80 лет назад в районе Курска, Белгорода, Орла и Харькова произошло одно из крупнейших сражений Великой Отечественной войны, вошедшее в историю как Курская битва. По своим результатам она стала переломным моментом в вооружённом противостоянии Советского Союза и нацистской Германии. Значительный вклад в достижение победы внесли Военно-воздушные силы Красной армии (ВВС КА), молодой род войск, обладавший высокой мобильностью, большой огневой мощью и способностью наносить поражение врагу, как на линии боевого соприкосновения, так и в тылу.
Битва под Курском происходила в период с 5 июля по 23 августа 1943 года. Готовясь к нему германское командование сосредоточило на курском направлении крупную группировку авиации. В её состав входили соединения 4-го и 6-го воздушных флотов, насчитывавших около 2000 самолётов, основными типами которых являлись истребители Ме-109 и ФВ-190, а также бомбардировщики Ю-87, Ю-88 и Хе-111. Достаточно широкая аэродромная сеть позволяла противнику организовать базирование своих истребителей в 18–20 км от линии фронта, что повышало оперативность их применения в борьбе за господство в воздухе. При этом с целью маскировки готовившегося наступления большая часть авиационной техники была перегнана на основные аэродромы лишь 3–4 июля. Всего неприятелем для начала операции было сосредоточено около 2050 самолётов.
Командующий 16-й воздушной армией С.И. Руденко. Тимохович И.В. Советская авиация в битве под Курском. М., 1959.
Командующий 2-й воздушной армией С.А. Красовский. Тимохович И.В. Советская авиация в битве под Курском. М., 1959.
Командующий 17-й воздушной армией В.А. Судец. Тимохович И.В. Советская авиация в битве под Курском. М., 1959.
Группировка советской авиации на Курской дуге состояла из 16-й воздушной армии (ВА) Центрального фронта (командующий воздушной армией генерал-лейтенант авиации С.И. Руденко) и 2-й воздушной армии Воронежского фронта (командующий воздушной армией генерал-лейтенант авиации С.А. Красовский). Кроме того, дополнительно привлекалась часть сил 17-й воздушной армии Юго-Западного фронта (командующий воздушной армией генерал-лейтенант авиации В.А. Судец) и часть сил авиации дальнего действия (командующий АДД генерал-полковник авиации А.Е. Голованов). Общая численность самолётного парка составляла около 2900 единиц.
Командующий авиацией дальнего действия А.Е. Голованов. Тимохович И.В. Советская авиация в битве под Курском. М., 1959.
В количественном отношении командованию ВВС КА удалось обеспечить перевес над противником в материальной части в 1,4 раза. Наши Военно-воздушные силы имели численное преобладание в истребителях и абсолютное превосходство в штурмовиках и ночных бомбардировщиках. Кроме того, был создан значительный авиационный резерв в виде 5-й воздушной армии Степного фронта (командующий воздушной армией генерал-лейтенант авиации С.К. Горюнов). В отражении налётов вражеской авиации на тыловые объекты в районе Курского выступа также участвовали силы 9-го истребительного авиационного корпуса ПВО страны (командир корпуса генерал-майор авиации С.Г. Король).
Командующий 5-й воздушной армией С.К. Горюнов. Тимохович И.В. Советская авиация в битве под Курском. М., 1959.
К началу курской битвы на вооружение отечественных ВВС стали поступать новые истребители Ла-5 с мотором АШ-82ФН и бомбардировщики Ту-2, а также новые средства авиационного поражения, в том числе более эффективные противотанковые авиационные бомбы ПТАБ-2,5–1,5.
Ла-5 ФН на полевом аэродроме. Источник фотоматериала: https://military.wikireading.ru/9487
Чтобы обеспечить широкий манёвр авиацией советская аэродромная сеть строилась глубоко эшелонировано, располагаясь, в том числе, и на флангах наиболее вероятных ударов неприятеля. Аэродромы истребителей находились на удалении 35–40 км от линии фронта, штурмовиков – в 60–70 км, бомбардировщиков – в 120–130 км.
Метеорологические условия в ходе сражения на Курской дуге в целом были удовлетворительными и в основном способствовали успешным действиям авиации. В отдельные дни отмечалась низкая облачность и дожди с грозами, что ограничивало применение ВВС с обеих сторон.
Наступление неприятеля началось 5 июля одновременно на орловско-курском и белгородско-курском направлениях. Для советского командования эти действия противника не были внезапными, поскольку все перемещения врага тщательно отслеживались, в том числе и с помощью воздушной разведки.
