Владимир Петрович Ветчинкин родился 29 июня 1988 года в городе Кутно Российской империи (ныне — город в Польше, Кутновский повят, Лодзинское воеводство).
Отец его, Пётр Ветчинкин, потомственный дворянин, в чине штабс-капитана служил в пехотном полку, расквартированном в Польше. Вскоре после рождения сына вышел в отставку, и семья переехала в Курск.
В 1899 году Владимир Петрович поступил в Курскую мужскую гимназию и успешно окончил ее с золотой медалью. Ветчинкин В.П. поступил 1907 году в Императорское Московское техническое училище (ИМТУ) (ныне – МГТУ им. Н.Э. Баумана), во время учебы занимался теорией винтов, изобрел динамометр для измерения сил, действующих на лопасти винта.
Владимир Петрович Ветчинкин Источник фотоматериала: http://patent.kurskonb.ru/yubil/2018/05.jpg
Одним из преподавателей Ветчинкина В.П. был профессор Николай Егорович Жуковский, основоположник аэродинамики, науки, которая дала возможность не только «научить» летать деревянные этажерки начала века, но и заложила основы реактивной авиации и космонавтики.
Владимир Петрович Ветчинкин в студенческие годы Источник фотоматериала: https://dzen.ru/a/Yem9dlfK-GOonyDI
В ИМТУ Жуковский Н.Е. организовал кружок воздухоплавания, в который в разное время пришли и остались там даже после выпуска из училища Архангельский А.А. (советский авиаконструктор, Заслуженный деятель науки и техники РСФСР, Герой Социалистического Труда, Лауреат Ленинской премии и Сталинских премий), Туполев А.Н. (советский учёный и авиаконструктор, генерал-полковник, Академик АН СССР, Герой Труда, Трижды Герой Социалистического Труда), Юрьев Б.Н. (советский учёный и авиаконструктор, действительный член Академии наук СССР, генерал-лейтенант инженерно-технической службы) – люди, которые оставили ярчайший след в отечественном и мировом воздухоплавании. Именно в те годы Жуковским Н.Е. были заложены основы школы советского авиастроения. Совместно с Жуковским Н.Е. в 1913 году разработал и опубликовал теорию завихрения авиационных винтов.
В 1914 году Владимир Петрович участвует в испытаниях по устойчивости и сопротивлению авиационных бомб, а в 1915 году заканчивает училище и в качестве дипломной работы защищает проект «Тяжёлый аэроплан типа «Илья Муромец».
Владимир Петрович Ветчинкин Источник фотоматериала: https://epizodsspace.airbase.ru/bibl/kramarov/na-zar/10.jpg
В ИМТУ под руководством Жуковского Н.Е. 1 июля 1916 года Ветчинкин В.П. организуется Бюро авиационных вычислений и испытаний при Аэродинамической лаборатории. До сегодняшних дней сохранились отчёты о выполненных работах по аэродинамическому расчету и расчету на прочность следующих самолетов: истребитель братьев Касяненко, аэроплан конструкции Повалишина, аэроплан Слесарева, орнитоптер конструкции лейтенанта Минина и Чешко-Чашко; аэропланы профессора Ботезата «Вуазен», «Виккерс-Скаут», биплан и триплан «Сопвич», «Спад Н»; «Илья Муромец», гидроплана «К», «Морис Фарман 40», «Кодрон»; «Фарман-IV»; «Пороховщиков-IX», «Ньюпор-XXIV» и многих других.
Позже Владимир Петрович начинает свою педагогическую деятельность в МВТУ, преподавал на курсах подготовки лётчиков, и не прерывал ее до последних дней своей жизни, подготовил работы «Конспект лекций по расчету аэропланов на прочность», «Наставление к регулировке аэропланов на затяжку проволок», «Расчет гребного винта» (1917 г.), «О выборе материалов для аэропланных конструкций под условием наименьшего веса» (1918 г.).
В 1918 году Бюро авиационных вычислений и испытаний преобразовано в Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ), где Ветчинкин В.П. — один из руководителей.
Из воспоминаний секретаря общетеоретического отдела ЦАГИ Пантелеевой-Гольцшмидт В.В.: «…Владимир Петрович с величайшим энтузиазмом говорил о работах Циолковского, пророча им великое будущее. В те годы наше государство переживало великую ломку, люди были заняты гражданской войной, а с ней и великими бытовыми трудностями, межпланетные путешествия не стояли в тот момент на повестке дня. Но Владимир Петрович говорил часто: «Не единым хлебом будет сыт человек. В данное время не до ракет, но очень быстро они будут не только возможны, но и необходимы».
