Ровно 50 лет назад, 7 августа 1973 года, cовместным постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 554-172 на вооружение Советской армии был принят «Объект 172М», получивший название Т-72 «Урал». До конца года было произведено 30 образцов этой машины, а с 1974 года стартовало серийное производство. Выпуск модификаций Т-72 продолжается и по сей день.
К моменту начала разработки Т-72 отечественное танкостроение прошло огромный путь. Более чем за 20 лет до этого первые прорывные мысли находили применение ещё в средних танках времен Великой Отечественной войны Т-34-85, Т-44.
Вплоть до 1967 года конструкция башни, характеристики пушек и ходовой постоянно видоизменялись. В конечном итоге новейшей машиной на тот момент являлся танк Т-64 и его модификации, в особенности вариант Т-64А со 125 мм пушкой Д-81, принятый на вооружение в начале 1968 года.
Т-72 в первой модификации (объект 172М) на параде
(источник фотоматериала)
15 августа 1967 Совет министров СССР постановил оснастить Советскую Армию новыми средними танками Т-64 и развить мощности для их производства, что подразумевало переход производства на новые площадки, одной из которых также должен был стать Уралвагонзавод. Вместе с тем в постановлении предписывалось выпустить «резервный» вариант для Т-64.
Укрепило необходимость создания новой версии танка и другое постановление от 5 января 1968 года, на основании которого Министром оборонной промышленности СССР был издан приказ о разработке танка «особого» периода.
Леонид Николаевич Карцев
(источник фотоматериала)
Разработка образцов была поручена группе конструкторов из Уралвагонзавода, во главе которой стали руководитель конструкторского бюро Леонид Николаевич Карцев (генерал-майор, лауреат Государственной премии СССР) и его заместитель Валерий Николаевич Венедиктов (генерал-лейтенант, Герой Социалистического Труда, лауреат двух Государственных премий СССР). За основу для разработки брались танки Т-64 и Т-62.
Валерий Николаевич Венедиктов
(источник фотоматериала: В.А. Андронов, С.В. Устьенцев, Д.Г. Колмаков «Боевые машины Уралвагонзавода. Танк Т-72», 2004)
Т-62 являлся предыдущей версией основного среднего танка Советской армии. Принятый на вооружение в 1961 году именно он, а не американский Т-95 (который был лишь прототипом), стал первым в мире серийным танком с гладкоствольной пушкой. В отличие от предшественника, Т-62 обладал 115 мм пушкой, бронированием под стать тяжелым танкам, однако оставался в классе средних. Таким образом, именно в нем был заложен ряд принципов проектирования, актуальных на момент создания Т-72.
В последующие два года, до 1970 г., было произведено почти 20 экземпляров техники. Фактически они представляли из себя «пересобранный» Т-64А с наработками и элементами «объекта 167» (модернизированного Т-62) и самого Т-62. Были заимствованы наработки по системе автоматического заряжения (полностью произошла перекомпоновка боевого отделения) и двигателю В-45К, прочие идеи не прошли проверку Министерства оборонной промышленности. Отмечалось, что именно эта машина первой получила обозначение «Объект 172». Путь до «Объекта 172М» она проходила долгих 2 года.
Танк «Объект 167» (модернизированный Т-62)
(источник фотоматериала: В.А. Андронов, С.В. Устьенцев, Д.Г. Колмаков «Боевые машины Уралвагонзавода. Танк Т-72», 2004)
Первые испытания показали низкую надежность некоторых систем. Однако новый двигатель показал отличный результат - настолько хороший, что после испытаний летом 1969 года была форсирована подготовка производства танка Т-64А с новым двигателем. При этом система заряжения и система охлаждения двигателя того же успеха не продемонстрировали.
Конструкторское бюро Уралвагонзавода оперативно предприняло ряд мер повышения надежности, которые были успешны согласно отчетам с танкодромов по всему СССР от первой половины 1970 года. Автоматы заряжания соответствовали параметрам пушки Д-81Т (той, что изначально появилась при разработке Т-64А), система охлаждения также была стабильна. Единственной крупной проблемой оставалась низкая надежность ходовой части (до 30% отказов согласно обобщённым отчетам).
