7 августа 1943 года на вооружение Красной армии была принята средняя самоходная артиллерийская установка (САУ) СУ-85. Производство продолжалось вплоть до конца 1944 года, согласно информации Главного бронетанкового управления СССР за весь период было выпущено 2335 серийных машин, а также более 300 модификаций.
В 1942-1943 гг. на фронте большое распространение среди частей врага получили бронированные «Тигр», «Пантера» и «Фердинанд». Стоящие на вооружении советской армии на тот момент танки Т-34 и КВ имели пушки калибра 76 мм. Этого типа орудий было недостаточно, чтобы конкурировать с немецкой техникой - 76 мм пушка гарантированно пробивала Pz VI «Тигр» на расстояниях до 500 м и только при попадании в борт, танки нацистов же поражали советскую технику на расстояниях до 1500 м даже в лобовую броню. Таким образом, чтобы вернуть баланс в огневой мощи на полях сражений, было принято решение обновить предыдущую версию «самоходок» СУ-122 и разработать принципиально новый образец.
Самоходная артиллерийская установка СУ-85
(источник фотоматериала)
Первое предложение по разработке новой САУ на базе танков Т-34 и СУ-122 поступило от заместителя председателя Совета народных комиссаров СССР (СНК СССР) Малышева В.А. в письме от 10 апреля 1943 г., адресованного Сталину И.В. и Молотову В.М.
Постановлением Государственного Комитета Обороны СССР (ГКО СССР) № 3289сс от 5 мая 1943 г. было утверждено начало конструкторских работ. Проектирование и производство велось на базе Уральского завода тяжёлого машиностроения (УЗТМ), группу возглавил опытный конструктор Горлицкий Л.И. (советский конструктор бронетехники, лауреат двух Сталинских премий, под его руководством были разработаны самоходные установки СУ-122, СУ-100 на базе танка Т-34, а также СУ-100П на оригинальном шасси и семейство машин на её базе).
Группа Горлицкого Л.И. особенно подходила для выбранной задачи, так как было решено, что новый образец получит шасси от Т-34 с учетом особенностей предыдущей версии САУ, а сам руководитель ранее имел опыт разработки СУ-122 на базе Т-34.
Лев Израилевич Горлицкий
(источник фотоматериала)
Имея наработки по конструкции корпуса, группа конструкторов видела основной задачей именно создание подходящей пушки калибра 85 мм. Изначально были выбраны две площадки: Центральное артиллерийское конструкторское бюро (ЦАКБ) под руководством Грабина В.Г. (советский конструктор и организатор производства артиллерийского вооружения, Герой Социалистического Труда, генерал-полковник технических войск, лауреат четырёх Сталинских премий, действительный член Академии артиллерийских наук) и конструкторское бюро № 9 во главе с Петровым Ф.Ф. (советский конструктор артиллерийского вооружения, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии и четырёх Сталинских премий, генерал-лейтенант инженерно-артиллерийской службы, действительный член Академии Артиллерийских наук).
В кратчайшие сроки инженерами предприятий были представлены варианты С-18 и С-31 соответственно.
Оба варианта не обладали достаточным для использования потенциалом. Орудие С-18, унифицированное с серийной пушкой ЗИС-5, оказалось слишком габаритным, не представлялось возможным его оптимальное размещение в корпусе. Представленная заводом № 9 пушка С-31 также имела неподходящие габариты и массу.
На тот момент, Горлицкий Л.И. и директор Уральского завода Музруков Б.Г. считали, что в текущей ситуации технологии производства пушек Грабина В.Г. и ЦАКБ уступают вариантам от Конструкторского бюро завода № 9. После того, как С-31 не прошла по требованиям, были выданы новые рекомендации. В том же месяце, ещё в мае, сотрудниками КБ Петрова Ф.Ф. был представлен новый образец - Д-5С-85, отвечающий всем необходимым параметрам.
Принципиальна схема САУ СУ-85
(источник фотоматериала)
Сразу после осмотра всех представленных вариантов была собрана комиссия из представителей ряда основных производственных и оборонных ведомств: Народного комиссариата тяжелой промышленности (НТКП), Народного комиссариата вооружения (НКВ), Главного бронетанкового управления.
Уже 7 июня было вынесено решение о создании 3 испытательных образцов: СУ-85-IV с пушкой С-18 (ЦАКБ), СУ-85-11 с последним предложенным орудием Д-5С-85 (КБ завода №9), СУ-85-1 с измененной пушкой С-18-1 ЦАКБ, модифицированной Уральским заводом тяжёлого машиностроения.
Испытания заняли почти 2 месяца. Испытывались как ходовые характеристики корпуса, так и огневая мощь орудий. В ходе испытаний только пушка Д-5С-85 показала необходимые результаты - она отстреляла полный запланированный объем без ремонтных работ, чего нельзя сказать об орудиях образцов СУ-85-1 и СУ-85-IV, отстрелявших кратно меньше из-за поломок. Нареканий по конструкции корпуса обнаружено не было.
