Массовое применение бронетанковой техники стало одной из характерных черт Курской битвы, происходившей с 5 июля по 23 августа 1943 года. При этом данный вид вооружения широко использовался как в ходе оборонительной фазы боёв, так и во время перехода войск Красной армии в контрнаступление. На двух узких диаметрально противоположных участках орловско-курского и белгородско-курского направлений общей протяжённостью порядка 100 километров обеими сторонами было сосредоточено около 4 тыс. боевых машин различных типов, что делает данное сражение одним из самых крупных в истории существования танковых войск вплоть до настоящего времени.
Оборона Курского выступа осуществлялась силами двух советских фронтов, в составе которых находилось несколько танковых армий, на которые и легла основная нагрузка по использованию данного вида вооружения в ходе сражения. На Центральном фронте действовала 2-я танковая армия, на Воронежском фронте 1-я и 5-я гвардейская танковые армии.
В ходе применения танков обе стороны старались осуществлять их концентрацию на направлениях главного удара. Так, из 1450 единиц вражеской бронетанковой техники, находившейся перед Центральным фронтом, свыше 1000 было сосредоточено перед 13-й и правым флангом 70-й армий, где неприятелем осуществлялись основные наступательные действия. В свою очередь и советское командование значительную часть своих танков сконцентрировало в указанном районе. Аналогичная картина наблюдалась и на южном фасе Курской дуги. Здесь противник свой главный удар наносил по расположению 6-й гвардейской армии Воронежского фронта, сосредоточив на её участке до 1200 машин. Им противостояло порядка 930 советских танков, расположенных в полосе обороны указанной армии.
Опыт Курской битвы дал хороший пример активного использования крупных танковых соединений для решения самых различных задач, в зависимости от складывающейся обстановки. Основными из них являлись: отражение во взаимодействии с другими родами войск массированных атак противника огнём из танков с места; проведение контратак по вклинившемуся противнику; осуществление собственных наступательных действий с глубоким проникновением в тыл неприятельской обороны, с последующим развитием достигнутого успеха и его закреплением.
Анализ результатов сражения показал, что в ходе него проявились новые тактические приёмы применения танков на поле боя, обусловленные, в первую очередь, появлением новых образцов техники, обладавших более высокими тактико-техническими характеристиками. Так, противник старался в ходе боя не сходиться на близкие дистанции с нашими танками, а используя новые образцы техники в виде тяжёлых танков «Тигр» и «Пантера» с дальнобойными орудиями, поражать их стрельбой с места. Отражению советских контратак способствовало и наличие в боевых порядках врага тяжёлых самоходных орудий «Фердинанд», которые также могли вести достаточно точный огонь с больших дистанций. В свою очередь, ответный огонь наших лёгких и средних танков на аналогичных расстояниях по указанным бронецелям оказался малоэффективен.

Новые немецкие тяжёлые танки «Тигр» и «Пантера» на Курской дуге. 1943 г. Источник фотоматериала: https://www.artillery-museum.ru/ru/temporal/current/kurskaya-bitva.html#zal-gallery-19
Значительные потери в танках обе стороны несли от огня артиллерии, количество которой в войсках значительно выросло. Согласно советским данным на её долю приходилось до 85–88% выведенных из строя машин.

Советские военнослужащие изучают слабые места новых немецких танков. Курская битва. 1943 г. Источник фотоматериала: https://www.artillery-museum.ru/ru/temporal/current/kurskaya-bitva.html#zal-gallery-35
Серьёзную опасность для наступающей бронетехники представляли и различные инженерно-оборонительные сооружения, включая противотанковые мины. Хорошо развитые инженерные сооружения, большое количество траншей и ходов сообщения позволяли войскам стойко выдерживать танковые удары неприятеля, скрытно маневрировать под его огнём, умело отсекать пехоту и уничтожать прорвавшиеся танки.

Немецкое штурмовое орудие «Фердинанд», подбитое в ходе боёв на Курской дуге. 1943 г. Источник фотоматериала: https://www.artillery-museum.ru/ru/temporal/current/kurskaya-bitva.html#zal-gallery-33
Большую роль в поддержании советских танковых соединений в боеготовом состоянии на протяжении длительного периода интенсивных боевых действий сыграло расположение ремонтных подразделений вблизи боевых частей, что обеспечивало оперативное восстановление повреждённой материальной части. Учитывая данное обстоятельство, противник стремился встречать атаки наших войск мощным артиллерийским огнём всех калибров, включая стрельбу из танков и самоходных орудий, и вёл её до тех пор, пока советская техника не загоралась, даже если она уже была обездвижена в результате первого попадания. Подобный метод борьбы с атакующими танками повышал процент безвозвратных потерь.
Общий вывод, обоснованно сделанный советским командованием по итогам Курского сражения, заключался в том, что бронетанковая техника в современной войне является одним из важнейших средств нанесения поражения противнику. С одной стороны, она сохраняет своё значение как важный инструмент прорыва вражеской обороны и дальнейшего развития наступления, с другой стороны, при умелой организации и налаживании взаимодействия с другими родами войск, танковые части, сочетая действия с места из окопанных машин с нанесением мощных контрударов по прорвавшемуся неприятелю, способны существенным образом усилить оборону стрелковых частей.
Советник РАРАН
С.А. Тарасов