В.П. Ветчинкин во время работы с ЦАГИ Источник фотоматериала: https://dzen.ru/a/Yem9dlfK-GOonyDI
Ветчинкин В.П. был одним из первых преподавателей авиационной специальности – сначала Авиационного техникума (ютившегося в подвале на ул. Радио), затем института инженеров воздушного флота (в Козловском переулке) и авиационного цикла механического факультета МВТУ.
В 1921-1925 годах Владимир Петрович читал лекции по теории ракет и космических путешествий, и был первым, кто представил правильные теории межпланетных полетов, основанные на эллиптических орбитах. В 1923 году Ветчинкин В.П. стал профессором Академии Воздушного Флота имени Н.Е. Жуковского (ныне - Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина»), позже в 1925-1927 годах он работал над динамикой полета крылатых ракет и реактивных самолетов.
3 мая 1925 г. Владимир Петрович выступал на диспуте в Политехническом музее «О металлическом дирижабле К.Э. Циолковского». После диспута Циолковский К.Э. писал Ветчинкину: «Глубокоуважаемый Владимир Петрович, после диспута 3-го мая мне сказали, что против Вас один оппонент позволил себе грубые выходки по Вашему адресу. Поверьте, что я им нисколько не сочувствую, и высказал бы в свое время протест, если бы не моя глухота. Из посылаемых книжек Вы увидите, что у меня не может быть «врагов». Вам же я очень благодарен за поддержку, а самостоятельные мнения о моем дирижабле считаю вполне законными. К. Циолковский».
Хотя основные работы Ветчинкина В.П. в области аэродинамики были направлены на применение в области авиации, он также стал одним из основателей российской ветроэнергетики. В период с 1914 года по 1931 год совместно с Уфимцевым А.Г. (русский изобретатель-самоучка, официально запатентовал около 70 изобретений) создал первую в стране ветряную электростанцию. На башне высотой 42 метра располагалось ветроколесо с тремя десятиметровыми лопастями, электростанция имела маховик в виде диска диаметром 95 см и массой 328 кг, помещенного в кожух с разреженным воздухом, и динамомашину постоянного тока мощностью 3,5 кВт. Маховик служил инерционным аккумулятором, помогая сохранить выработку энергии в безветренную погоду.
Ветроэлектростанция Уфимцева А.Т. и Ветчинкина В.П. в Курске Источник фотоматериала: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/9/9b/Ufimtsev_wind_turbine.jpg/300px-Ufimtsev_wind_turbine.jpg
В 1934 году Владимиру Петровичу Ветчинкину присвоена ученая степень доктора технических наук без защиты диссертации. В годы Великой Отечественной войны Ветчинкин В.П. жил в Новосибирске и работал в оборонной промышленности.
Ветчинкин В.П. в 1943 году награжден Сталинской премией. Из воспоминаний сына Владимира Петровича: «В 1943 г. отцу дали Сталинскую премию (сто тысяч рублей), на половину он подписался на заем, а облигации передал в фонд обороны. На следующие тридцать тысяч подписался опять на заем военный, а на оставшиеся двадцать тысяч купили, по-моему, десять мешков картошки, чтобы прожить зиму…».
В 1944-м, после смерти выдающегося математика Александра Котельникова, Владимир Петрович возглавил кафедру теоретической механики в своей альма-матер – МВТУ им. Баумана. Студенты очень любили его лекции: ведь он не просто сухо излагал свои и чужие теории – он делал это весело и артистично. И не только будущие инженеры мужчины его любили – он пользовался большим успехом у слабого пола. У Владимира Петровича был прекрасный глубокий голос, и он, будучи по роду своей деятельности убеждённым атеистом, пел в церковном хоре.
Владимир Петрович Ветчинкин Награжден двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды, Заслуженный деятель науки и техники РСФСР.
Ветчинкин Владимир Петрович Источник фотоматериала: https://dic.academic.ru/pictures/wiki/files/86/Vladimir_Vetchinkin_Novod_3.jpg
В последние годы жизни Владимир Петрович тяжело болел. Умер в городе Москве 6 марта 1950 года и похоронен на Новодевичьем кладбище.
Спустя 20 лет после его смерти Международный астрономический союз присвоил имя Ветчинкина большому древнему кратеру на обратной стороне Луны.
Советник РАРАН
В.В. Истомин