Александр Александрович Фридман родился 16 июня 1888 года в Санкт-Петербурге, в семье музыкантов. Его отец был композитором и артистом кордебалета Императорского Мариинского театра, а мать преподавала игру на фортепиано. В 1897 году его родители расстались, и в дальнейшем Александр воспитывался в новой семье отца, который женился на балерине - солистке Императорских театров.
Александр Александрович обучался во 2-й Санкт-Петербургской гимназии (старейшая в России государственная гимназия, основанная в 1805 году по указу Императора Александра I), где увлекся астрономией и изучил достаточно много трудов в этой области.
Александр Александрович Фридман Источник фотоматериала: https://interesnyefakty.org/aleksandr-aleksandrovich-fridman/
Еще гимназистом Фридман опубликовал вместе со школьным товарищем Яковом Тамаркиным (будущий известный российско-американский математик) статью о числах Бернулли в престижном журнале «Математические анналы» под редакцией знаменитого Давида Гильберта (немецкий математик-универсал, внёсший большой вклад в развитие различных областей математики).
В 1906 году Фридман А.А. блестяще окончил гимназию с отличием и поступил на математическое отделение физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета.
Вдова Фридмана писала: «…В детстве для него было придумано самое строгое наказание, усмирявшее его непокорный нрав: его оставляли без урока арифметики, и таким он остался на всю жизнь. Еще студентом он опубликовал несколько математических исследований; одно из них было отмечено получением Золотой медали от физико-математического факультета».
В 1910 году Александр Александрович окончил Санкт-Петербургский университет и был оставлен при кафедре чистой и прикладной математики для подготовки к профессорскому званию.
До весны 1913 года Фридман занимался математикой, а также руководил практическими занятиями в Институте инженеров путей сообщения, читал лекции в Горном институте.
Весной 1913 года Александр Александрович был принят на работу в Аэрологическую обсерваторию в Павловске (под Санкт-Петербургом) в должности физика, где стал заниматься аэрологией. С целью получения знаний в области динамической метеорологии весной 1914 года Фридман был направлен в командировку в Лейпциг, на стажировку к знаменитому норвежскому метеорологу Вильгельму Фриману Корену Бьеркнесу (создатель теории фронтов в атмосфере.) Летом того же года Фридман летал на дирижаблях, принимая участие в подготовке к наблюдению солнечного затмения в августе 1914 года.
Александр Фридман в годы Первой мировой войны Источник фотоматериала: https://stimul.online/articles/science-and-technology/avtor-obrechennoy-vselennoy-/
В конце лета 1914 года началась первая мировая война, и Александр Александрович вступил добровольцем в авиационный отряд и определяется в качестве летчика-наблюдателя (так в те времена называли штурманов).
Следует отметить, что он и не помышлял оставить науку, просто решил перенести свою деятельность туда, где она в тот момент была нужнее всего, приложить свои знания и опыт к ратному делу. Вот как он сам, представлял свое участие в мировой войне: «Имея целью ввести аэрологические наблюдения в авиационную практику и тем, с одной стороны, оказать посильную помощь авиации, с другой стороны, увеличить число аэрологических станций».
Фридман А.А. принимал участие в боевых вылетах с целью разведки и бомбардировки неприятеля, не раз сталкиваясь в полете с немецкими аэропланами и огнем зенитных орудий. Находясь на фронте, он много и подробно писал своим учителям, неизменно посещая их во время многочисленных командировок в Петроград.
«…Моя жизнь течет достаточно ровно, – писал он своему учителю Стеклову В.А. (математик и механик, вице-президент АН СССР (1919—1926), организатор и первый директор Физико-математического института РАН), 5 февраля 1915 года, – если не считать таких случайностей, как: разрыв шрапнели в 20 шагах, разрыв взрывателя австрийской бомбы в полушаге, окончившийся для меня почти благополучно и падения на лицо и голову, кончившегося разрывом верхней губы и головными болями. Но, конечно, ко всему этому привыкаешь, особенно, когда кругом видишь вещи, в тысячу раз более тяжелые…» И далее: «За последнее время много занимался теорией бомбометания». И как бы в ответ на это письмо Стеклов писал Фридману на фронт: «Советую зря не лезть на бомбы, а лучше заниматься вычислениями. Полезнее и для дела. Не стоит и летать, без Вас это лучше сделают, а вычислять-то некому...»
Но молодой Фридман не всегда следовал советам своих учителей. Интересен факт, что Александр Александрович разработал таблицы для прицельного бомбометания. Все свои наработки он лично проверял в сражениях.
В ноябре 1914 года Фридман был награжден Георгиевским крестом «за серию успешных воздушных разведок с получением ценных оперативных результатов», также Александр Александрович был награжден золотым оружием и орденом Святого Владимира с мечами и бантом.
