Борис Павлович Бугаев родился 29 июля 1923 года в селе Маньковка,Уманский уезд, Киевская губерния (ныне – посёлок городского типа в Уманском районе Черкасской области Украины).
Родители Бориса Павловича были учителями, позже его отец стал директором школы. Бугаев Б.П. закончил в 1941 году среднюю школу в г. Белая Церковь (ныне - город в Киевской области Украины).
С молодости Борис Павлович был связан с авиацией. С 1941 по 1942 год он проходил обучение в 121-й учебной авиационной эскадрильи Гражданского воздушного флота (ГВФ) (ГВФ в те годы организационно входил в состав Военно-воздушных Сил) в городе Актюбинске. Здесь он успешно освоил пилотирование самолета У-2, который был сконструирован русским и советским авиаконструктором Н. Н. Поликарповым в 1928 году.
После получения летных навыков Бугаев Б.П. стал пилотом-инструктором в Актюбинской авиашколе пилотов ГВФ, созданной на базе 121-й учебной авиационной эскадрильи.
Борис Павлович Бугаев. Источник фотоматериала: https://www.migavia.com/engineers/bugaev.html
Актюбинск для размещения учебной эскадрильи был выбран не случайно. Этот город находился в глубине тыла, что обеспечивало спокойные условия для обучения. Кроме того, вокруг города были просторные степи и отличная видимость, что создавало благоприятные условия для летной практики.
В октябре 1943 года Борис Павлович по рапорту был направлен в действующую армию, пилотом, а позже командиром звена в 215-м авиационном отряде ГВФ, выполнявшем полётные задания Центрального штаба партизанского движения. Бугаев Б.П. за годы Великой Отечественной войны совершил сотни боевых вылетов в тыл врага с посадкой на партизанских аэродромах.
Борис Павлович Бугаев. Источник фотоматериала: https://warheroes.ru/hero/hero.asp?photo_id=1606
За мужество и отвагу, проявленную в годы Великой Отечественной войны в августе 1945 года Борис Павлович был награжден орденом Красной Звезды, а в 1947 году получил медаль «Партизану Отечественной войны» II степени.
После окончания Великой Отечественной войны Бугаев Б.П. в 1945 году заочно закончил Островское педагогическое заочное училище (учитель начальной школы), а с декабря 1946 года по март 1947 года обучался в Летном центре ГВФ в городе Баку, где осваивал пилотирование самолета Ли-2 (советский поршневой пассажирский и военно-транспортный самолёт времён Второй мировой войны средней дальности, строился в СССР до 1953 года, выведен из регулярной пассажирской эксплуатации в середине 1970-х годов).
Затем Борис Павлович был направлен во Внуково в Московской области, где назначен на должность командира корабля 1- й авиационной группы Отдельной международной группы ГВФ, а позже – пилота-инструктора в этой же авиационной группе.
Борис Павлович Бугаев на вручении ордена Красного Знамени. Источник фотоматериала: https://ulpravda.ru/rubrics/soc/tri-polta-v-ameriku-v-uiga-rassekrecheny-dokumenty-glavnogo-marshala-aviatsii
В марте 1948 года Бугаев Б.П. прошел тренировку в аэродромных условиях ночью на самолете С-47 (американский военно-транспортный самолёт, после Второй мировой войны использоваться в качестве военно-транспортного самолёта и в виде гражданского пассажирского ближнемагистрального лайнера) и получил допуск к полетам в сложных метеорологических условиях в качестве второго пилота.
Борис Павлович продолжает совершенствовать свои знания и умения и чуть позже становиться слушателем Школы высшей летной подготовки ГВФ в городе Бугуруслане, где освоил пилотирование самолета Ил-12.
После окончания Школы высшей летной подготовки, согласно Приказу Главного управления Гражданского воздушного флота (ГУ ГВФ) № 74 от 6 декабря 1948 года Бугаев Б.П. становится пилотом второго класса.
В том же году Бугаев Б.П. вернулся во Внуково, где работал до марта 1956 года. В этот период он занимал различные должности, включая командира корабля 1-й отдельной авиагруппы, отдельной авиагруппы международных воздушных сообщений и командира корабля Московского управления транспортной авиации.
Основным типом самолета, на котором пилотировал Борис Павлович в те годы, был Ил-12 (пассажирский (транспортный) самолёт для авиалиний малой и средней протяжённости, заменил Ли-2 и С-47). Бугаев Б.П. выполнял полеты на этом самолете в 1947 году, а также с 1949 по 1956 годы. По приказу ГУ ГВФ № 96/л от 17 марта 1950 года, Бугаев Б.П. становится командиром Ил-12.
Справка о выполненных рейсах Борисом Павловичем Бугаевым. Источник фотоматериала https://uvauga.ru/docs/otdely/rio/kniga_Bugaev.pdf
Во второй половине 1950-х годов произошло внедрение в эксплуатацию первого советского реактивного пассажирского самолета Ту-104. Этот значительный прорыв существенно повлиял на дальнейшее развитие гражданской авиации.
Начало освоения Ту-104 в ГВФ было положено в московском аэропорту Внуково, где было создано специальное авиаподразделение для реактивных самолетов. Борис Павлович был одним из первых пилотов, которые освоили этот реактивный лайнер и принимали участие в его эксплуатационных испытаниях. По приказу ГУ ГВФ № 80/л от 17 апреля 1956 года, он был утвержден командиром корабля Ту-104.
До ноября 1957 года Бугаев Б.П. - командир корабля и пилот-инструктор Авиаотряда реактивных самолетов № 200 Московского управления транспортной авиации ГВФ.