На северном фасе Курской дуги действия советских ВВС в первые дни носили осторожный характер, ограничиваясь полётами небольших групп самолётов. После того, как направление главного удара противника стало отчётливо понятным в сражение стали вводиться главные силы 16 ВА. Основными задачами авиации являлись: прикрытие наземных войск от воздействия люфтваффе; уничтожение артиллерии, бронетехники и живой силы неприятеля ударами собственных бомбардировщиков и штурмовиков; оказание содействия своим войскам в восстановлении исходного положения. Постепенно, в результате возрастающей активности советских истребителей, интенсивность применения вражеской авиации стала снижаться.
Активные бои развернулись и на южном фасе Курского выступа. С самого начала в них были задействованы ВВС КА.
Немецкий самолёт, сбитый в ходе Курской битвы. Источник фотоматериала: https:// photochronograph.ru/2020/03/22/kurskaya-duga/
Постепенно, по мере приобретения опыта в ходе сражения, устранения выявлявшихся недостатков эффективность применения нашей авиации стала существенным образом возрастать. Большую роль играла истребительная авиация, которая значительные усилия прилагала для прикрытия наших войск на поле боя, обеспечения действий своих штурмовиков и бомбардировщиков, завоевания господства в воздухе.
Из-за больших потерь в материальной части и лётном составе, понесённые в первые дни боёв в небе над Курской дугой, постепенно люфтваффе стало снижать свою активность. Всего за время оборонительной фазы боёв под Курском советские ВВС производили в среднем около 1500 самолёто-вылетов. При этом основные усилия были направлены на борьбу за господство в воздухе (43,5% самолёто-вылетов) и поддержку обороняющихся войск Красной армии (49,9% самолёто-вылетов). В ходе ожесточённых боёв было уничтожено свыше 1500 самолётов противника, а ВВС КА смогли завоевать господство в воздухе и создать благоприятные условия для перехода сухопутных сил в контрнаступление.
Важную роль в успешном проведении наступательных действий на орловском и белгородско-харьковском направлениях также сыграла советская авиация, перед которой были поставлены следующие задачи: удерживать господство в воздухе и надёжно прикрывать ударные группировки войск от воздействия люфтваффе; содействовать наземным силам в прорыве вражеской обороны; нарушать управление войсками и срывать манёвр резервами противника.
В ходе наступательной фазы боёв на северном фасе курского выступа действия 16 ВА были поддержаны частями и соединениями 1 ВА Западного фронта (командующий воздушной армией генерал-лейтенант авиации М.М. Громов) и 15 ВА Брянского фронта (командующий воздушной армией генерал-лейтенант авиации Н.Ф. Науменко). В свою очередь на белгородско-харьковском направлении продолжали действовать 2-я и 5-я воздушные армии. Совокупно все наши авиационные объединения по количеству авиационной техники превосходили противника и смогли успешно удержать на протяжении всего периода ведения наступательных боёв ранее завоёванное господство в воздухе.
В ходе Курского сражения ВВС КА внесли значительный вклад в нанесение крупного поражения войскам неприятеля, уничтожения большого количества его живой силы, артиллерии, авиационной, автомобильной и бронированной техники. Действия советской военной авиации в июле–августе 1943 года носили непрерывный характер и были сосредоточены на важнейших направлениях. Они оказали существенную поддержку войскам Красной армии, как в удержании своих позиций, так и в преодолении вражеской обороны в ходе контрнаступления.
Командующий 1-й воздушной армией М.М. Громов. Тимохович И.В. Советская авиация в битве под Курском. М., 1959.
Командующий 15-й воздушной армией Н.Ф. Науменко. Тимохович И.В. Советская авиация в битве под Курском. М., 1959.
Всего в ходе сражения было задействовано шесть воздушных армий фронтовой авиации и часть сил АДД, что позволило резко увеличить масштаб применения советской авиации. Так, если в контрнаступлении под Москвой с 5 по 25 декабря 1941 г. нашей авиацией было произведено 10 150 самолёто-вылетов, во время контрнаступления под Сталинградом с 19 ноября 1942 г. по 2 февраля 1943 г. – 35 929, то в контрнаступлении под Курском с 12 июля по 23 августа 1943 г. было совершено уже 89 290 самолёто-вылетов. При этом только на белгородско-харьковском направлении было сброшено на врага свыше 5 тыс. тонн бомб различного калибра, выпущено 1 млн. 179 тыс. авиационных снарядов и 19 тыс. реактивных снарядов. Результатом борьбы за господство в воздухе стало уничтожение 2115 самолётов противника.
В ходе Курской битвы советские авиаторы смогли значительно повысить своё боевое мастерство, а командиры получили бесценный опыт управления большими массами самолётов в условиях широкомасштабных боевых действий, что положительно сказалось на последующем ведении войны.
Советник РАРАН
С.А. Тарасов