В конце 1915 года Фридмана отозвали с фронта как ценного специалиста в области воздухоплавания и аэрологии, а уже в 1916 году он назначен заведующим Центральной аэронавигационной и аэрологической службой юго-западного фронта.
В 1916–1917 годах Александр Александрович читал лекции по аэронавигации в Киеве в школе летчиков-наблюдателей. Летом 1917 года Фридман перевелся в Москву.
Александр Александрович первым в России понял необходимость создания отечественного авиаприборостроения. В годы войны и разрухи он воплотил идею в жизнь, став создателем и первым директором завода «Авиаприбор» в Москве (июнь 1917 г.).
С апреля 1918 года по 1920 год Фридман А.А. работает профессором кафедры механики недавно организованного (сначала в качестве филиала Петроградского) Пермского университета. Параллельно, с 15 августа по 30 сентября 1919 года Александр Александрович — декан физико-математического факультета Пермского университета, а с июля 1919 года по май 1920 года (одновременно с выполнением обязанностей декана) — проректор Пермского университета. В этот период времени он создал на факультете три отделения и два института (геофизический и механический).
В это же время, с весны до середины августа 1919 года Александр Александрович откомандирован в Екатеринбургскую магнитную и метеорологическую обсерваторию.
Александр Фридман в двадцатые годы XX века Источник фотоматериала https://stimul.online/articles/science-and-technology/avtor-obrechennoy-vselennoy-/
Уже в мае 1920 года Фридман А.А. возвратился в Петроград и преподаёт на кафедре математики и механики университета, работает в Главной физической обсерватории в созданном по его инициативе математическом бюро.
Вначале августа 1920 года Александр Александрович избран профессором теоретической механики на физико-механическом факультете Петроградского политехнического института. Кроме того, привлекается начальником Морской академии Крыловым Алексеем Николаевичем (выдающий русский учёный-математик, механик и инженер-кораблестроитель) для преподавания в качестве адъюнкта по кафедре механики академии. Одновременно работал в Атомной комиссии Государственного оптического института, где рассчитал модели многоэлектронных атомов и вел исследования по адиабатическим инвариантам.
Фридман А.А. с 1923 года являлся главным редактором «Журнала геофизики и метеорологии». С целью обмена научным опытом Александр Александрович несколько раз в 1923 и 1924 года посещал Германию, Норвегию и Голландию.
Александр Александрович Фридман Источник фотоматериала: https://ru.wikipedia.org/wiki/Фридман,_Александр_Александрович
5 февраля 1925 года, Фридман А.А. был назначен директором Главной геофизической обсерватории (ныне ФГБУ «Главная геофизическая обсерватория имени Воейкова А.И.»), а в июле этого же года вместе с пилотом П.Ф. Федосеенко совершил с научной целью рекордный подъем на сферическом аэростате на высоту 7400 метров. Данные полеты представляли смертельную опасность для участников в связи с несовершенством техники и кислородным голоданием пилотов, вызывавшим глубокие обмороки.
В память о Александре Александровиче Фридмане названы: лаборатория теоретической физики имени А. А. Фридмана РГПУ имени А. И. Герцена, премия имени А.А. Фридмана (премия РАН), лунный кратер и гипотетическая частица - фридмон.
Основными научными трудами Александра Александровича Фридмана можно считать работы по динамической метеорологии, теории турбулентности, гидродинамике сжимаемой жидкости, физике атмосферы, космологии: общее уравнение для определения вихря скорости, которое приобрело фундаментальное значение в теории прогноза погоды, система характеристик структуры турбулентного потока, Фридман построил замкнутую систему уравнений, связав пульсации скорости и давления в двух точках потока в разные моменты времени, нестационарные решения уравнения Эйнштейна, доказавшие возможность существования нестационарной (расширяющейся) Вселенной.
Могила А. А. Фридмана на Смоленском православном кладбище Санкт-Петербурга. Источник фотоматериала: https://ru.wikipedia.org/wiki/Фридман,_Александр_Александрович
В свадебном путешествии летом 1925 года по Крыму с молодой женой Фридман заразился тифом. По предположению самого Александра Александровича, заразился, вероятно, съев немытую грушу, купленную на одной из железнодорожных станций по пути из Крыма в Ленинград.
Умер Фридман А.А. 16 сентября 1925 года в Ленинграде от брюшного тифа, вследствие неправильно проведённых лечебных процедур. Похоронен Александр Александрович Фридман на Смоленском православном кладбище.
В 1931 году Фридману А.А. была посмертно присуждена премия имени В.И. Ленина (учрежденная СНК СССР).
Советник РАРАН
В.В. Истомин