Танк «Объект 172»
(источник фотоматериала: В.А. Андронов, С.В. Устьенцев, Д.Г. Колмаков «Боевые машины Уралвагонзавода. Танк Т-72», 2004)
Как раз во время разработки «Объекта 172» главным конструктором завода стал Венедиктов В.Н., изначально работавший заместителем Карцева Л.Н. Под его руководством уже к концу 1970 года были произведены 3 модифицированных машины, получивших индекс «Объект 172М».
Новые машины действительно сильно отличались от обычной версии «Объекта 172». Главным изменением, безусловно, стала полная переработка ходовой части. Помимо этого, был установлен новый двигатель В-46 на 780 л.с., смонтирована двухступенчатая кассетная система воздухоотчистки, усовершенствована трансмиссия и увеличена емкость топливных баков.
Одним из основных преимуществ касаемо производства образца стала заранее предусмотренная конструкторами взаимозаменяемость ряда компонентов с предыдущими моделями. Позднее отмечалось, что именно это во многом и обеспечило быстроту внедрения новых узлов.
Сравнение ходовой части «объекта 172» и «объекта 172М»
(источник фотоматериала)
Начался затяжной период испытаний. К весне 1971 года завершены заводские испытания и машины были продемонстрированы министру обороны Гречко А.А. и министру оборонной промышленности. Звереву С.А. Позже, к лету 1972 года были произведены 15 экземпляров техники, которые сразу же отправились на многомесячные испытания.
По результатам испытаний крупных недостатков обнаружено не было. В числе недоработок отмечались лишь малая часть сварных швов, недостаточная слышимость по переговорному устройству, необходимость улучшения ремкомплекта и пр. Все доработки были окончательно исправлены к первой половине следующего года.
В середине 1973 года установочная партия успешно прошла войсковые испытания, вследствие чего по поручению лично Брежнева Л.И. была собрана соответствующая комиссия для решения о принятии на вооружение. Наконец, 7 августа 1973 года постановлением ЦК КПСС и Совета Министров машина была принята на вооружение под названием «Т-72».
В результате основной танк Советской армии имел самое удачное сочетание боевых, защитных и ходовых характеристик танка среди всех военных держав. Имея массу в 41 тонну, машина могла развивать скорость до 45 км/ч по внедорожью и имела запас хода в 700 км. В экипаж входило только 3 человека, однако их хватало для совмещения оптимальных ходовых и огневых характеристик при выполнении поставленных боевых задач.
Танк «объект 172М»
(источник фотоматериала: В.А. Андронов, С.В. Устьенцев, Д.Г. Колмаков «Боевые машины Уралвагонзавода. Танк Т-72», 2004)
Основным орудием ожидаемо стала доработанная пушка Д-81Т с боекомплектом в 39 снарядов. Несмотря на высокую подвижность, конструкторы не стали жертвовать броней - лобовая сторона в горизонтальном сечении имела толщину в 550 мм, а наклон верхней лобовой детали составил 68 градусов - такое сочетание делало танк невероятно защищенным в передней части. Из прочих защитных деталей выделяются противокумулятивные бортовые экраны и система термодымовой аппаратуры.
Со временем Т-72 «Урал» и его модификации стали важными участниками реальных боевых операций. За 50-ти летнюю историю танк успел поучаствовать во множестве вооруженных конфликтов, среди последних можно выделить Сирию и конфликты на постсоветском пространстве. За годы эксплуатации машина не раз показала себя, как надежная и конкурентноспособная техника. Модификации Т-72 были проданы более чем в 30 стран мира и зарекомендовали отечественное танкостроение с лучшей стороны.
Конечно, за полвека Т-72 претерпел множество изменений. Так как машина была принята в качестве основной боевой танковой единицы, её постоянные доработки были обязательны. На данный момент известно о 32 модификациях.
Последней крупной модификацией стал Т-72Б3 образца 2016 года. Среди его особенностей можно выделить: комплексы модульной динамической защиты «Реликт», ходовые характеристики (при массе в 46 т. Т-72 является одним из самых подвижных и маневренных танков в мире), кумулятивные решетчатые экраны, цифровые агрегаты и стабилизатор вооружения 2Э58.
Т-72Б3 образца 2011
(источник фотоматериала)
Полностью измененный Т-72 является одним из основных боевых танков Российской Федерации и сегодня.
Советник РАРАН
В.В. Истомин