балтийский флот принимал участие в Русско-турецких войнах, в Семилетней войне с Англией и Пруссией (1767—1774 годы), а также в войне со Швецией (1788—1790 годы).
Однако балтийцев по-настоящему прославила экспедиция в Средиземное море (1769—1774 годы). Это был первый дальний поход русских моряков. Эскадра Балтийского флота прошла Ла-Манш, Гибралтар, обогнула Италию и приняла бой у берегов Греции. В задачи моряков и пехотинцев входили уничтожение морских коммуникаций Османской империи и захват крепостей.
В апреле 1770 года русские выбили турок из Наваринской бухты и превратили её в свою временную базу. 5 июля 1770 года балтийская эскадра одержала непростую победу над османским флотом в Хиосском проливе, а затем разгромила уцелевшие корабли неприятеля в Чесменской бухте. В том сражении турки потеряли 14 тыс. человек, 14 линейных кораблей и шесть фрегатов.
В 1771—1772 годах балтийцы также успешно сражались с османскими эскадрами. В июне 1773 года русские высадились на территорию Сирии с целью осады принадлежавшего туркам Бейрута. 10 октября русские и союзники в лице друзов (этноконфессиональная группа арабов) взяли этот прибрежный город.
Лучшие представители Балтийского флота внесли неоценимый вклад в развитие кораблестроения и военно-морского искусства, в русскую науку и культуру. Особенно ярко их таланты проявились в области географических открытий. В первую очередь здесь надо сказать о Великой Северной экспедиции. Их стараниями Россия в первой половине XIX века заняла ведущее место в мире по исследованию морей и океанов.
Шлюпы «Надежда» и «Нева» во время кругосветного плавания. Источник фотоматериала: https://tr.pinterest.com/pin/781585710310465919/
Вся подготовка экспедиций, формирование экипажей и снаряжение кораблей происходили в главной базе Балтийского флота – Кронштадте. Отсюда же ушли в антарктическую экспедицию шлюпы «Восток» и «Мирный» под командованием Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева. С его рейда 26 июля 1803 года вышли в первое для русских моряков кругосветное плавание шлюпы «Надежда» и «Нева» под командованием капитан-лейтенантов И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского.
Во время Крымской войны, когда Франция и Великобритания стремились завладеть Кронштадтом и заблокировать Петербург с моря, Балтийский флот столкнулся с серьезными испытаниями. Русские моряки использовали минные заграждения, установленные между цепью фортов вокруг Петербурга, которые протянулись более, чем на 500 метров.
Впоследствии во второй половине 19 века на Балтийском флоте появились броненосные корабли, среди которых были 1-я и 2-я эскадры Тихого океана, отправленные на Дальний Восток в годы Русско-японской войны. Многие из них были потеряны при защите Порт-Артура и в Цусимском сражении. Тогда было потоплено более 20 кораблей, а более 5000 моряков погибли или были взяты в плен. Однако флот восстановил свою боеспособность через десять лет и к началу Первой мировой войны стал одним из самых сильных в мире, благодаря использованию тактики минно-заградительных кордонов.
Броненосец «Орел» после Цусимского сражения. Источник фотоматериала: https://pulse.mail.ru
В период Великой Отечественной войны флот с первых дней противостоял противнику. На 22 июня 1941 года основные силы флота располагались в Таллине. К концу августа стало понятно, что необходима эвакуация флота в Кронштадт. Таллинский переход был осуществлен силами флота 29 августа 1941 года.
При переходе было потеряно более 50 кораблей и судов, в основном из-за подрыва на минных заграждениях и налетов вражеской авиации. К сожалению, выход из Финского залива был заблокирован с первого дня войны как для надводных, так и для подводных кораблей. В самые трудные годы войны огромное число моряков вошли в состав сухопутных частей, чтобы сражаться с фашистами. По некоторым оценкам, речь идет о более чем 100 тысячах моряков Балтийского флота. Большинство из них было мобилизовано для обороны Ленинграда. При этом операции по высадке десанта на флангах и в тылу наступающих войск также не прекращались. По наступающим вражеским силам – пехоте, артиллерии и танкам – били с кораблей и береговых батарей.
Таллинский переход основных сил Балтийского флота. Источник фотоматериала: https://forums.airbase.ru/
Среди оперативных задач, поставленных Краснознаменному Балтийскому флоту Главным морским штабом и командованием Ленинградского фронта в Великой отечественной войне, были нанесение ударов по коммуникациям противника в Балтийском море и Финском заливе, а также оборона своих коммуникаций и поддержание «благоприятного оперативного режима» в восточной части Финского залива и на Ладожском озере. По состоянию на начало 1943 г. в составе Балтийского флота насчитывалось 130 кораблей основных классов и более 400 боевых катеров.
Оперативная обстановка на Балтике являлась наиболее сложной. Военно-географические особенности восточной части Финского залива, владение противником обоими его берегами, массированное использование им минного оружия, авиации и артиллерии для борьбы с корабельными силами Балтийского флота по существу исключали применение по основному тактическому предназначению остававшихся в строю крупных надводных кораблей – линкора, двух крейсеров, 12 лидеров и эсминцев.
Эсминец Балтийского флота «Славный» (проект 7У), 1944 год. Источник фотоматериала: https://waralbum.ru/213388/
Как и в 1942 г., в зимне-весенней и летне-осенней кампаниях 1943 г. надводные корабли этих классов привлекались, главным образом, для ведения контрбатарейной борьбы и огневого содействия войскам Ленинградского фронта. Причем эти задачи они решали, не покидая мест стоянки. И лишь в отдельных случаях в восточной части Финского залива действовали эскадренные миноносцы, базировавшиеся в Кронштадте. За годы войны к награждению было представлено более 100 тысяч моряков-балтийцев, а 137 из них стали Героями Советского Союза. За заслуги перед Родиной Балтийский флот был дважды награждён орденами Красного Знамени.
Эскадренный миноносец проекта 956 «Настойчивый» Источник фотоматериала: https://forums.airbase.ru/2019/02/t55722_107--eskadrennye-minonostsy-proekta-956.html
Сегодня Балтийский флот является оперативно-стратегическим объединением Военно-морского флота на Балтийском море. Балтийский флот является форпостом России в Западном регионе и базируется в Калининградской и Ленинградской областях. Он включает в себя надводные корабли, подводные лодки, поисково-спасательные суда и морскую авиацию, а также береговые войска, части ПВО и другие части. Балтийский флот выполняет ряд важных функций, таких как пресечение незаконной производственной деятельности, обеспечение безопасности судоходства, выполнение внешнеполитических акций правительства в экономически важных районах Мирового океана, визиты, деловые заходы, совместные учения, действия в составе миротворческих сил и другие.
Воробьёв Владимир Михайлович - вице-адмирал, командующий Балтийским флотом в настоящее время. Источник фотоматериала: https://structure.mil.ru/management/info.htm?id=12389363@SD_Employee
Советник РАРАН
В.В. Истомин