Получив результаты испытаний, комиссия вынесла окончательное решение. Постановлением ГКО № 3892 от 7 августа 1943 года на вооружение Красной армии была принята самоходная артиллерийская установка СУ-85 с пушкой Д-5С. В документе также было указано окончание производства СУ-122 и Т-34. Таким образом, профилем Уральского завода отныне стали САУ.
Колонна СУ-85 на площади Ленина в освобожденном Минске
(источник фотоматериала)
В результате была получена универсальная для поставленных задач машина. По сравнению с предшественником СУ-122, новая САУ имела более высокую скорострельность, кроме того, экипаж стал меньше на одного человека, теперь в «самоходке» находились четверо - командир, мexaник-вoдитeль, наводчик и заряжающий. Это позволило перераспределить пространство внутри, из-за чего вес уменьшился почти на тонну, и появилось место для дополнительных боеприпасов.
Боевая масса СУ-85 составляла 29,6 тонны. Полный боезапас включал в себя 48 единиц бронебойных, подкалиберных и осколочных снарядов. Масса каждого из них не превышала 10 кг. Основной бронебойный снаряд позволял при угле встречи в 90 градусов пробивать 111 мм брони на расстояниях до 500 метров, 102 мм - на расстояниях до 1 км. Ряд факторов обеспечивал достаточную скорострельность - до 7 выстрелов в минуту.
Принципиальна схема САУ СУ-85
(источник фотоматериала)
При проектировании особенно учитывался вопрос защиты САУ. Лобовая броня располагалась под оптимальным углом в 50 градусов, ее толщина составляла 45 мм. По остальному периметру машина также имела броню в 45 мм, днище и крыша защищались двадцатимиллиметровыми плитами. «Самоходка» обладала максимальной скоростью в 51 км/ч и дальностью хода в 300 км. Габаритные размеры СУ-85: длина (c пушкой вперёд) - 8,13 м; длина корпуса - 6,1 м; ширина - 3 м; высота - 2,3 м. Преодолеваемые препятствия: подъём - 35 градусов; высота стенки - 0,75 м; ширина рва - 2,5 м; глубина брода - 1,3 м.
После попадания на фронт из СУ-85 формировались самоходные артиллерийские полки (САП), которые под руководством взвода управления в Т-34 могли выступать в роли отдельной боевой группы и в составе истребительно-противотанковых артиллерийских полков (ИПТАП).
Самоходная артиллерийская установка СУ-85
(источник фотоматериала)
Мобильность и маневренность машин позволяла использовать их как быстрый резерв на танкоопасных направлениях. Часто СУ-85 выступала в составе танковых частей, как поддержка танков Т-34. В такой комбинации и участии пехоты, связка становилась особо опасной для бронированных и мощных, но тяжелых и медленных, соединений врага. При обороне же САУ использовались в качестве засад. Подпустив врага на малую дистанцию (менее 500 м), орудия «самоходок» из укрытий были способны поразить любую технику противника.
Наибольшее влияние СУ-85 как «истребитель танков» оказала в боях под Смоленском и на территории УССР. Многие из них дошли до Берлина. Командиры отмечали высокую надежность, ценили машину за точную стрельбу и маневренность. Во многом именно СУ-85 определила будущие стремления советских конструкторов к созданию мощных, но маневренных САУ.
Но уже осенью 1943 года, появилась необходимость в улучшении первого образца. Изначально выпускались СУ-85 и СУ-85А, обладающая пушкой С-5С-85А, отличающейся от обычной версии методом изготовления ствола и типом затвора. Однако, части пушек сильно отличались и не могли использоваться в каждой из них. Стало ясно, что нужно принципиально новое оружие, но из исходных составляющих.
Таким решением стала пушка Д-5С-85БМ, повышающей вероятность пробития на 20%. Установочные размеры полностью повторяли Д-5С-85, поэтому замена не являлась проблемой. Ствол орудия оказался на 1068 мм длиннее, поэтому для уравновешивания был оттянут назад в конструкции и начале 1944 года прошел испытания, но не был принят на вооружение из-за появления новых решений для САУ.
В тот же период велась разработка новой модификации САУ - СУ-100. Чтобы не делить производство на выпуск составляющих для 2 версий, было принято решение адаптировать СУ-85 под новый аналог. Им стала СУ-85М, представляющая собой СУ-100 с пушкой Д-5С. Всего было произведено немногим более 300 машин.
Колонна САУ СУ-85, начало 1945 года
(источник фотоматериала)
Позже на вооружение был принят средний танк Т-34-85, также имеющий пушку 85 мм версии Д-5Т. В связи с появлением новой версии С-53, предложенной ЦАКБ, было принято решение об окончании производства на заводе № 9 пушек Д-5С-85 и, как результат - переход в вопросе самоходных артиллерийских установок с СУ-85 на СУ-100.
Советник РАРАН
В.В. Истомин