Борис Павлович Бугаев. Источник фотоматериала: https://warheroes.ru/hero/hero.asp?photo_id=1607
Позже Борис Павлович около года занимает должность командира авиаотряда особого назначения Московского управления транспортной авиации ГВФ, который был создан для перевозки высших руководителей государства и правительственных делегаций. А уже с ноября 1958 года Бугаев Б.П. - командир корабля и старший шеф-пилотом особо важного самолета в Военно-Воздушных Силах.
Должность командира 235-го (правительственного) авиаотряда гражданской авиации Борис Павлович занимал с августа 1959 года по август 1966 года. На протяжении длительного времени Бугаев Б.П. выполнял роль личного пилота (шеф-пилота) Леонида Ильича Брежнева (генеральный секретарь ЦК КПСС с 1966 по 1982 год, председатель Президиума Верховного Совета СССР с 1977 по 1982 год).
А 1961 год для Бориса Павловича ознаменовался двумя противоположными по эмоциям случаями.
Так 9 февраля 1961 года Борис Павлович управлял самолетом Ил-18, на борту которого находилась советская делегация во главе с Брежневым Л.И., направлявшаяся в Гвинею. В районе Средиземного моря, на расстоянии 130 километров от города Алжир, самолет был атакован французским реактивным истребителем, который дважды открыл огонь по советскому самолету. В этой сложнейшей ситуации Бугаеву Б.П. удалось проявить профессионализм и мужество, оба раза выводя самолет из зоны обстрела.
А уже 14 апреля 1961 год, Бугаев Б.П. управлял воздушным судном Ил - 18 и доставил в Москву с места приземления летчика-космонавта Гагарина Ю.А.
Указ о присвоении Борису Павловичу Бугаеву воинского звания – Главный маршал авиации. Источник фотоматериала: https://uvauga.ru/docs/otdely/rio/kniga_Bugaev.pdf
В 1966 году Борис Павлович заочно окончил Высшее училище гражданской авиации в городе Ленинграде и этом же году ему присвоили звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот», чем отметили выдающиеся успехи Бугаева Б.П. в выполнении заданий семилетнего плана по перевозкам пассажиров воздушным транспортом, применении авиации в народном хозяйстве и освоении новой авиационной техники.
Новый этап в биографии Бориса Павловича наступил в августе 1966 года, он был назначен заместителем, а вскоре уже в 1967 году — первым заместителем министра гражданской авиации СССР.
В мае 1970 года Бугаева Б.П. был назначен на должность министра гражданской авиации Советского Союза. Это повышение ставило перед ним новые, более сложные и масштабные задачи и теперь приходилось нести ответственность за целую отрасль, играющую большую роль в стране в рамках научно-технического прогресса.
Борис Павлович Бугаев. Источник фотоматериала: https://warheroes.ru/hero/hero.asp?photo_id=22100
В бытность Бориса Павловича министром активно развивалось авиастроение. В 1970-е годы советские авиаторы успешно освоили – самотлеты Ту-134А, Ил-62М, Ту-154, Як-18Т, Ил-76Т, Ан-30, а также вертолеты Ми-6, Ми-8 и Ми-10К. Важным событием было начало регулярных пассажирских рейсов на советских самолетах третьего поколения. Особо следует отметить первый широкофюзеляжный лайнер Ил-86, вмещавший 350 пассажиров, и Як-42, вмещавший 120 пассажиров. Выдающимся достижением стало создание в первой половине 1980-х гг. тяжелого дальнего транспортного самолета Ан-124 «Руслан».
В этот период были реконструированы и построены сотни аэродромов, создана инфраструктура наземного обеспечения полётов, получила бурное развитие отраслевая наука и впервые была создана система автоматизированного управления воздушным движением.
Ульяновский институт гражданской авиации имени Б.П. Бугаева Источник фотоматериала: https://vk.com/wall-207609432_87
Бугаев Б.П. оказал благоприятное влияние на организацию делопроизводства, ликвидировав излишнюю переписку в отрасли. Его подход к делопроизводству оставался актуальным и в последующие годы. Также стоит отметить его значительный вклад в унификацию нормативных документов, таких как Воздушный кодекс СССР, Наставления по производству полетов и Руководство по эксплуатации воздушных судов, что способствовало совершенствованию правовой базы в гражданской авиации.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 июля 1983 года за выдающиеся заслуги в развитии советской гражданской авиации и трудовой героизм Бугаев Б.П. награждён орденом Ленина и второй золотой медалью «Серп и Молот».
Борис Павлович имея огромные успехи в работе на посту министра оставался замечательным лётчиком и летал за штурвалом авиалайнеров до 1985 года.
С мая 1987 года Бугаев Б.П. стал Генеральным инспектором Группы генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. В 1992 году Борис Павлович вышел в отставку.
Борис Павлович награждён пятью орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, двумя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1-й степени, «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени, «Знаком Почёта», орденом Труда (Чехословакия), «Звездой дружбы народов» (ГДР), орденом Народной Республики Болгария (Болгария), орденом Сухэ-Батора (Монголия), орденом Дружбы (Вьетнам), также он Лауреат Ленинской премии, Государственной премии и заслуженный пилот СССР.
Памятник на могиле Бориса Павловича Бугаева. Источник фотоматериала: https://warheroes.ru/content/images/monuments/Mogili%20GST%201/BugaevBPMon_ND.jpg
Имя Бориса Павловича присвоено Ульяновскому институту гражданской авиации и его именем назван самолёт SSJ 100 компании «Аэрофлот».
Бугаев Б.П. умер 13 января 2007 года и был похоронен на Новодевичьем кладбище в городе Москве.
Советник РАРАН
В.В. Истомин