Владимир Александрович Емельянов родился 15 июля 1923 года в селе Усть-Ижора Луначарской волости Петроградского уезда Петроградской губернии (ныне поселок в черте Колпинского района города Санкт-Петербург) в крестьянской семье.
Емельянов В.А. закончил Усть-Ижорскую среднюю школу в 1940 году. В этом же году поступил в Санкт-Петербургский государственный морской технический университет, однако из-за начавшейся войны учебу пришлось приостановить.

Зачётная книжка студента I курса Емельянова Владимира Александровича. Источник фотоматериала: https://m.ok.ru/group/70000001103727/topic/156165180387439
В июне 1941 года Владимир Александрович был призван в Красную Армию, а в декабре того же года уже окончил ускоренный курс 3-го Ленинградского артиллерийского училища. Позже был направлен в Чкаловское авиационное училище для освоения специальности корректировщика.
Летом 1942 года Емельянов В.А уже на фронте - командир батареи в 159-м истребительном противотанковом батальоне Сталинградского фронта. 15 августа 1942 года был тяжело ранен в бою на Дону у переправы в районе хутора Нижняя Бузиновка Клетского района Сталинградской области, после чего попал в плен при перехвате немецкими войсками колонны повозок с ранеными.
В феврале 1945 года с группой военнопленных Владимир Александрович сумел бежать из очередного лагеря в Польше и перебраться через линию фронта. На Родине несколько месяцев проходил проверку в фильтрационном лагере. В том же году Емельянов В.А. был демобилизован по инвалидности из армии.

Сведения о прохождении военной службы Емельяновым Владимиром Александровичем. Источник фотоматериала: https://m.vk.com/@memory_smtu-emelyanov-vladimir-aleksandrovich-vypuskniki
С 1945 по 1949 годы Владимир Александрович учился в Ленинградском кораблестроительном институте, а с 1949 года он стал работать на Усть-Ижорской верфи в должностях: инженера, заведующего планово-распределительным бюро сдаточного цеха, старшего строителя отдела, а с июля 1959 – секретаря парткома завода.
С октября 1962 года Емельянов В.А. назначается на должность директора завода № 363 (ныне – Средне-Невский судостроительный завод), который специализировался на постройке тральщиков для военно-морского флота, кораблей противоминной обороны с корпусами из маломагнитной стали и стеклопластика, а также противопожарных катеров и судов на подводных крыльях.
Владимир Александрович с апреля 1974 года становится директором судостроительного завода имени А.А. Жданова (ныне - ПАО Судостроительный завод «Северная верфь»). За годы его руководства были построены крупные серии кораблей различного назначения: эскадренные миноносцы, фрегаты, противолодочные корабли, сухогрузы контейнеровозы для торгового флота.
В 1985 году на заводе было начато строительство серии судов с высокотехнологичным горизонтальным способом грузообработки и с кормовым аппарельным устройством. С 1985 по 1988 года завод выполнял капитальный ремонт крейсера «Аврора».
За годы руководства Емельянова В.А. судостроительный завод имени А.А. Жданова в два раза увеличил свои производственные фонды, также были созданы судоспусковой комплекс, крытый эллинг, плавучий док, два горизонтальных стапеля, внедрено новейшее оборудование, также была реконструирована трансбордерная яма, внедрено современное оборудование плазменной резки, прессовое оборудование, автоматизированные системы раскроя листового проката и управления производством, смонтирован новый пролёт сборочно-сварочного цеха. Завод стал одним из самых современных судостроительных предприятий страны.
16 июля 1986 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за выдающиеся заслуги в освоении выпуска новой серии кораблей для Военно-Морского флота Владимиру Александровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Тогда же возглавляемый им завод был награждён орденом Ленина.
Емельянов В.А. в 1991 году был освобождён от должности директора завода, а с 1991 года являлся советником директора.

Тральщик «Владимир Емельянов». Источник фотоматериала: https://dzen.ru/a/XhbO5NW7wwCu56hA
Будучи руководителем судостроительных заводов Владимир Александрович уделял пристальное внимание сохранению на предприятиях отрасли исторической памяти, реликвий, связанных с деятельностью заводов. Он является основателем музея Средне-Невского судостроительного завода, да и на Северной верфи существующий народный музей истории завода появился при поддержке Емельянова В.А.
В 2005 году Владимир Александрович вышел на пенсию, но продолжал вести активную общественную деятельность в Совете Ветеранов города Санкт-Петербург и Ленинградской области, был ответственным редактор книг: «Корабли и суда ВМФ», «Суда транспортного, промыслового, научно-исследовательского и технического флотов, которые строились на «Северной верфи».
Емельянов В.А. был награждён многими наградами: орденами Ленина (1986 г.), Октябрьской Революции (1976 г.), Отечественной войны 1-й (1985 г.) и 2-й (1968 г.) степеней, Трудового Красного Знамени (1971 г.), «Знак Почёта» (1966 г.); медалями «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», Государственной премией СССР (1977).

Владимир Александрович Емельянов. Источник фотоматериала: https://rus-team.turbopages.org/rus.team/s/people/emelyanov-vladimir-aleksandrovich
Владимир Александрович почетный гражданин Кировского района города Санкт-Петербурга, Почетный судостроитель Российской Федерации.
Емельянов В.А. умер 16 ноября 2015 года и был похоронен на Усть-Ижорском кладбище в Санкт-Петербурге.

Памятник на могиле Емельянова Владимира Александровича. Источник фотоматериала: https://warheroes.ru/hero/hero.asp?id=41092
28 декабря 2019 года в Балтийске состоялась торжественная церемония приема в состав ВМФ России морского тральщика, названного в честь Емельянова В.А. Корабль построен на Средне-Невском судостроительном заводе, который возглавлял в своё время Владимир Александрович. Тральщик вошел в состав Черноморского флота.
Советник РАРАН
В.В. Истомин